Великий русский философ Василий Розанов сказал: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом уже все остальное». Наша собеседница была в роли педагога один раз, зато в нашумевшем сериале «Школа». Своим взглядом на прошлое, настоящее и будущее учителя с «Новой неделей» поделилась известная актриса Елена Папанова. | ||
|
||
«Многие говорят, что «Школа» – это «чернуха».
Нет, это просто сериал, который нужно понять» |
||
«Я была шокирована…» – Елена Анатольевна, сильно отличались ваши представления о современной школе от того, что вы узнали в ходе съемок сериала «Школа»? – Сериал снимали в самой обычной школе на окраине Москвы, и, конечно, столкнувшись с сегодняшней школой, я была шокирована. Моя младшая дочь окончила школу восемь лет назад, и я, естественно, потеряла интерес к этому учебному заведению, не знала, что там происходит. Знаете, я не поверила, когда в первый день съемок увидела, во что одеты некоторые героини этого фильма. Я подумала: «Да так не одеваются!» Но во время перемены, когда нас со съемочной группой отпустили на маленький перерыв, я вышла в коридор и увидела, что некоторые девочки одеты именно так: довольно вызывающе, с ярким макияжем и так далее. В общем, как героиня «Школы» Оля Будилова. В свои школьные годы я тоже была влюблена в одного мальчика и мне очень хотелось ему по-нравиться. Я раздобыла у мамы пудру и стала пудриться. Это увидела учительница, вызвала в школу мою бабушку и попросила ее проследить за тем, чтобы Лена никогда в школе не пудрилась. Учитель для нас был авторитетом, и его мнение по поводу того же внешнего вида уважали. Но, понимаете, школа меняется вместе с нашей жизнью, она не может существовать от нее отдельно, а наша жизнь меняется явно не к лучшему. Кто для детей авторитет? – Мой предыдущий собеседник журналист Сергей Ломакин сказал, что молодежь не знает положительных героев. А ведь в школе таковым запросто может стать учитель. Вы верите в это? – Учитель может быть героем, и если он станет таковым, многим ребятам будет на кого равняться. Недавно в одной из телепередач, в которой я участвовала, прозвучала мысль: чтобы учитель был авторитетом для ученика, он должен быть успешным человеком. На данном этапе так и должно быть. – Как же стать учителю таковым авторитетом? – Он должен делать карьеру, быть материально обеспеченным и, бесспорно, педагог должен хорошо знать предмет. Но главное – у него должен быть талант. Если я учитель, знаю свой предмет, но у меня нет таланта, я не «зажигаю» им своих учеников, получается, что я не заинтересую их своих предметом, и толку от такого педагога будет мало. Важно, чтобы учитель был и всесторонне развитым человеком – чтобы с ним можно было поговорить и о театре, и о музыке. Нашему поколению было проще: в СССР был социализм, и считалось, что в таком обществе все равны. А сейчас есть прослойка богатых и очень много бедных. И если перед учениками сидит учительница, пусть даже очень хорошая, но в заштопанных чулках, надо понимать, что авторитетом для ребят она не будет. Потому что детям внушают, что главное в жизни – карьера и достойная зар-плата. – Выходит, на другие жизненные ценности их может переключить только молодой и успешный педагог? – Да. Но сегодня говорят, что мало кто из молодых хочет быть учителем. Очень обидно, если они заканчивают вуз только для того, чтобы получить диплом. Конечно, с детьми работать очень сложно, и, наверное, многие из них понимают, что для такой работы нужно прежде всего призвание. |
||
|
||
«Школа» – – А кого из своих учителей вспоминаете с особой теплотой? – У меня была замечательная учительница литературы Мария Григорьевна Брехман. Она не просто знала предмет, но и «зажигала» наш интерес к литературе и русскому языку – я по сей день пишу без ошибок. Был у нас прекрасный педагог Григорий Яковлевич Дорф – учитель английского языка, впервые организовавший в Москве лингафонный кабинет английского языка, а затем создавший в школе радиостанцию. Мы работали на ней звукооператорами, звукорежиссерами, писали сценарии, приглашали интересных людей и каждую большую перемену выпускали свою новую радиопередачу. Кстати, Григорий Яковлевич до сих пор работает в школе, и радиостудия по-прежнему существует! – Что должны сделать властьпридержащие, чтобы в школе и сегодня работали такие интересные люди, как ваши педагоги? – Цель у государства должна быть одна – чтобы в школу пришли знающие, современные и успешные люди, но как это сделать, я не знаю. Давайте возьмем педагогические вузы – сейчас туда поступить легче, чем скажем, в МГУ. Но я бы сделала в такие институты очень жесткий отбор, поскольку молодых и талантливых людей надо заинтересовывать той же очень высокой зарплатой учителя, но при этом должна быть послевузовская отработка в школе в течение пяти лет. В общем, в школу нужно вкладывать очень много. – Сериал «Школа» – это хороший вклад? – Сериал сделал благое дело: на телевидении появилась серия передач про школу, ее проблемы стали популярной темой для обсуждения. Многие говорят, что «Школа» – это «чернуха». Нет, это просто сериал, художественное произведение, который нужно понять. Да, там многое сконцентрировано, но все это есть в том или ином виде – и курение, и алкоголь, и на это надо обращать внимание. А если не обратим, что тогда будет с нами через десять или двадцать лет? Говорят, что в сериале не показано хорошее, но я с этим не согласна. На данный момент важно знать, что в школе есть плохого, и начать с этим как-то бороться. Да, в таких случаях надо быть жестким, но при этом держать большую дистанцию от учеников не следует – надо быть им другом! Это трудно сделать, но когда учитель станет другом, может, и проблем меньше будет? Возможно, тогда к учителю можно будет подойти и поделиться с ним чем-то, рассказать о проблемах. Если так и происходит, в этом и заключается талант педагога. |