В ШВЕЦИИ ГРЕЮТСЯ, СЖИГАЯ МУСОР

В начале апреля специалисты нескольких энергопредприятий Татарстана вернулись из Стокгольма, где знакомились с опытом работы шведских теплоэнергетических компаний. О том, что удивило и понравилось в стране построенного социализма, рассказывает участник этой поездки, начальник ПТО Набережночелнин-ской теплосетевой компании Василий Головко.

 

Шведская энергетика нашла свой уникальный путь развития в правильном балансе между ростом экономики и экологичностью

 

Отходы –
в доходы

– Почему Швеция? Во-первых, там климат схожий с нашим – та же продолжительность отопительного сезона, только зима не суровее минус 18 градусов Цельсия. Во-вторых, у нас со шведами есть общее перед лицом Западной Европы – центральное отопление. Швеция – передовое в этом смысле европейское государство, поскольку 55% страны отапливается централизованно. России в наследство от Советского Союза осталось 65%, а в странах Западной Европы центральным отоплением обогревается в среднем 6% всех помещений.

Наша система отопления, безусловно, рациональнее европейских индивидуальных котлов, – говорит Василий Головко. – Однако модель совместной выработки электричества и тепла, как это происходит в централизованной отопительной системе, помимо экономического эффекта способна дать и максимально чистое производство с точки зрения окружающей среды. Мы в этом убедились, посмотрев, как работают в Стокгольме.

Шведская энергетика нашла свой уникальный путь развития в правильном балансе между ростом экономики и экологичностью. У них очень дорогие квоты на выбросы загрязняющих веществ, поэтому при строительстве отраслевого предприятия около трети всех расходов уходит на очистные сооружения и безотходные технологии.

 

Еще во второй половине прошлого века страна активно использовала традиционное для нас топливо – нефтепродукты. Однако, вовремя спохватившись, шведы разработали и успешно воплотили стратегию замещения топлива. Сейчас они греются и пользуются электроприборами, просто сжигая мусор. Около 40% топлива на ТЭЦ – это бытовые отходы, затем идут отходы деревообрабатывающей промышленности, на третьем месте – биотопливо (рапс) и лишь 3% горючего представлено нефтепродуктами – в основном они нужны для розжига котельных.

 

Сегодня шведам уже не хватает собственного мусора, поэтому они принимают немецкий и нацеливаются на английский. Получив с соседей деньги за утилизацию отходов, они продают мусор еще раз, превратив его в электрическую и тепловую энергию.

Возвращать в землю приходится в основном пепел. 9% мусора идет на производство биогаза, на котором ездит шведский транспорт. До 2030 года государство намерено полностью отказаться от потребления невозобновляемых ресурсов и не зависеть больше от нефти и природного газа. Сегодня же они имеют дивиденды за свои усилия по переходу на экологичные рельсы не только в денежном эквиваленте, но и в виде чистого воздуха и воды.

В Стокгольме очень заметно, насколько легко дышится, спится, насколько быстро восстанавливаешься. А что касается воды, то уже стал хрестоматийным пример: на одном из экологических форумов мэр Стокгольма в ответ на чей-то вопрос о чистоте воды зачерпнул ее из городского водоема и спокойно выпил.
Не думаю, что мы готовы строить мусоросжигающие заводы – у нас, «к сожалению», слишком много дешевой нефти и газа. А в первую очередь не готово само население. В Швеции сортировке мусора детей обучают с детского сада, а попробуй нашего человека заставить иметь дома несколько мусорных емкостей – под пластик, пищевые отходы, стекло…

 

Выбирай: трамвай или велосипед?

В соответствии с идеями социализма, то, что у нас называется муниципалитетом, в Швеции зовется коммуной. По сравнению с нашими они более автономны: например, подоходный налог в каждой определяется самостоятельно, в зависимости от престижности района и затрат на его благоустройство. Одним из самых дорогих уже с момента застройки стал энергоэффективный район Хаммарби Шьостад, эталон бережливого отношения к окружающей среде.

В свое время район планировался к застройке как олимпийская деревня. В нем изначально действовали самые жесткие экологические нормы в отношении зданий, технических объектов, транспорта. Сегодня Хаммарби Шьостад – обычный жилой район, в котором воплощена модель современного цикла переработки городских отходов. Сюда едут коммунальщики со всего мира, чтобы увидеть в действии концепцию взаимодействия всех систем снабжения. Гости из Татарстана, интересуясь энергетической составляющей жизнеобеспечения, ознакомились с системой сбора и переработки шведского топлива:

 

– В Хаммарби Шьостад мусоровозы по улицам вообще не ездят, – продолжает Василий Головко. – Бытовые отходы поступают на завод прямо через мусоропровод. В многоквартирных домах он выводится на этаж, как и у нас, только на лестничной площадке несколько труб. В каждой накапливается определенный тип мусора. В назначенный час содержимое одной из труб всасывается пневмонасосом в центральный трубопровод – так по всему городу собирается, допустим, пластик. По магистрали он поступает на завод, после чего все повторяется уже с пищевыми отходами, и так далее. В то время как скорость транспорта в данном районе ограничена 30 км/час, мусор по трубам движется со скоростью 70 км/час.

