«МЫ НЕ БУДЕМ ЖИТЬ БОГАТО, ПОКА НЕ ПОМЕНЯЕМ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ»

Аудиторы, в представлении журналистов, – люди чрезвычайно закрытые и осторожные, изъясняющиеся исключительно цифрами и неохотно дающие оценку людям и событиям. В конце концов, наверное, это издержки их профессии: деньги – тем более чужие! – любят тишину…

 

Так думали мы, пока не познакомились с генеральным директором группы компаний «Аудитор-Ч» Леонидом Ивановым, который со свойственными его профессии спокойствием и последовательностью разрушал все эти наши журналистские мифы: с удовольствием рассказывал о себе, критически отзывался о некоторых реформах и дал весьма тревожный прогноз на ближайшее будущее. Об этом и многом другом – в нашем материале.

 

«В советские времена было много положительного, и то,
что мы свою историю взяли и забыли, нас не красит»

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
► Иванов Леонид Иванович – генеральный директор ООО «Научно-консалтинговый центр «Аудитор-Ч»
► Родился 28 июня 1955 года в городе Тара Омской области.
► В 1981 году закончил Омский государственный университет по специальности «экономист по труду».
► С 1981 по 1993 годы работал на «КАМАЗе».
► С 1994 года возглавляет консультационно-аудиторскую фирму «Аудитор-Ч», позднее преобразованную в Научно-консалтинговый центр.
► Женат. Имеет сына.

 

Я мог бы
стать генералом

– Леонид Иванович, от имени коллектива «Недели» поздравляем вас с присуждением звания «Заслуженный экономист России»! Традиционный вопрос нашей рубрики: кем вы мечтали стать в детстве?

– Как и все мои сверстники, космонавтом или на худой конец летчиком. Однако в старших классах решил получить более «земную» специальность экономиста и после школы поехал из родного города Тара Омской области поступать в Екатеринбург, в институт народного хозяйства. Так случилось, что, хорошо зная математику, я умудрился ее «завалить», пришлось сдать экзамены в находившийся рядышком монтажный техникум (математику я, кстати, сдал на «пять»). Через полтора года ушел в армию. Служил в Москве, за это время объездил весь Советский Союз: выезжал на учения и в Белоруссию, и на Западную Украину, и в Казахстан…

Вы знаете, моя жизнь ведь вообще могла сложиться по-другому! Не было бы Челнов, не было бы экономиста, а был бы… генерал. Как вы помните, в советские годы правительственные кортежи сопровождали колонны мотоциклистов. Так вот, я прошел отбор в эти войска и через полгода мог стать младшим лейтенантом, сопровождать правительственные машины. Служба в привилегированном подразделении открывала дорогу на юрфак и быстрое продвижение по карьерной лестнице, но… всему помешали мои очки. Из-за них в последний момент мою кандидатуру отклонили.

Одним словом, я мог стать москвичом и профессиональным военным, но я об этом не жалею. В итоге вернулся на родину и на этот раз поступил на экономфакультет Омского университета. Видно, жизнь меня так направила: не поступил тогда – вот тебе еще один шанс! Учился, кстати, я в одном потоке с Сергеем Бабуриным, а чуть позже этот вуз закончил Герман Греф. Ну, а потом меня направили в Набережные Челны.

– По распределению?

– Да, на «КАМАЗ».

– Ну и как вы восприняли эту новость? Не каждому же хочется покидать родные места…

– Ну почему? В Набережные Челны я поехал с удоволь-ствием. Предлагали, конечно, остаться, но мне, молодому-холостому, интересно было посмотреть на «КАМАЗ». Думаю, поработаю годик, вернусь и всем расскажу, что это за автогигант такой, о котором пишут все газеты. Видите, как «годик» растянулся… (смеется).

Но сыну сказал: «Учиться езжай туда, где собираешься жить». Потому что студенческое братство играет важную роль в жизни человека. Многим людям помогают подняться, состояться в профессии, заиметь контакты именно бывшие товарищи по студенческой скамье.

