«01»: ПО ПРАВУ ПЕРВЫХ

«Пожар где-то!» – так мы говорим друг другу, увидев на дороге большую красно-белую машину с мигалкой. И обязательно провожаем эти автомобили особенным взглядом. Пожарные никогда не теряли этого уважения
к своей профессии в наших глазах. 30 апреля, в День пожарной охраны России, поздравьте своих знакомых с этим праздником, ведь от успешной службы огнеборцев зависит благополучие и наше, и наших друзей и близких.

 

В 2010 году пожарные челнинского гарнизона спасли от огня 597 человек

 

На площади
базарной,
на каланче пожарной

Еще какие-то четыре столетия назад в России не было никакой организованной борьбы с огненной стихией. Тушили сами, кто как мог, а кто не мог – отходил подальше и смотрел, как огонь пожирает нажитое трудом и бережливостью добро. В июне 1547 года в Москве от рядового возгорания погибло около 1700 человек и выгорело начисто 25 тысяч дворов. Все, чем смогла ответить власть на это событие, – царский указ жителям столицы иметь в каждом дворе и на крышах домов по бочке с водой. И лишь столетие спустя, в 1649 году, вышел «Наказ о городском благочинии», которым и был утвержден первый штатный состав пожарной охраны, определена техника, вменены постоянные дежурства.

До Октябрьского переворота выезд пожарных по тревожному сигналу был настоящим представлением для горожан. Дорогу расчищал всадник – он трубил в медный рожок, и все движение впереди замирало. За ним нес-лись повозки – кони для пожарной охраны отбирались особые, специальной, очень крупной породы. Каски пожарных блестели медью, из паровой машины рвался дым с искрами, все грохотало и звенело.

В набережночелнинской пожарной охране и после революции не имелось гаража, а только конюшня. Располагалась она на улице Центральной, где рядом с казармой стояла и пожарная каланча – дежурный круглые сутки обозревал с нее городские окрестности в надежде не увидеть густого дыма.

Нынешней набережночелнинской противопожарной службе в этом году исполнится 30 лет. Свою летопись наши пожарные ведут с 9 июня 1981 года, когда был подписан приказ о создании в городе военизированной пожарной охраны. 20 лет спустя, в 2001 году, гарнизон перешел из подчинения МВД в ведомство Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С тех пор и по сей день пожарные занимаются не только тушением, но и спасением на воде, а также любыми тревожными сигналами об угрозе человеческой жизни, включая банальные дорожно-транспортные происшествия. В прошлом году, например, пожарные подразделения выезжали почти на половину всех ДТП с пострадавшими в Набережных Челнах и Тукаевском районе.

 

Недавно гарнизон обзавелся новой машиной производства крупнейшей европейской компании по изготовлению противопожарной техники «Rosenbauer». Все управление электронное: насос включается кнопкой, лафетный ствол управляется джойстиком. За панелями кузова скрыто столько всего, что машина напоминает швейцарский нож – всегда найдется еще какой-нибудь отсек, который можно выдвинуть и вынуть самое необходимое.

 

Работали
как одна команда

– О результатах нашей работы судят не по тому, потушили ли мы пожар, а по тому, допустили ли мы его, – по словам начальника челнинского гарнизона, полковника внутренней службы Михаила Арсентьева, эта формула известна всем офицерам пожарной охраны. – На вручении награды за первое место по России, которое по итогам прошлого года заняло главное управление МЧС России по РТ, министр отметил: заслуга наша в том, что это не МЧС справилось с летними лесными пожарами, а весь Татарстан, как один человек.

Лето действительно было тяжелым. Когда все кругом горело – и в Марий Эл, и в Удмуртии, – в Набережных Челнах проходили ежедневные совещания, и городские власти здорово помогли. С каждого должностного лица председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям ежедневно спрашивал: что ты сделал сегодня, чтобы не допустить пожара на своей территории? И все работали как одна команда. Начиная с уборки мусора в лесопарковой зоне, заканчивая совместными патрулями: представитель мэрии, УВД, нашей службы каждый день на четырех-пяти пожарных машин несли дозорную службу по лесу. Поэтому крупных пожаров не случилось – огонь, благодаря быстрому реагированию, удавалось всякий раз локализовать и подавить в начальной фазе.

Опыт прошлого лета научил нас главному: пожарная охрана – это сила, но совместная работа приумножает силу в разы. И, конечно, фактор оперативного реагирования при лесном пожаре особенно важен. Поэтому мы уже проводим пожарно-тактические учения в национальном парке «Нижняя Кама», готовясь к пожароопасному лету.