Велосипед –
любимое средство передвижения шведов

 

Или взять воду – она используется многократно. Из озера после очистки вода поступает в дома на питьевые нужды, потом идет на производство биогаза и тепловой энергии с помощью тепловых насосов на ТЭЦ, затем – на вторую ТЭЦ, где с ее использованием производят электричество и тепло. Потом, после очередной очистки, вода уходит в Балтийское море.

Правительство предполагало, что в Хаммарби Шьостад будут селиться пенсионеры, как люди, созревшие для ответственного отношения к быту. На деле же город оказался заселен молодежью, 10% населения – это дети до пяти лет. Спрос на дорогое жилье оказался неожиданно высоким: плоды бережного отношения к окружающей среде всем по душе, и при системном подходе каждый готов поддержать строгий порядок.

Основной общественный транспорт в районе – трамвай, а личный – велосипед, многие просто ходят пешком. Есть и автомобили: водители объединяются в сообщество, покупают машины вскладчину и пользуются ими при необходимости. Приобретать и содержать личное авто им не интересно. Социальная сознательность шведов позволила им снизить в Хаммарби Шьостад влияние на окружающую среду еще на 30% от общего уровня по стране. Однако проектный уровень снижения антропогенного ига равен 50%, так что работа по самоорганизации продолжается.

 

 

Хозяину контроль
не нужен

Самая крупная шведская компания по производству тепловой энергии «Vattenfall», европейский лидер в своей отрасли, принадлежит государству. Но госрегулирование в энергетике минимальное. Все развитие в области коммунального снабжения идет на рыночной основе. Около 300 чиновников на всю Швецию представляют инспекцию энергетического рынка естественных природных монополий (газ и электричество), и это ведомство заменяет собой весь наш «Энергонадзор» вместе с комитетом по тарифам. Именно таким, стихийным, казалось бы, образом, формируется и растет централизованная система обеспечения.

Коммуны сами присоединяются, в частности, к центральному отоплению, потому что это выгодно. Если больше половины отапливаемых объектов голосует за централизацию, в коммуну протягивают новые сети. При единой службе сбыта на все коммунальные услуги предоставляют их не зависимые друг от друга компании. Но вопросы коммунального комплекса решаются в кооперации, о которой мы можем только мечтать. Если шведы протягивают коммуникации к населенному пункту, то они в одну траншею одновременно кладут и теплосеть, и водоснабжение, и оптоволокно для подключения к Интернету. В принципе, ничего нового – просто четко организованная работа и четко поставленная общая задача, которая стимулируется адекватным законодательством. Тесное сотрудничество всех сетевиков с городской администрацией дает удешевление ресурсов для жителей и колоссальный экономический и экологический эффект для страны.

Батареи наоборот

Чего в Татарстане, да и в России, наверное, нет в принципе – так это централизованного холодоснабжения. Спасаясь от жары, мы вешаем в помещениях кондиционеры, которые выбрасывают на улицу тепло, а взамен забирают холод. Выносные блоки, висящие на стенах домов, создают островки тепла, которые вносят свою лепту в общегородскую температуру воздуха. Из-за них, в частности, в больших городах летом всегда жарче. Как итог – электрозатраты на охлаждение вырастают примерно на 5%. В Швеции холод поставляется в дома так же, как и тепло – по трубам. Вода с температурой 4-8 градусов Цельсия охлаждает кондиционеры, и никаких коробок на стенах вы в Стокгольме не увидите.

Электричество в дома поставляют разные компании. У кого покупать электричество и по каким тарифам, шведы решают, зайдя на соответствующий сайт. Причем поставщика не обязательно менять на шведскую компанию – можно выбрать и иностранную. Контролируют свои расходы по теплу, холоду, воде, электричеству, газу жители также через Интернет – показания всех счетчиков выведены на сервер. Понятий «долг по квартплате» и «отключение от сетей за неуплату» у шведов не существует. Если кто-то не в состоянии платить по счетам, он становится субъектом социальной поддержки.

Увиденное стало культурным шоком

– По результатам поездки будут сформулированы предложения о модернизации местного энергокомплекса, – говорит Василий Головко за своих коллег, руководителей сетевых и энергетических компаний Татарстана. – Для себя я отметил ряд актуальных моментов, которые можно перенять у шведов. В частности, приборы учета стоит устанавливать не жителям, а самому поставщику. Любой такой прибор – это весы, которые, в общем-то, должны принадлежать продавцу, а не покупателю товара.

Также хотелось бы полностью перенести приготовление горячей воды из центральных тепловых пунктов непосредственно в жилые дома. А вот до заводов по производству энергии из мусора, боюсь, нам еще далеко. По крайней мере, для меня увиденное в Швеции стало культурным шоком – я и не думал, что энергетика может быть не только качественной с точки зрения сервиса, не только социальной, но и экологичной настолько, чтобы выступать в роли санитара города.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*