ЯЗЫК ДО МИТИНГА ДОВЕДЕТ

16 апреля в Казани одновременно прошли два митинга.
У здания Министерства образования и науки РТ собрали без малого 400 подписей в поддержку русского языка в школах. У памятника Мусе Джалилю провели небольшой пикет за существующий региональный стандарт образования, замещающий «великий могучий» татарским.

 

 

До президента далеко…

Организатором митинга выступило крупное (14964 участника) Интернет-сообщество «Русский язык в школах Татарстана». Заявку на проведение акции модератор сообщества подавал как частное лицо, однако Михаил Щеглов является известным общественным деятелем, заместителем председателя Общества русской культуры в РТ. В интервью «Новой неделе» он сообщил, что это далеко не первая инициированная им акция в защиту права на изучение русского языка, хотя на митинг русская общественность в РТ вышла впервые:

– Мы организовали его, потому что письма в правительство ничего не дают. Из Москвы приходит формальный однотипный ответ на все обращения. Теперь мы знаем: чтобы о проблеме услышали, она должна быть выражена в открытой позиции народа. Для того и митинг – чтобы привлечь внимание федеральной власти, а местной показать: дальше статус кво в этом вопросе сохраняться не будет. Меры должны приниматься, в первую очередь, аппаратом президента Татарстана.

– Вы пытались взаимодей-ствовать с ответственными людьми «не шумно»?

– До митинга было два совещания у министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова, но впустую. А во время акции он к народу просто не вышел, хотя был на рабочем месте. Подобное отношение к резолюции митинга мы считаем просто саботажем. Хотя, конечно, проблема не решается волеизъявлением министра. Устарело само татарстанское законодательство в области образования, принятое в начале 90-х годов.

– Каковы конкретные претензии к образовательным стандартам Татарстана?

– А стандарт всего один – в этом и изъян. Российский Закон об образовании дает выбор между тремя языковыми учебными программами: для русскоязычных регионов, для русскоязычных школ в национальных республиках и для национальных школ в регионах. В Татарстане практикуется только третий из них, с равным изучением местного и основного государственного языков. Таким образом, все школы республики по стандарту получаются татароязычными. В итоге мы лишены права выбора, гарантированного нам федеральным законом. Против национального компонента в школах мы никогда не выступали – нам нужно право выбора. Короче говоря, мы боремся за право изучать РОДНОЙ язык, какой бы национальности ты ни был.

На плакатах митингующих определение «родной язык» фигурировало многократно: «РОДНЫМ языкам – приоритет в образовании!», «Нам не надо поровну. Каждому – по родному!», «Даешь татарские гимназии! Даешь русские гимназии!» Несмотря на это, оппоненты митингующих, пикетировавшие неподалеку, не преминули засвидетельствовать свое недовольство акцией:

– Они неправильно истолковали суть нашего мероприятия, – объясняет Михаил Щеглов. – Заранее подняли истерию в Интернете: якобы мы собираемся выступать против татарского языка и пора вставать на его защиту. Во время митинга человек 15 из них, воинственно настроенных, направились к нам. Тогда я попросил единомышленников выразить наше отношение к проблемам татарского национального образования, и участники встретили пришедших аплодисментами. Мы не поддались на провокацию. Кстати, среди участников нашего митинга около 40% было татар или «татар наполовину», от смешанных браков.

Татарскому – время, русскому – час

– Кроме обязательности изучения татарского языка нетата-
рами существует еще и проблемный вопрос количества часов этого предмета…

– Сейчас по регламенту русский и татарский языки должны преподаваться в одинаковых объемах. Но есть тонкие моменты: национальный компонент включает и такая дисциплина, как татарская литература. Однако такого учебника не существует. Значит, вести предмет не имеют права. Часы литературы отданы под татарский язык.

– А каков известный вам максимальный и минимальный дисбаланс в обязательных часах русского и татарского?

– Проследить за всеми школами невозможно, но думаю, что дальше, чем 7 к 4 в пользу татарского, не заходит. Слышал также о замещении уроков точных наук татарским.

