2010-Й: ГОД ЗА ДВА

20 марта работники жилищно-коммунальной сферы отметили свой профессиональный праздник. Именно этому радостному событию посвящен спецвыпуск «Недели», который вы, уважаемые читатели, держите в руках. Интересно, что при его подготовке мы не раз слышали из уст самых разных руководителей: «Год был сложным, но мы его прошли…»

 

 

Не стал отрицать этого и заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Айрат Зайнуллин. Чем запомнится 2010-й работникам самой многопроблемной и трудоемкой отрасли ЖКХ? Какие уроки он нам преподнес и когда даст первые всходы программа энергосбережения? Об этом и многом другом – в нашем интервью.

Не было бы счастья…

– Айрат Зиннатуллович, в канун профессионального праздника подведите, пожалуйста, итоги: какими событиями запомнится 2010 год для работников сферы ЖКХ?

– В 2010-м жилищно-коммунальная отрасль города отработала достаточно стабильно. В отличие от многих регионов и муниципалитетов, челнинские предприятия ЖКХ завершили год безубыточно. Чрезвычайных ситуаций, связанных с серьезными аварийными отключениями, не было.

Значительно мы продвинулись и по программе капитального ремонта: в 2010 году работы выполнены на 1 млрд. 547 млн. рублей, причем закончены до начала отопительного сезона. Завершена также в Набережных Челнах установка общедомовых приборов учета.

Думаю, всем без исключения работникам жилищно-коммунальной сферы прошлый год запомнится аномально жарким летом. Нам пришлось приложить максимум усилий, чтобы не допустить серьезных возгораний в парках, лесопосадке, на газонах. К сожалению, более тысячи деревьев мы потеряли, но осенью высадили в три раза больше саженцев.

Еще одно, безусловно, неприятное событие – взрыв в доме 48/05, из-за которого нашим работникам пришлось целый месяц практически вести реконструкцию, чтобы жильцы могли поскорее вернуться в свои квартиры. Я считаю, мы достойно справились с этой задачей.

– Снегопады нынешней зимой стали настоящим испытанием на прочность для коммунальных служб города. В чем была чрезвычайность ситуации? Как вы оцениваете: справились ли вы с ней в целом?

– Зима действительно стала для нас серьезным испытанием. 30 ноября начался первый снегопад. Традиционно, дождавшись его окончания, мы убирали снег. Но тут он валил ежедневно, мало того, вперемешку с дождем! В результате на дорогах образовалась ледяная корка, что, естественно, затруднило уборочные работы. Надо честно признать:мы оказались не готовы к такому развитию событий. Ситуацию усугубил и недостаток техники.

Как говорится, «несчастье помогло» восполнить этот дефицит: 36 единиц специальной снегоуборочной техники, которые город приобрел в середине зимы, оказались хорошим подспорьем в борьбе со стихией. Вывоз снега не прекращался ни на минуту. На сегодня уже более 800 тысяч кубометров вывезено за пределы города. В одном «кубе» уплотненного снега порядка 250-300 литров – вот и умножайте! Именно столько воды должно было пройти через челнинские ливневки.

К сожалению, во время снегопадов мы потеряли многих дворников: часть из них не справилась с такой колоссальной нагрузкой и уволилась. Не выдержали осложнившихся условий и 90 работников предприятия автомобильных дорог. Однако мы смогли удержать ситуацию под контролем и набрали дополнительно 265 сотрудников. Штатное расписание ГПАД увеличено, и сегодня там трудится более 600 человек.

 

КОГДА СЧЕТЧИК
«МОТАЕТ» КУБОМЕТРЫ…
– По-прежнему самой болезненной темой для горожан остаются тарифы на услуги ЖКХ. Если представить себе ситуацию, что в Набережных Челнах стопроцентно установлены все приборы учета и регулирования, можно ли надеяться, что тарифы будут не так больно бить по карману?
– Приведу единственный пример «Челныводоканала»: в этом году при том, что тарифы на холодную воду выросли на 20%, фактически люди платят больше лишь на 10%. Мы все учимся экономить. Есть объективные причины, по которым мы не сможем удержать эти тарифы – удорожание энергоресурсов. Нам остается только смягчать этот рост за счет энергосбережения. За два последних года оснащение квартир индивидуальными приборами учета выросло с 25 до 87% – люди считают свои деньги. Это действует даже на уровне сознания: если у тебя перед глазами «наматывает» киловатт-часы или кубометры счетчик, как-то не хочется тратить лишнее…

 

Виноваты не узлы, а «человеческий фактор»!