В прошлом сезоне пожарные Татарстана повысили свою квалификацию в деле тушения леса не только на своей территории. Они тушили и леса Нижегородской области, и удмуртские. Наша же республика в помощи не нуждалась. В районе ответ-ственности челнинского гарнизона из 22 тысяч гектаров леса за лето 2010 года сгорело два гектара лесной подстилки.

Труд огнеборцев был отмечен правительственными наградами – и за тушение пожаров, и за аварийно-спасательные работы. Было награждено 19 сотрудников челнинского гарнизона.

 

Диспетчерская служба принимает в сутки до 3000 сообщений

 

«Шаттл»
на базе «Соболя»

Между тем, даже простые с виду задачи, бывает, не решаются традиционными средствами. Вот свежий пример. 9 апреля, в обычный и погожий субботний день, многие горожане пошли на рыбалку, а некоторые – поехали:

– Около 10 часов утра в часть позвонили, – рассказывает заместитель начальника 15-го отряда Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан Рафаэль Зиятдинов. – В районе Ижминвод, напротив деревни Кырныш, на фарватере встало судно на воздушной подушке с несколькими рыбаками – сломался двигатель. Амфибия одним потоком воздуха поднимается над поверхностью почвы или воды, а другим – винтом – приобретает направление движения. Мы сами в подобной ситуации используем аналогичное судно для эвакуации людей. И рыбаков эвакуировать было не трудно, однако отбуксировать катер такому судну не под силу – оно просто начинает вращаться вокруг своей оси. Надо было как-то вытаскивать машину, иначе ушла бы вместе со льдом. Снегоходы спустить на лед уже нельзя было – на Каме виднелись весенние промоины.

– В Набережных Челнах, надо сказать, довольно много интересных инженерных разработок, – продолжает Рафаэль Зиятдинов, – о которых мало кто знает. А мы знаем. Технику мы нашли на предприятии «Лукас» – там уже два года испытывается вездеход на базе «Соболя» под рабочим названием «Шаттл». Он имеет специальные надувные подушки против ухода под лед. Надули – и вперед, отбуксировка и эвакуация прошла успешно. Теперь знаем, что в случае чего можно поднять такой «Шаттл» – во время паводка может пригодиться.

 

Электроника
не врёт

Сегодня техническое оснащение пожарной охраны превосходит инструменты других служб в главном – в оперативной передаче информации. Для пожарных хорошая связь – залог успеха. Особое внимание здесь уделяется системам обмена информацией. В первую очередь это, конечно, система контроля состояния объектов.

Диспетчерская служба гарнизона принимает в сутки до 3000 сообщений. Большая их часть – это ложные звонки от людей неумных, нетрезвых либо просто от балующихся детей. Чтобы отделить зерна от плевел, только опыта диспетчеров недостаточно – необходима эффективная автоматическая система охранно-пожарной сигнализации. Недавно в единой диспетчерской службе гарнизона установили новую систему контроля и оповещения «Эгида». Принцип ее работы следующий: когда датчик, установленный на объектах промышленности города, срабатывает на дым, на диспетчерские мониторы выводится вся необходимая информация – адрес, этаж, место возникновения возгорания.

Звонки же отрабатываются избирательно. Прежде на посту круглосуточно находились два дежурных диспетчера. Сейчас их четыре, но и на это количество сотрудников работы невпроворот. Чтобы убедиться в достоверности сообщения, диспетчерам приходится исполнять роль живого детектора лжи: задавать наводящие вопросы, улавливать – нервничает ли человек, который звонит, или просто решил развлечься. За прошлый год ложных выездов насчитали 1835.

 

Городу с его небоскрёбами требуется
72-метровая автолестница

 

Ответственность диспетчера очень высока: на бесконечные звонки надо тактично реагировать, связь между подразделением, находящимся на выезде, и вышестоящим руководством поддерживать, при этом необходимо отфильтровывать информацию по принципу полезности, при этом не забывать про огромный объем бумажной работы. И еще связаться со «скорой помощью», ФСБ, милицией… Пожарные с места происшествия связь по рации поддерживают непрерывно. Центр управления кризисной ситуацией запрашивает информацию каждую минуту. Вероятно, выдерживать такой темп диспетчерам позволяет и мысль о том, что муж, быть может, сейчас в самом пекле – в пожарной охране много семейных пар. В общем, работу эту завидной не назовешь.

 

К информированию населения здесь относятся также серьезно. Например, не жалеют средств из бюджета на световые информационные табло. Сейчас по Набережным Челнам установлено восемь больших мониторов системы «ОКСИОН» (общероссийская комплексная система информирования населения) с предупреждениями и поведенческими инструкциями на случай чрезвычайных ситуаций любого характера, даже землетрясений. Они расположены в местах массового пребывания людей.