– В коллективных письмах к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко родители-подписанты делились таким наблюдением: татарстанские выпускники не проходят по конкурсу в российские вузы, потому что плохо знают русский.

– Я бы, конечно, предпочел вооружиться цифрами, но их никто не хочет ни добывать, ни видеть. Однако, работая в вузе, я ощущаю эту тенденцию (Михаил Щеглов – доцент КГТУ имени Туполева, кандидат технических наук). Среди моих студентов много приезжих, к примеру, из Кировской области. Они имеют явное преимущество перед выпускниками татарстан-ских школ – и в текстах, и в речи. Местные выпускники вообще не могут синтезировать текст. В лучшем случае они способны составить последовательность готовых фраз. Способность логически выразить и записать собственные мысли нашими школьниками, по-видимому, утеряна.

О чём мечтает министр?

– Есть мнение: Татарстан тратит неоправданно много денег на обязательное обучение татарскому языку. Причем его разделяют и носители национальной идеи – в частности, зампредседателя Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков. Вы согласны?

– Мы считаем, что возможность изучать родной язык татарами должна быть приоритетной. И бюджетные средства необходимо направлять на развитие сети татарских школ. Опыт показал: насильственный привод людей к двуязычию тупиковый. За 20 лет столько денег и усилий вложено, а результат только отрицательный. Дети с родным русским стали неграмотными, а по-татарски так и не заговорили. Если сейчас этой проблемой не займутся политики, ею займется народ. Люди очень напряжены. На митинге кричали: «Когда будет следующий?» Противостоять кому бы то ни было – не наша задача, но проблема с преподаванием родных языков сама не рассосется.

– Среди ваших лозунгов были и такие, которые ставили под сомнение компетентность министра образования Татарстана…

– Мы общались три-четыре раза. Судя по поведению Альберта Гильмутдинова, он просто последовательно отрабатывает директиву, заявленную 20 лет назад. Я считаю, для управленца такого уровня подобная позиция просто безответственна. Вот, например, одно из его публичных заявлений: «В России язык межнационального общения – русский, а в Татарстане – татарский». Это что – мечты? И это говорит министр образования!

100 человек –
ещё не общественное мнение

Мнением о языковой политике в образовании мы поинтересовались и у директора Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамира Исхакова.

– Дамир Мавлявеевич, считаете ли вы, что нетатарам следует преподавать татарский язык в обязательном порядке?

– Нет, я сторонник добровольного выбора. Но проблема в том, что половина татарских детей обучается в русских школах. Им преподавать родной язык необходимо. А что будут в это время делать остальные? Госпрограммы такую ситуацию не предусматривают. Видимо, это недоработки нашего Министерства образования. В то же время никто не знает, какой процент русскоязычного населения не хочет изучать татарский язык – таких данных нет. Если 100 человек митингуют – это еще не выражение общественного мнения. Я знаю, есть и татары, которые поддерживают их позицию, – это ассимилированные городские группы, оторвавшиеся от родной культуры. Я им могу только посочувствовать.

По моим наблюдениям, русских, желающих выучить татар-ский язык, много, но есть проблема с учебными пособиями и методикой преподавания. Быть может, для русских, желающих обучаться по иным программам, следует создавать специализированные гимназии с углубленным изучением родного языка. Татар-
ских гимназий – по крайней мере, в Казани – достаточно, но традиционные русскоязычные школы оказались более конкурентоспособными. Поэтому часть татар отдает детей туда. Что делать с ними? Ясно, что детей татар и нетатар необходимо обучать по разным программам в языковом блоке. Но возможно ли это осуществлять в одной школе? Не знаю.

Проблема не в часах, а в учителях

– По вашим данным, существующая практика преподавания языков в школах полностью соответствует федеральным требованиям?