– В последние годы в Набережных Челнах проводятся масштабные работы по энергосбережению…

– Вы правы, и своеобразным итогом нашей работы явился приезд в Набережные Челны президента России Дмитрия Медведева. Наверное, впервые в жизни он оказался в подвале жилого дома, воочию увидел автоматизированный индивидуальный тепловой пункт, узнал о его преимуществах. В этот же день на совещании по энергоэффективности глава государства привел опыт Набережных Челнов в пример другим городам и регионам. Это очень высокая оценка. Нам нужно и дальше двигаться в этом направлении, тем более, что стоимость энергоресурсов не падает, а только растет, причем достаточно быстро.

Работа по энергосбережению – приоритет для нас, требующий ряда мероприятий. И первое из них – капитальный ремонт жилого фонда, потому что утепление фасадов, ремонт кровли, замена трубопроводов, обновление лестничных клеток, утепление подвалов – это однозначно сохранение тепла. Второе – энергосбережение в самих домах. Взять те же светильники с фотоакустическими датчиками: они же позволяют в три раза снизить затраты на освещение мест общего пользования, а светодиоды – уже в пять раз!

Нельзя не сказать и еще об одном важном направлении – установке ИТП. Что бы ни говорили их противники, опыт показывает: индивидуальные тепловые пункты экономят до 30% тепловой энергии. Особенно весной и осенью: если раньше, когда наступала теплынь, мы открывали окна и фактически «грели воздух», то теперь ИТП прекращает подачу тепла в квартиры, и жителям не приходится за него платить. Надо понимать: без них мы платили бы на 30-40%, чем сейчас.

Конечно, у ИТП есть недостатки. В некоторых домах становится холоднее, не выдерживается комфортный температурный режим. Но в этом чаще всего виноваты не узлы, а тот слесарь-сантехник, который их обслуживает. Поэтому управляющие компании и службы, занимающиеся эксплуатацией ИТП, должны четко реагировать на жалобы жителей.

– Сколько в Набережных Челнах домов, пока не «охваченных» индивидуальными тепловыми пунктами?

– Более 200. Самое большое отставание – у управляющих компаний «Жилкомсервис», «Челныстройремонт» и «Кам-стройсервис». Надеемся, если не в этом году, то в начале следующего мы эту работу завершим.

Дел еще очень много

– Если в Казани речь идет о проекте «Энергоэффективный квартал», то в Набережных Челнах цели куда более амбициозные – «Энергоэффективный город». Простой вопрос: что дальше?

– О, дел еще очень много, ведь «Энергоэффективный город» предусматривает работу не только в жилых домах, но и в бюджетных организациях – школах, больницах, детских садах, и на промышленных предприятиях, в коммерческих структурах. Последние, кстати, вопросами энергосбережения занимаются лучше: следят за новыми технологиями, стараются их внедрять. Потому что это их деньги. Что же касается бюджетных учреждений, то здесь серьезное отставание: в городской казне нет денег.

Тем не менее, кое-какие меры мы предпринимаем. Например, скоро во всех школах будут поставлены пластиковые окна, что автоматически даст не менее 20% экономии тепла. Цена вопроса – 500 млн. рублей. Город берет кредит на эти цели.

Не так давно мы начали устанавливать ИТП на первых объектах, и я уверен, они принесут еще больший эффект, чем в жилых домах, поскольку вечером и ночью в школах и детсадах нет людей, что позволяет снижать температуру даже до 14 градусов, а не держать +24-25! Днем в детских садиках 28 градусов тепла, а медики говорят, что вполне комфортная температура – +24. Это тоже может дать серьезную экономию.

В заключение скажу, что каждый градус понижения температуры в помещении дает 8% экономии на платежах за тепло. Делайте выводы.

ПУСТЬ ПРОВЕРЯЮТ!

– В последнее время возобновились разговоры о необходимости проверять, насколько прозрачно и честно управляющие компании распоряжаются деньгами жильцов. Как вы относитесь к этой идее?

– Действительно, в эти дни прокуратура ведет проверки во всех управляющих компаниях нашего города. Есть незначительные замечания, но озвученных прокурором республики примеров, когда жилищники получали бы по 200 тысяч рублей в месяц, ездили на крутых иномарках или перечисляли миллионы на счета сомнительных организаций, у нас нет. В Набережных Челнах и так жесткий контроль за управляющими компаниями. Не скажу, что мы их держим в черном теле, но по крайней мере, стараемся сохранить баланс, чтобы у них не было не только убытков, но и большой прибыли, потому что это отразится на кошельках наших горожан. Поэтому у нас в городе одни из самых низких тарифов в республике.

 

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*