В 1981 году я оказался в самом «сердце» автогиганта – на главном сборочном конвейере автомобильного завода. Начинал инженером-организатором. Работа на КАМАЗе оказалась очень насыщенной и общественной деятельностью, и экономической, по специальности. А потом ушел в бизнес – в 1991 году образовалась независимая аудиторская фирма, которую годом позже я возглавил… В ту пору мы начинали с нуля – это была эпоха становления аудита в России. И нам было интересно быть первопроходцами в этом деле в Татарстане и других регионах. Сейчас «Аудитор-Ч», на пороге своего 20-летия (20 лет со дня организации наступает в конце марта 2011 года – прим. ред.) уже предстает в другом качестве – это уже группа компаний «Аудитор-Ч», входящая в 100 лучших консалтинговых и аудиторских компаний России, с численностью более 60 работников, с определенными достижениями в своих направлениях деятельности.

 

Не знают обо мне?
Ну и хорошо!

– С экранов телевизоров власти рапортуют об очередных успехах и модернизации, однако, судя по звонкам и письмам в нашу редакцию, жизнь людей лучше не становится. Леонид Иванович, как экономист, дайте, пожалуйста, оценку: какой период мы сейчас переживаем?

– Если в последнее время бизнес вышел из тени, у него появилось какое-то видение дальнейшего развития, начал формироваться «средний класс», предприниматели задумались об имидже, рекламе, продвижении своего товара, то нынешний 2011 год с его резким увеличением налоговой нагрузки на этих вещах поставит если не крест, то, по крайней мере, большие знаки вопроса.

В марте-апреле появится ясность относительно перспектив среднего и малого бизнеса в стране и республике. Но уже сейчас можно сказать однозначно: сумму НДФЛ мы соберем значительно меньшую. Для тех предприятий, в чьей себестоимости высок уровень заработной платы, новый налог катастрофичен. Это, кстати, и вас касается…

– Конечно. Уже коснулось.

– И неудивительно. От повышения налогов больше всего пострадали предприятия, оказывающие услуги. Материалоемкие производства это задело меньше. Поэтому когда в новой программе развития республики говорится, что доля малого бизнеса в структуре экономики вырастет до 35%, мне в это верится с трудом. К сожалению, не успев выйти, бизнес опять вернется «в тень»: «Не знают обо мне? Ну и хорошо!». Это один момент.

Второй – ни для кого не секрет, что в соседних регионах условия для развития бизнеса более благоприятны. О чем это говорит? О том, что предпринимателям выгоднее переводить свои активы в Чувашию, Удмуртию, Ульяновскую область… И над этим они, уж поверьте, тоже задумаются. Еще один из итогов повышения налоговой нагрузки почувствовали на себе все – это резкий рост цен на продукты, бензин, тарифы ЖКХ.

Не надо забывать и о том, что в 2011-2012 годах будут парламентские и президентские выборы. А выборный период всегда во всех странах – и Россия не исключение! – накладывает отпечаток на общую ситуацию…

 

«ЗАЧЕМ ВЫ, ТАТАРЫ, К НАМ ПРИЕХАЛИ?»
– Насколько нам известно, «Аудитор-Ч» уже не первый год работает в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах. Как идет освоение северных территорий?
– Сложно. Особенно тяжело было на первых этапах, когда наш город в представлении соседей был «бандитским»: «У вас везде стреляют, сплошные разборки! Какой там может быть бизнес?!» – искренне удивлялись первые наши клиенты. Непросто нам и сейчас, потому что на Севере есть свои фирмы-аудиторы из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени. И тут появляемся мы – из «каких-то там» Набережных Челнов! «Зачем вы, татары, к нам приехали?» – мне и такие вопросы задавали! (Хотя татар в северных регионах много, причем среди них есть руководители высокого ранга). Теперь все это в прошлом, и мы, зарабатывая деньги на стороне, пополняем бюджет нашего города, а также своей работой доказываем, что в Челнах есть специалисты высокого уровня, которые с успехом могут конкурировать со столичными профессионалами. Благодаря нашей работе внешний имидж Челнов в северных регионах меняется в положительную сторону.
Мы планируем продолжать работу на Севере, в Москве, в регионах Поволжья, но будем делать упор на работу с соб-ственниками.
– Почему с собственниками, а не с наемными управленцами?
– Вот как раз поэтому. По опыту моей работы, во многих бедах предприятий есть доля вины именно наемных менеджеров. Объясню почему. Вот, например, в компании работают вполне успешные и эффективные топ-менеджеры. А тут приходим мы, аудиторы, и после проверки начинаем говорить: вот тут вы недоработали, и тут могли бы эффективней, а здесь у вас вообще ошибки… И выясняется, что топ-менеджеры совсем не «белые и пушистые», какими казались: на что-то закрывали глаза, чего-то просто недоглядели, какие-то вещи скрывали… Это, знаете, как ранка: на нее можно не обращать внимания, замазывать, чтобы не было видно, но она будет все больше, боль от нее – все нестерпимее. А потом образуется нарыв. И он все равно когда-нибудь «рванет», только последствия будут куда серьезнее, чем если бы вы сразу залечили безобидную ранку. То же – и на предприятии. Мы, аудиторы, указываем на такие «ранки», и чтобы начать их своевременное «лечение», нужен «незамыленный» взгляд собственника. Топ-менеджерам доверены большие деньги, а когда при этом их никто не проверяет и с них не спрашивает, появляется большое искушение остановиться и отдохнуть…

