На этой неделе страна отметила День гражданской обороны МЧС России. Когда мы слышим словосочетание «гражданская оборона», вспоминаем, что кто-то призван позаботиться о нас. При этом редко задаемся вопросом: а можем ли мы сами помочь себе и близким? Особенно, если речь идет о чрезвычайной ситуации. Обсудить этот вопрос корреспондент «Новой недели» предложила заместителю директора Всероссийского центра полигонного обучения навыкам оказания первой медицинской помощи после несчастного случая или теракта «Выбор» Наталье Бубновой. |
|
Наталья Бубнова: «Думаю, скоро о необходимости использования тренажеров
на уроках ОБЖ задумаются и в регионах» |
Главное – мыть руки перед едой! – Наталья Валентиновна, исследования показывают, что только один процент россиян знает, как оказать первую помощь, и могут применить эти знания в чрезвычайных ситуациях. Тем временем, в наших школах предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» давно стал обязательным. Выходит, сведений, полученных на этих занятиях, недостаточно, чтобы помочь себе и близким в трудную минуту? – К сожалению, нет. Оказанию первой помощи на таких уроках уделяется очень мало времени – восемь часов. Зачастую на ОБЖ дети успевают усвоить, что нужно мыть руки перед едой, а вот объяснений, как вести себя в тех или иных ситуациях, не получают. Дело в том, что этот предмет появился относительно недавно. Так что учителя, которые пытаются его преподавать, как правило, сами слабы в этой области знаний. Хорошо, если в школьной библиотеке ребенку выдадут учебник «Основы медицинских знаний» для 9-11-х классов, где на уровне мировоззрения школьника описываются серьезные ситуации, которые могут случиться внезапно, а также алгоритмы действий для их очевидцев. Но, согласитесь, нельзя по самоучителю освоить навыки вождения автомобиля. Так же и здесь. Ученик прочитает книгу, запомнит информацию и подробно опишет механизм действий на словах, но если дойдет до дела, выяснится, что он бессилен. Он побоится подойти, не сможет отличить живого пострадавшего от мертвого. А ведь нужно не только уметь оказать помощь, но и ориентироваться, кому она необходима в первую очередь. А такие навыки можно получить только на практике. – А как, по-вашему, должны проходить практические занятия? – Обучить можно только с помощью тренажеров, которые умирают и оживают. В таком случае человек увидит, когда он допускает опасные для жизни пострадавшего ошибки. Наверное, многие знакомы с «Гошей» – специальным тренажером, который мой супруг Валерий Бубнов и его коллеги представили в 1993 году. С тех пор он был неоднократно модифицирован. Кроме того, у него появилась сестра «Глаша» и братик «Гаврюша». С помощью этих трех кукол, которые способны продемонстрировать, что происходит с пострадавшим, можно моделировать различные чрезвычайные ситуации. Так, «Гаврюша» – младенец, который задыхается, потому что у него во рту инородное тело, и если не извлечь его или извлечь неверно, то у малыша исчезает пульс, он синеет, бледнеет и умирает. Если же спасать его правильно, то он розовеет и начинает плакать. «Глаша» обычно имитирует кровотечение. При этом она плачет и активно зовет на помощь. И если кровотечение не остановить, то она умирает. А «Гоша» просто не подает признаков жизни, пока кто-нибудь не примет меры по его реанимации. |
|
На соревнованиях спасателей порой используют
до 20 подобных роботов |
