ЗАТЕРЯННЫЕ В ДЖУНГЛЯХ

Когда мы ехали в эту страну, а точнее летели в «Боинге» почти восемь часов, всю дорогу меня терзала мысль: «Куда едем, зачем едем?» На обратном пути из страны далекой в голове крепко засело одно: удивительная, потрясающая поездка! В страну, в которую влюбляешься не с первого взгляда – со второго. Зато надолго и всерьез.
 

Это Таиланд, где смешалось все: роскошные королевские дворцы и убогие хижины, строгий Бангкок и столица мировой секс-индустрии Патайя, китайцы, призванные поднять экономику (куда ж без них, родимых!), и моны, живущие в резервации… Вы не знаете, кто такие моны? Мы тоже не знали, пока не обнаружили их в джунглях – это постоянное место жительства 120 тысяч (!) человек, для которых выход в большой мир практически закрыт. Почему? Об этом и не только наш рассказ о стране, в которой делаешь удивительные открытия.

 

Вот так выглядит
«Азиатская Венеция»
 

Так вот ты какая, река Квай…

Путешествие в Таиланд, страну в Юго-Восточной Азии, считается для российских туристов весьма экзотическим. Ну а путешествие по реке Квай считается экзотикой даже для тайцев. Чтобы понять и почувствовать, что такое Азия, мы и отправились по данному маршруту.

Выбрали эксклюзивный тур по реке Квай, потому что группа в таком случае состоит всего из нескольких человек (нас было пятеро). А это дает возможность посетить единственный в тай-ских джунглях пятизвездочный отель, познакомиться с племенем монов и побывать в местах, доступных только для очень небольших групп. Везением для нашей маленькой, но дружной компании стала и гид Татьяна, потрясающая рассказчица, что, поверьте, большая редкость.

Река Квай (то есть большая река) – главная туристическая река Таиланда. Ее мутные воды с быстрым течением протекают в провинции Канчанабури через джунгли по живописнейшим местам. На реке построены гидроэлектростанции для выработки электрической энергии. Они добавляют местному ландшафту дополнительную изюминку за счет искусственных озер. Кстати, на берегах Квая расположено много национальных парков.

Эта река известна некоторым российским киноманам благодаря художественному фильму «Мост через реку Квай», который снят режиссером Девидом Лином в 1957 году и завоевал семь «Оскаров» и три «Золотых глобуса». Картина рассказывает о захваченных японцами в плен британских солдатах, командир которых вынужден строить железнодорожный мост через реку Квай в Бирме. Влияние японской империи в 1940-х в Азии было очень велико. Заняв полуостров Малакка, японская армия начала строить «Железную дорогу смерти», которая была нужна для доставки боеприпасов и продовольствия японским солдатам в Бирму. Но камнем преткновения стал мост через реку Квай. При строительстве моста и железной дороги погибли свыше 100 тысяч военнопленных…

Главной целью нашего многочасового путешествия по реке Квай было знакомство с племенем монов. Но прежде чем оно состоялось, мы сделали в пути несколько остановок по требованию. Первой из них стал плавучий рынок.

 

Вы всё ещё стираете обычным порошком? Тогда мы плывём к вам!
 

«Азиатская Венеция»

Между нынешней столицей страны Бангкоком и Аюттайой, древней столицей Таиланда, расстояние 80 км, и эти два города соединяла река Чао Прайя, главная водная магистраль страны. Она соединяла не только две столицы, но и множество искусственных каналов, специально прорытых на глубину не более 2,5 метра. Местные жители рыли каналы, начиная с XVI века. Спросите, зачем? Дело в том, что они были единственным средством передвижения по стране. Дорог тогда не было, кругом лишь джунгли да непроходимые леса, и сообщение шло только через каналы, по которым курсировали лодки на веслах.

Скажем так, расцвет каналов в Таиланде пришелся на XVIII век, на время правления Рамы V. Это был король-реформатор, а Таиланд тогда назывался Королевством Сиам. Так вот, король много путешествовал по Европе, побывал в Венеции, а этот итальянский город, как известно, находится на воде. Рама V решил создать на родине нечто подобное. Король сказал – король сделал! Так на карте мира появилась «Азиатская Венеция». Сиамские каналы соединяли между собой населенные пункты, города, улицы в крупных городах. По их берегам жило и по сей день живет немалое количество людей. Это самые бедные жители страны, для них туристы – не экзотика, это источник существования…

 

Почём нынче сувениры для народа?
 