 

Наша экономика
трещит по швам

– А при чем тут выборы?

– Пока наши бюджеты будут оставаться социально направленными, как сейчас. Но в 2012 году вновь избранный президент вынужден будет принимать непопулярные социальные решения. Ему придется это делать – наша экономика и так трещит по швам.

– В чем будут выражаться «непопулярные меры»?

– Во всяком случае, «дармовая» раздача денег банкам, ряду предприятий, безработным прекратится. Тем более, что, как показала практика, это неэффективно.

Еще один внешний фактор – революционные события в странах Африки. Вроде бы все это от нас далеко, но тоже может «выстрелить». Дело в том, что на фоне народных волнений резко взлетели цены на нефть. По прогнозам, стоимость барреля может достигнуть от 140 до 200 долларов, но потом… резко упасть. Это уже может произойти в 2011-2012 годах. В таком случае экономика страны вновь войдет в «крутое пике». Ну, а общая напряженность неминуемо отразится на нас с вами.

Халява развращает

– Вы упомянули о «дармовой раздаче денег». Действительно, в последние два года государство оказывает огромную помощь безработным. Однако, как показывает практика, многих из них вполне устраивают пособия, и люди просто сидят дома, проедая эти деньги…

– А зачем отрабатывать пять тысяч рублей где-нибудь на производстве, если тебе их спокойно выдаст государство за «ничегонеделанье»? Я полностью разделяю ваше мнение: так быть не должно, но таково политическое решение правящей партии. На мой взгляд, оно не совсем верно с экономической точки зрения. Но давайте посмотрим, откуда оно взялось: кризис, безработица, устроить людей, лишившихся своих мест, правительство не в состоянии, создать новые рабочие места – тоже… Так и до социального взрыва недалеко.

Поэтому оно пошло по пути наименьшего сопротивления. У нас была «кубышка», мы ее распечатали и потихоньку раздаем безработным. Но проблема в том, что теперь и вакансии появились, а многим уже не хочется выходить! Халява развращает. Потому у нас и производительность труда в разы ниже, чем в развитых странах. Россия – в пятерке государств-лидеров по количеству праздничных дней, а это отнюдь не способ-
ствует воспитанию в людях трудолюбия.

Только в последнее время услышал здравые мысли относительно безработицы из уст первых лиц государства. Человек должен быть мобильным, сказал президент Дмитрий Медведев. В Европе, Америке так и есть! А у нас человек говорит: «Я столько лет проработал на этом предприятии. Куда же я пойду?..» Не нужно бояться менять города и страны! Нужно ехать туда, где твоя голова, твои руки будут действительно востребованы – таких городов очень много. А если ты не востребован, не развиваешься и по полгода-год живешь на пособия, не собираясь ничего менять в своей жизни, – (разводит руками) к кому предъявлять претензии-то?

Мы должны
отработать право
на отдых

– Мы правильно поняли, что как экономист вы не любите праздничные дни?

 

– Я не люблю их не как экономист, а как реальный производственник. Потому что у людей сбивается рабочий ритм. Вот, например, не доделал какой-то документ, не отправил его – и тут бах, праздник! Да еще с переносом, который растягивает его на полнедели! Я это не приветствую, поскольку сделать так, чтобы бизнес работал, а ты отдыхал, пока не получается. Вы наверняка много встречаетесь с бизнесменами. Часто вы видели таких, кто бы, забросив дела, ушел с головой в тусовки и отдых? Нет. Но вопрос даже не в этом.

Мы хотим хорошо жить, много получать, ездить за границу. Желания правильные. Но ведь с неба это все не упадет! Мы должны заработать себе это право. Отработать, если хотите! Но как это сделать, если ты три дня трудишься, а четыре – отдыхаешь?! Мы никогда не будем жить богато, пока не поменяем свое отношение к труду.

