ЧТО ПОСЕЕМ И ЧТО ПОЖНЁМ?

Татарстан приступил к весенним полевым работам с опозданием. В одних рай-онах республики посевная уже идет полным ходом, а в других все еще приходится «ждать у моря погоды». О климатических проблемах и о том, какие уроки вынес Татарстан из прошлогодней засухи, рассказал на брифинге в Кабмине РТ вице-премьер-министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов.

 

К весенне-полевым работам в республике приступили с опозданием

 

А теперь о погоде…

Погода принесла аграриям пока только одну хорошую новость, зато очень важную. Благодаря плавному приходу весны снежный покров полностью ушел в землю.

– По последним данным, мы имеем около 200 мм влаги в метровом слое почвы, – обрадовал Марат Ахметов. – Если сможем этот запас воды сохранить, «сложить в сундук» и сделать так, чтобы влага поработала на потенциальный урожай, тогда будет уверенность в том, что прошлогодние результаты сельскохозяйственного сезона не повторятся.

Эти самые результаты, включая и дефицит картофеля, стали для министра поводом для обсуждения развития системы искусственного орошения. Республика оплатила второй транш на покупку импортного мелиоративного оборудования, которое с 15 мая начнет работать. В том числе оно будет орошать 6,5 тыс. гектаров картофельных и тысячу гектаров овощных полей.

Остальные подарки погоды не столь многообещающие. Поздно наступившая весна задержала старт посевной кампании в Татарстане до середины апреля. В тех районах, где снег растаял раньше, начали сеять ранние культуры, а в Нурлатском – даже сахарную свеклу. Однако на северных пашнях все не столь благополучно. Но, по словам Марата Ахметова, трагедии из этого делать не стоит:

– Мы проанализировали опыт прошлых лет и пришли к выводу, что ни раннее, ни самое позднее начало полевых работ значительно на результат не повлияло. Сколько соберем в этом году, будет зависеть от того, насколько технологически верно будут использованы все приемы формирования урожая и от погодных условий.

Правда, министр добавил, что состояние северных полей вселяют тревогу.

– Там до сих пор лежит снег. Для наших условий очень важно состояние озимого клина (а у нас он занимает 700 тыс. гектаров). Вероятно, некоторую его часть мы потеряем из-за выпревания и снежной плесени, – предположил Марат Готович. – Есть проблемы с озимым клином и на юго-востоке республики из-за позднего сева. Наверняка около 160-180 тыс. гектаров придется посадить заново.

И от слабых семян
будет отдача

В добавление к этому сельскохозяйственный сектор до сих пор исправляет и другие ошибки прошлогоднего сезона и последствия природных аномалий. В достаточно увлажненную почву приходится сеять слабые семена.

– Это больной вопрос для всей нынешней посевной кампании. Нам приходится засеивать пашню мелкими семенами. На тех из них, что сейчас считаем средними по весу, в 2009 году мы даже не выдавали сертификат, – отметил Марат Ахметов. – Однако мы владеем всеми современными технологиями и методическими приемами, позволяющими получить дружные всходы и сильную корневую систему даже от слабых семян.

Есть некоторые трудности и с подпиткой земли минералами.
– Пашня Татарстана, какой бы хорошей мы ее ни называли, без применения удобрений способна дать всего лишь 15-16 центнеров с гектара, поэтому наша приоритетная задача – обеспечить почву не менее 70 кг действующего вещества из расчета на гектар, – подчеркнул министр. – А удобрения нынче дорогие! Пока наша обеспеченность ими – 50 кг на гектар, но мы трагедии из этого не делаем, потому что дробная подкормка почвы будет проводиться в течение всего периода вегетации посевов.

По словам Марата Готовича, он испытывает боль в душе за поля на юго-востоке, которые мало того что чаще настигает засуха, они еще и недостаточно удобряются.

– Конечно, прошлый год был тяжелый, оборотные средства очень ограничены – это можно принять как оправдание, но урожая от этого больше не станет, – намекнул он сельхозпредприятиям, ответственным за этот участок татарстанской пашни.

Коровы хотят
жевать траву

Также министр отметил, что запоздалая весна несколько усиливает беспокойство за успешное окончание зимовки скота:

– У многих кормовой баланс был просчитан до 5-10 мая, а после предполагалось перевести скот на зеленый конвейер. Но весна прохладная, травы пока нет, и тревогу по поводу того, хватит ли корма, испытывают многие сельхозтоваропроизводители.

Марат Ахметов напомнил, что республика за зиму закупила по миллиону тонн грубых сочных кормов и зернофуража. Это обошлось казне в 12 млрд. рублей. Чтобы обезопасить татарстанских животноводов от лишних расходов, а их подопечных от недоедания, в этом году под кормовые культуры отдадут больше полей.

– Площадь под них будет доведена до 1,135 млн. гектаров, – сказал министр. – В случае благоприятных погодных условий мы обеспечим себя полуторагодовалым запасом грубых сочных кормов.

Всего же посевная площадь составит около трех миллионов гектаров, более половины отдадут под зерновые культуры. Марат Ахметов не взялся прогнозировать цены на новый урожай, отметил только, что Минсельхоз России в марте установил ориентировочную стоимость татарстанской пшеницы в пять рублей за килограмм. Для сравнения: этой зимой даже фуражная пшеница оценивалась на полтора рубля больше.

Посевную в республике надеются завершить через 10-12 дней. Для проведения весенне-полевых работ нужно привлечь около 10 млрд. рублей кредитных средств.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*