Сами же пожарные бригады теперь оборудованы системой GPS, недавно оснастили штабную машину ноутбуком с 3G-модемом, чтобы передавать информацию с места событий в режиме онлайн.

Ориентация
по памяти

 

В каждой пожарной части имеются планы и карточки тушения пожара, где указаны все характеристики здания, включая планировку, предел огнестойкости стройматериалов, прогноз развития пожара и расстановки сил. Во время тушения пожара эта информация – один из важнейших факторов успеха. Капитан Марсель Загидуллин знал планировку дома 62/18 наизусть – ему доводилось поработать пожарным инспектором, в этом общежитии он уже бывал:
– В тот день я заступил старшим в смене, начальник был в отпуске. Узнав, что горит квартира на пятом этаже, с действиями мы определились еще на выезде: я знаю, что в таком общежитии длинные коридоры, запасных выходов нет, балкон единственный на всех, в конце коридора.

 

Я шел с первым отделением, по лестнице. Второе отделение занималось автолестницей, чтобы подняться к окну, но ставить ее было некуда из-за машин – это вечная проблема. Поэтому на месте происшествия мы оказались быстрее, хотя длина коридора требовала дополнительных «рукавов», а пронести их было очень трудно – такое непростое здание, да еще пятый этаж.

Когда добежали до комнаты, из-под двери валил дым, а соседи сказали, что внутри остались дети. Повезло, что железная дверь была еще с советских времен – мы вскрыли ее ломом. Девочка лет пяти и ее младший братишка стояли все черные от копоти, но воздух для них еще сохранялся благодаря вентиляции – часть дыма выдувалась в окно. Как выяснилось, детей ненадолго оставили одних, а они – за спички, и даже дверь сами открыть не умели. Мы вынесли детей на балкон, дали им продышаться, попить, потом передали врачам. Все для них закончилось хорошо.
То, о чем я рассказываю, произошло в течение пяти-семи минут. Но когда знаешь, что за дверьми дети в горящей комнате, минуты кажутся бесконечными.

За отвагу на том пожаре двое участников были награждены медалями, один из них – Марсель Загидуллин.

 

 

Помехи в работе: позвольте
дотянуться

Пожарные свою работу практически не меняют. Если кто и уходит, так это первогодки. Чтобы закрепиться в части, нужно пройти испытательный срок до полугода. В этот период новичок узнает обо всех особенностях своей работы и принимает окончательное решение по поводу службы. Если решение положительное, часть для него становится вторым домом. Тут и кухня своя есть.

В 56-й части, например, с кухни временами доносился волшебный запах ухи. По вкусу в ней невозможно было заподозрить суп из щуки – в ресторане такой ухи не сварят и из стерляди. Автор блюда, начальник службы пожаротушения Сергей Иванов, медаль тоже имеет уникальную – как заслуженный спасатель республики. В Набережных Челнах, кстати, такая награда всего одна.

– Самый сложный из городских пожаров прошлого года – это, пожалуй, дом 16/01, – вспоминает Сергей Ильич. – В доме 16 этажей, и до верхних балконов автолестница не достала. Пожар начался ночью, под угрозой оказались жизни многих людей. Из-за ветра огонь распространялся очень быстро – к моменту нашего приезда пламя поднялось с 12-го этажа до верхнего, и местами уже перекинулось с балконов в спальни квартир. Как всегда, чтобы подогнать автолестницу, мешали машины во дворе да еще деревья под окнами. Мы подали три ствола по лестничным клеткам, но для балконов больше нужна была вода с улицы. Кое-как развернули лестницу, а ее едва хватает до 13-го этажа. Для зданий такой высоты нужна особая лестница, длиной
72 метра вместо стандартных 50. Но справились – не только людей, но и имущество их успели спасти.

В Набережных Челнах есть здания и повыше – тот же Бизнес-центр «2.18», новые жилые дома в 14-м комплексе, дом 19/01. Но автолестницы длиной 72 метра до сих пор нет…

Общее дело

Кроме пяти пожарных частей, составляющих челнинский 15-й отряд Федеральной противопожарной службы по РТ, в каждом селе Тукаевского района имеется свое подразделение добровольной пожарной охраны. Всего их 27, и все добровольцы также отмечают свой профессиональный праздник 30 апреля. Принадлежит этот день и кадетам школы №47, которые готовятся к поступлению в вузы МЧС. Все они входят в систему профессиональных задач, навыков и в первую очередь самоотверженных людей, благодаря которым в прошлом году спасли от огня 597 челнинцев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*