Водный мир

Наша группа села в лодку, и мы взяли курс на плавучий рынок. По пути внимательно всматривались, как живут люди на воде. У хозяина каждого дома обязательно имеется своя лодка – без нее как без рук! Те, кто побогаче, рассекают по каналам на моторной, те, кто победнее, – на веслах. В домах на сваях жизнь идет своим чередом: кто-то стирает, кто-то готовит, кто-то слушает музыку. Многие, что удивительно, держат домашних питомцев: собак и кошек. Это ж одичать можно – где четвероногим гулять-то?! Чуть зазевался и – бултых в воду! Но местные шарики и мурзики, судя по всему, водостойкие. И спокойные, как удав: не лают, не кусаются, на туристов не бросаются.

На воде в таких поселениях находится и плавучий рынок. С лодок торгуют всем, чем угодно: готовыми блюдами, рисом, овощами и фруктами, сувенирами и так далее. Не могу сказать, что торговля шла бойко – туристы из самых разных стран больше глазели по сторонам, фотографировали всю эту экзотику, да изредка покупали небольшие сувениры. Попробовать здешние кулинарные творения из иностранцев мало кто отважился, а вот тайцы довольно активно поддерживали, так сказать, местного производителя.

 

Соленый район
По дороге от плавучих рынков до следующей остановки нам то и дело попадались искусственные водоемы. Как рассказала гид Татьяна, они созданы руками жителей для добычи соли. Кстати, добывают ее методом, которым добывали двести лет тому назад. Как говорится, зачем изобретать велосипед?
В нескольких километрах от водоемов находится Сиамский залив с соленой морской водой. Во время прилива «солеводы» открывают задвижки и заполняют водой специально вырытые водоемы. Затем, во время отлива, вода испаряется и соль остается на поверхности. После чего ее собирают, очищают и продают вдоль дорог. В этот район приезжают за солью не только со всего Таиланда, а даже из других соседних стран – Камбоджи и Лаоса.

Думаете, раз люди живут на воде, то здесь полная анархия? Ничего подобного! Есть у них и полицейский участок, и пожарная служба – тоже на воде. И школа, и больница, вся жизнь строится вокруг каналов. За домами мы, кстати, разглядели плантации. Деревья там растут, стоя наполовину в воде. Выращивают местные жители в основном кокосовые пальмы, из кокосов делают масло – в Таиланде оно идет на ура.

…Когда мы подплыли к причалу, то были почему-то несказанно рады. Думаю, земля под ногами была причиной нашего бодрого настроения. Что ни говори, чтобы жить на воде, надо иметь особый характер.

 

Водопад Эраван
состоит из семи уровней
 

Не рубите, мужики, не рубите!

Вторую остановку в направлении реки Квай мы сделали на тиковой фабрике. Тик – это очень ценная порода дерева, которая растет в 180 км от экватора на склонах гор Юго-Восточной Азии. Это дерево называют вечным, потому что изделия из него хранятся столетиями и ничего с ними не происходит. Почему? Все дело в том, что при обработке тикового дерева на срезе выделяется липкое вещество – бесцветная смола, и срез буквально каменеет.

Дерево это очень твердое, и репутация «развалюхи» ему явно не грозит. Мы прямо-таки ахнули, узнав, что по сей день очень бодренько чувствует себя мебель из тика, которой по тысяче (!) лет. В чем рецепт долголетия? Эта мебель не «съедобна» для жучков и в нее не заползают насекомые. Поэтому раньше в тайских домах, которые строили на сваях, пол делали из тика.

Тиковое дерево растет на северо-западе Таиланда. «Взрослый» экземпляр достигает 50 метров в высоту и свыше одного метра в диаметре. Тик нельзя рубить произвольно, все деревья находятся под охраной государства. Для рубки необходимо заплатить налоги и получить специальное разрешение. За каждое самовольно спиленное дерево – штраф, а если речь идет о большом количестве – уголовное наказание.