 

– А что нужно для повышения производительности труда? Социалистический план?

– Необязательно социалистический. На Западе наше соцпланирование творчески переосмыслили и теперь работают по нему. А у нас посчитали, что рынок сам все отрегулирует. Но в России-то не рынок, а базар! Так и получается, что запчасти для КАМАЗа, произведенные в Китае, дешевле тех, которые произвели мы в Челнах.

Мы отдали свою легкую промышленность китайцам. А наш леспром? Вывозим свои деревья за рубеж, а оттуда везем готовую продукцию. В некоторых отраслях производства мы отстали от других стран навсегда. Из-за низкой производительности труда мы едва ли станем автомобильной державой. Вот что печально.

Митинги –
это не мое. Но они должны быть

– Леонид Иванович, будучи коммунистом по убеждениям, вы вместе с тем возглавляете большую частную компанию… Как одно с другим сочетается?

– Я член фракции КПРФ в Государственном Совете РТ, но я – беспартийный. Тем не менее, глубоко убежден: в советские времена было много положительного, и то, что мы свою историю взяли и забыли, нас не красит. В начале 90-х, ступив на тропу демократии, мы пошли немного не по тому пути. Надо было больше экономической свободы давать – тогда бы экономика развивалась, и Союз бы не распался.

Я веду работу в комитете Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам, провожу приемы избирателей, где даю юридические, экономические консультации. А митинги, протесты, пикеты – это не мое. Я не говорю, что их быть не должно.
Напротив, они должны быть, но… Надо понимать, что, как бы мы ни относились к правящей партии, она – лидер. Все основные властные рычаги у нее, она принимает решения, и задача оппозиции – доводить до нее точку зрения своих избирателей, стараться повлиять на ее решения. Я – за конструктивную оппозицию. Вот, например, в нашей фракции всего шесть человек, но наши поправки находят поддержку у 20-30, а то и 40 «единороссов». Маленько не хватает, чтобы прошли!

Надо поднимать
малоимущих

– Как депутат Госсовета РТ, вы принимали участие в обсуждении и бюджета республики 2011 года. Он, как известно, принят с большим дефицитом…

– Доходная его часть явно занижена – реальные доходы будут однозначно больше…

– Это хорошо или плохо?

– Это все относительно. Если взять бюджеты Татарстана и упомянутого нами Ямало-Ненецкого автономного округа, то они вполне сопоставимы. Но давайте разделим их в пересчете на одного жителя (в ЯНАО население – 546 тысяч человек, в Татарстане – 3,749 млн. человек – прим. ред.) – и цифры будут совершенно разные. Из 10 российских городов-миллионников Казань – на восьмом месте по средней зарплате. Усредненные показатели надо всегда смотреть по уровню жизни населения и стараться поднимать самую малоимущую его часть, чтобы она могла оплатить и тарифы ЖКХ, и подорожавшие продукты питания.

Что касается заниженных доходов, то это делается с поправкой на пессимистический сценарий развития нашей республики в этом году. Это, скорее, дело технологий принятия бюджета. Вот в Самаре, например, приняли бездефицитный бюджет, а в каких-то регионах – и вовсе профицитный.

На работу
хожу пешком

– Что-то мы все о работе да о работе… А как вы отдыхаете?

– Я взял за правило дважды в год ездить в санаторий – в январе и июле. Считаю, что здоровьем надо заниматься не «когда гром грянет», а постоянно. Поэтому в санаторий я еду не лечиться, а получать профилактические процедуры и общаться. В мае ненадолго отправляюсь к себе на родину – в Омск.

Третий год подряд наша фирма заключает договор с городскими спорткомплексами на посещение бассейна и сауны по воскресеньям – таким образом, работники фирмы имеют возможность оздоровиться.
Я и сам тоже хожу.

– Похоже, вы ведете здоровый образ жизни…

– А разве это плохо? И зарядкой по утрам дома занимаюсь, а по вечерам кручу педали тренажера. Утром и вечером на работу хожу пешком в любую погоду. Даже сегодня (было – 29 градусов мороза – прим. ред.). 25 минут туда и 25 – обратно. Хотя у меня есть служебная машина. Это очень полезно: утром – разогнать кровь, вечером – подышать свежим воздухом. Я пропагандирую эти вещи у себя. Правда, немногие, к сожалению, прислушиваются… (смеется, косясь на свою помощницу)

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*