8 марта исполнилось бы 70 лет блистательному актеру тетра и кино Андрею Миронову. Уникальность артистического дара прекрасного мастера комедии, драмы и песни оценили собеседники «Новой недели». | ||
|
||
«Фантастическая работоспособность, постоянный стресс, в котором он находился, и подорвали жизнь Андрея»
|
||
Он искал роль, которую прежде никто не играл Нина Архипова, актриса Театра Сатиры: – Андрея Александровича мы не просто вспоминаем – мы его и не забывали, и у меня до сих пор такое ощущение, что он живой. Прошло уже много лет, как Миронова нет с нами, но лучше его в актерской среде так никого и не появилось. Он очень талантливый, очень современный, очень заразительный актер, который любим и пожилыми зрителями, и молодежью. Я уже играла в Театре Сатиры, когда сразу после театрального училища туда пришел Андрей: практически с ходу он получил одну роль, другую, и пусть поначалу они были небольшими, но они показывали, насколько он работоспособен. Андрей не мог легко остановиться и при этом всех заставлял работать. Именно поэтому все его роли вспоминаются до сих пор. В театре он играл в основном драматические роли, но были и комедийные работы, песни, а двигался на эстраде он просто замечательно, и неудивительно, что впоследствии сумел занять все площадки страны. Конечно, Миронов был человек неспокойный. Он прежде всего искал такую роль, которую прежде никто не играл. Он много читал, а потом уже предлагал пьесу Плучеку (главному режиссеру Театра Сатиры – прим. ред.). Не во всем Валентин Николаевич с ним соглашался, но многие произведения в репертуар брал. Андрей вообще много делал, чтобы становиться интеллектуальнее, образованнее: он интересовался тем, что происходит в мире, в стране, что печатала пресса, у него был интерес к жизни. В жизни у него было много друзей, и Миронов всегда был им верен. Он не был в их среде балагуром и весельчаком, а скорее, человеком собранным. Знаю, Миронов переживал, что ему не удалось сняться в главной роли у Рязанова в фильме «Ирония судьбы» – он очень хотел поработать у этого режиссера. Он вообще был жадный до работы, чего сейчас нет у артистов нынешних, особенно в телесериалах. Еще вспоминается, что перед началом любого концерта, в любом городе – даже общего, а не своего собственного – Андрей Миронов приезжал раньше всех: проверял зал, акустику, звукоаппаратуру, свой голос. Миронов знал: если перед ним зритель, все должно быть на высоте. Сейчас такого уважения к зрителю уже нет… Всесоюзная звезда Сергей Капков, киновед, автор книг об актерах: – Лично мне сложно вспомнить актера, более популярного, чем Андрей Миронов – в частности, в 70-е годы, потому что это был актер, непохожий ни на кого. Прежде всего из-за какой-то легкости, воздушности, простоты – в том смысле, что все в искусстве ему давалось элементарно. Тут были летящие жесты, ощущение, что он куда-то торопится… Даже песня у него про спешку есть, и все действительно верили, что он куда-то бежит, порхает по этой жизни. Но мало кто знал, что за каждым таким движением и жестом стоит тяжелейший труд: Миронов изматывал себя – он отрабатывал фразы и движения, очень долго репетировал каждый куплет, а люди думали, что у Миронова идеальный слух, и он с ходу может спеть, что угодно. Миронов стал всесоюзной звездой в 27 лет, а для советского кино это очень ранний возраст: «звездами» у нас становились гораздо позже. Все это произошло с ним благодаря двум работам – «Бриллиантовой руке» в кино, и потрясающему спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Его персонажи очень полюбились зрителю. Вообще успех Миронова был обусловлен прежде всего комедийными ролями, потому что наши зрители в комедиях видели какую-то отдушину, отдыхали от надоевших производственных и псевдопатриотических картин – и неудивительно, что комедийные актеры были обожаемы советскими людьми. Да, комики были разные, но Миронов отличался от них своим, хоть и водевильным, но зато острохарактерным, обаятельным и располагающим к себе героем. Геша Козодоев в «Бриллиантовой руке» – просто филигранная актерская работа, что подтвердили как рядовые зрители, так и высоколобые критики нашего кино. Его роли в Театре Сатиры в этот период были довольно одноплановы, и даже некоторые коллеги говорили ему, что он переигрывает и увлекается прыгучестью. Миронов со временем действительно стал тяготиться комедийным амплуа, хотел от него уйти, и в конце 70-х сыграл роли в фильмах Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и «Двенадцать стульев». Но если в роль министра-администратора Миронов попал довольно точно, то Остап Бендер получился неудачным как для фильма, так и для карьеры актера. Вспомните, у авторов книги Бендер был актером – он постоянно перевоплощался в зависимости от ситуации и от того, с кем общался в данный момент, а Миронов в этой роли был вялым, инертным, с застывшим рыбьим взглядом. |
||
|
||
Сейчас трудно сказать, как бы он встретил 70-летие, если бы так рано и трагически не ушел из жизни. Наверное, это был бы величайший из актеров, который не уставал бы работать над собой – сейчас так могут только Евгений Миронов и Владимир Машков. | ||
Это был артист Леонид Квинихидзе, кинорежиссер (музыкальные фильмы «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки»): – С Андреем Мироновым мы знакомы с детства, наши родители близко дружили. Повзрослев, Андрей во многом оставался ребенком – он всегда был веселым, остроумным, находил возможности для розыгрышей. А все, что с ним происходило в искусстве, сравнимо с тем, как словно бы его кто-то осенял. Миронов – гордость нашего кинематографа, и, вспоминая мои две работы с участием Андрея, я с каждым годом понимаю, насколько они мне дороги. Эти фильмы – не просто работа с Андреем, но и взаимопознание, изучение друг друга, я понял, что со временем он станет замечательным режиссером, поскольку он многому учился и у меня, а я многому учился у него! В те годы более обаятельного и талантливого актера в комедийном жанре я и не представлял – это был алмаз в короне нашего кино. Он моментально улавливал суть режиссерского замысла и выполнял поставленную задачу. Уже после «Соломенной шляпки» и «Небесных ласточек» мы задумывались, не сделать ли нам вместе и «Женитьбу Фигаро», и скажу вам, что после его смерти я 20 лет не решался ставить эту вещь, потому что всегда незримо передо мной присутствовал Андрей. Это было и знаменательно, и страшно, поскольку умер Андрей на сцене именно в костюме Фигаро. Фантастическая работоспособность, постоянный стресс, в котором он находился, и подорвали жизнь Андрея. Вокал Миронова – это артистическая мелодекламация, и здесь он так же хорош, как и в хореографии, ведь не имея соответ- Но волновала его актерская судьба – как своя собственная, так и судьба друзей и знакомых из актерской среды. Миронов говорил, что среди них очень много талантливых людей, а насчет себя часто отшучивался, что ему повезло. И это было правдой: ему повезло получить свой талант и раскрыться. Мне очень не хватает Андрея, но даже не как актера, а как светлой личности… |