Дети рыдали вместе с «Глашей» – То есть преимущество этих тренажеров в том, что они умирают и оживают столько раз, сколько нужно, чтобы каждый ученик освоил навыки оказания первой помощи… – Именно. И мы добились, чтобы эти куклы использовались на Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ. При этом оказание первой помощи объединили с основами военного дела и основами пожаротушения. Получились два довольно насыщенных этапа. На первом ребята собирали автомат, ползли с ним через линию обстрела, где находили двух «Глаш», одна из которых была в коме, а вторая – с признаками биосмерти. Потом дети покидали линию обстрела и видели «Гошу» без признаков жизни, переносили его в укрытие и оказывали ему помощь. В ходе второго этапа школьники должны были затушить воспламенившийся электроприбор, далее, используя средства индивидуальной защиты, преодолеть зону задымления и уже на улице оказать помощь четырем пострадавшим. Тут самое главное было в правильном выборе очередности спасения: кто-то плакал, кто-то задыхался, кто-то не подавал признаков жизни. И все это настолько правдоподобно, что, я уверена, каждый из 140 участников вынес из этих ситуаций что-то для себя, каждый чему-то научился! – У детей все-таки иное восприятие. Они эти ситуации воспринимают как игру? – Не совсем. Дело в том, что в олимпиаде по ОБЖ участвуют ученики 9-11-х классов. В этом возрасте сначала все воспринимается как шутка. Но когда они попадают в экстремальную ситуацию, где все нужно делать четко и вовремя, им уже не до смеха. Были случаи, когда вместе с плачущей «Глашей» рыдали и участницы соревнований, которые пытались ее спасти! Это тоже говорит о низком уровне подготовки. В таком случае мы вынуждены следить, чтобы ребенку на этапе самому не стало плохо от переживаний и расстройства, что у него что-то не получается. Однако, отмечу, ни один школьник не упрекнул организаторов в нереальности созданных условий. Больше того, они радовались, что научились чему-то полезному на этой олимпиаде! Регионы пока отстают… – Наталья Валентиновна, вы не припомните, как показали себя на последней олимпиаде школьники из Татарстана? – Не только на нынешней, но и на предыдущей олимпиаде по ОБЖ я ваших ребят не встречала. Допускаю, что не участвовали они и в региональных отборочных турах. Хотя не понимаю, почему? В вашей республике проводится множество тематических конференций, связанных с чрезвычайными ситуациями и спасением людей. Но, видимо, это все проходит на более высоком, профессиональном уровне, а до школ не доходит. Хотя и во всероссийских соревнованиях спасателей участников из Татарстана я тоже не видела… – Может, дело в дороговизне тренажеров? Наверное, не каждый школьный бюджет осилит такое приобретение? – Смотря с чем эту цену сравнивать! Сейчас многие школы оснащены интерактивными досками. А между тем, некоторые из них стоят значительно дороже, чем тренажер. Так что, думаю, одну куклу на школу купить можно. Я уж не говорю о тех учебных заведениях, которые получают крупные гранты! Кстати, в Москве уже задумались о необходимости этих тренажеров в кабинетах ОБЖ. Недавно такое приобретение сделали 142 школы Южного округа столицы. Да и в Центральном округе куклы есть в 50 учебных заведениях. Думаю, скоро вопрос о необходимости их приобретения встанет и в регионах. – Есть ли какие-то постулаты, о которых люди обычно забывают во время чрезвычайной ситуации? – Постулаты – это что-то близкое американскому Красному Кресту. В России – другой менталитет и другой уровень оказания помощи. Наши люди могут не заметить пострадавшего или заметить, но пройти мимо. Даже если человек обучен и намерен помочь, постулаты все равно вылетят из его головы, а вот отработанные навыки останутся! И если человек знает, что нельзя волноваться и что нужно посмотреть, не угрожает ли ему самому опасность, когда он спешит на помощь, то все будет в порядке. Но этому нужно учить с дет-ства, потому что в 14-15 лет мозг ребят впитывает знания, как губка. И многие из них еще не злые: они не пройдут мимо, если знают, что способны помочь! Добру ребенка нужно учить не только на уроках ОБЖ. А в 30 или в 40 лет обучать этому практически бесполезно! Взрослые ведь всего боятся: «Вдруг потащат в милицию как свидетеля или, хуже того, засудят! Не подойду. Авось, кто-нибудь другой поможет…». |