 

Вот этот столик уже продан – в Америку
 

Королевский поступок

Там, где расположены тиковые мануфактуры, сам тик не растет, древесину сюда привозят. Мастера, которые работают с этим деревом, должны иметь специальное разрешение. И могут трудиться либо в стенах мануфактур – их в Таиланде всего две и обе принадлежат королевской семье, либо дома. Но и в этом случае они должны иметь дополнительное разрешение на работу с тиком на дому. Непослушание уголовно наказуемо.

Мастерство по обработке тика передается из поколения в поколение. Надо сказать, труд этот очень кропотливый, и у резчиков быстро появляются проблемы со зрением. За свою работу самые низкооплачиваемые из них получают от 250 бат (около 250 рублей) в сутки, мастера среднего класса зарабатывают как банковские служащие. А вот зарплата суперпрофессионалов достигает 20 тысяч долларов в месяц. Они творят просто чудеса!

Мастер, которого вы видите на фотографии, трудится над столом с изображением джунглей со слонами, обезьянами и деревьями, где каждый листочек филигранно вырезан со всеми прожилками. Это ж какое терпение надо иметь! У нашего мастера (как-никак нас с ним познакомили, поэтому он наш) и еще одного все работы скупают задолго до того, как они их заканчивают. Вот этот столик тоже продан – в Америку.

Здесь же, на фабрике никто не смог пройти мимо еще одной потрясающей работы. Два лучших мастера к 80-летию любимого короля Таиланда вырезали специальное панно. Трудились они в течение девяти месяцев, но зато, как говорится, душу в это дело вложили. Когда король Рама IX увидел подарок, то решил, что такой шедевр нельзя прятать в собственном доме, то бишь дворце. Потому постановил: оставить панно на тиковой фабрике для всеобщего обозрения. Правитель посчитал, что знакомство с Таиландом без этой картины будет неполным. Что и говорить: поистине королевский поступок.

 

Где много-много диких обезьян…

 

…Эти шустрые создания всегда вызывали у меня чувство умиления. Но после личного знакомства с ними я свое мнение резко изменила. Произошло это на водопаде Эраван, где обитает много-много диких обезьян. Впрочем, обо всем по порядку.
Эраван – самый высокий водопад на юго-западе Таиланда и один из самых высоких в стране. Он состоит из семи уровней, которые растянулись по вертикали на 1500 метров. Вдоль водопада проходит специальная тропа, ведущая аж до шестого уровня. Но обычно туристы поднимаются не выше третьего, больше не осиливают. Мы не стали выделяться на фоне других и, еле отдышавшись, тоже сделали окончательную остановку на третьем уровне.

Впечатления от настоящих джунглей – невероятные! Тут же вспоминаются Маугли и Тарзан, которые чувствовали себя в этой стихии как рыбы в воде. Кстати, о рыбах. В чаше водопада их столько, что глаза разбегаются! Причем они не только глаз радовали, но и дружно работали на туристов – делали им пилинг. Опускаешь ноги в воду – и тут же их облепляют стайки маленьких, но очень трудолюбивых рыбок. Особой активностью отличалась только мелюзга, а вот «крупняк» плавал в некотором отдалении – видно, свое они уже «отпилинговали».

Возвращаясь из джунглей, мы столкнулись с неожиданным сюрпризом, а именно – появлением обезьян. Грациозный перелет самой смелой из них с одной лианы на другую чуть не оставил заикой туристку с Урала. Все произошло настолько внезапно, что девушка чудом не оказалась в ручье водопада! Дальше вся наша группа передвигалась короткими перебежками, постоянно поглядывая наверх.

Джунгли – это то место, где много-много диких обезьян. И ведут они себя как хозяева. Для них туристы – это обслуживающий персонал, весь интерес к ним сводится к конкретному: есть ли угощение для местных «гимнасток»? Нет! Тогда свободны! Могут при этом вертлявые мартышки и нахамить: броситься на фотоаппарат (на него у них нервная реакция), нагло заглянуть в сумку, да просто припугнуть. Видно, чтоб знали, кто в доме хозяин. Что на это скажешь? Дикарки! Но, честное слово, такие милые. Прощались мы с ними с легким сердцем, без слез и рыданий. Впереди нас ждала деревня слонов со своими приключениями…

 

Король посчитал, что знакомство с Таиландом
без этой картины будет неполным

 

Как водрузиться на тайского слона и остаться в живых? Кто такие моны, которые живут в джунглях, но не могут оттуда выбраться? Читайте об этом в следующем номере «Недели».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*