– Стандарты соответствуют полностью. Не думаю, что паритетность в часах преподавания нарушается, ведь федеральную сетку часов нарушать нельзя. А паритетность языков подтверждается их статусами. Помните, в одном из решений Госдумы говорилось, что татарский должен записываться кириллицей, так как он государ-ственный. А непреподавание государственного языка – это начало ликвидации республики. Вот на днях я с удовлетворением узнал, что Госдума РФ приняла в первом чтении закон, который разрешает сдавать ЕГЭ по родным языкам на родных языках.

– Кстати, о ЕГЭ. По результатам за 2009 год «неудов» по рус-скому в Татарстане оказалось на 3,2% больше, чем в среднем по России. Вы не связываете это с региональной корректировкой часов?

– Скорее, это связано с низким качеством преподавания в ряде школ. Кроме того, в них обучаются дети недавних сельчан, у которых языковых навыков меньше. Они и снижают общий уровень.

– А родители в обращениях к Фурсенко и Медведеву обеспокоены тем, что татарстанские выпускники не выдерживают конкуренции при поступлении в вузы…

– Я разделяю их озабоченность, но это спорный вопрос. Я сам окончил национальную школу. Потом русский доучивал уже самостоятельно, на ходу. Это мне не помешало с социальным продвижением.

– Но самостоятельное обучение в то время, как есть школы, образовательные программы, – это не выход!

– Ну почему? Русский я в школе тоже изучал, просто доминировал родной язык. Я хочу сказать, что впоследствии нагнать не так сложно. А вообще, больше надо беспокоиться о качестве преподавания русского языка. Знания напрямую не зависят от количества часов – скорее от уровня учителей.

– Этот момент родителями тоже подмечен. Татарский преподается довольно давно, но выпускники – нетатары его так и не знают…

– Я бы не сказал. По социологическим данным видно, что доля знающих татарский язык среди русскоязычного населения повысилась. Русские дети к концу курса в определенной степени осваивают этот язык – пусть не говорят, но многие понимают. И это опять же вопрос качества преподавания. Да, методики еще не отработаны, но сейчас коррекция в этом направлении ведется, и думаю, вопрос скоро будет снят.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. Обидно за наших детей, которые не знают ни русского, ни татарского. Столько косноязычных людей, как в Татарстане, я не встречала нигде. Чиновников татарстанских порой невозможно слушать без переводчика. Причем, не уверена, что она владеют литературным татарским, видимо, как и современная молодежь, они не знают ни тот, ни другой язык.

  2. Проблема не в уроках татарского языка, а в количестве отведённых часов на русский язык и в культуре. Уважаемые родители, разве плохо, что в Татарстане изучается татарский язык? Разве нам, татарам, нельзя изучать свой родной татарский язык? Если в школах не будет татарского языка — мы забудем его и исчезнем как нация. Национальные школы закрывают, все таблички на русском языке. Соцработники, врачи, полиция, продавцы, кондукторы не знают татарского языка, а живём в Татарстане. Бедные бабушки-татарки мучаются, когда просят справки у тех же чиновников.

    Чиновники Москвы не смогли сдать экзамен по русскому языку (это их идея — ЕГЭ), хотя татарского языка у них в школах нет, и не было. Против ЕГЭ надо выступать, это разрушение российского образования! Оценивать знания по тестам — это бред.

    Выпускники татарских гимназий всегда имеют высокие баллы по ЕГЭ, у них прекрасная дисциплина.

    У меня подруга — русская, филолог, очень хорошо говорит и на татарском и на английском. Лев Толстой знал около 15 языков – в их числе английский, французский и немецкий языки в совершенстве, легко читал на польском, чешском и итальянском языках. Вдобавок знал греческий, латынь, татарский, украинский и церковно-славянский, а также изучал голландский, турецкий, древнееврейский, болгарский и ряд других языков. Л.С.Выготский, Л.В.Щерба и другие отечественные ученые доказали, что изучение иностранного языка способствует лучшему развитию родной речи. Если ваш ребёнок будет знать татарский язык, он легко будет изучать немецкий, английский, турецкий, дело в том, что в татарском — уникальная фонетика, есть буквы в и звуки, которых нет в русском, но они имеются в иностранных языках.

    Эксперимент, проводившийся с дошкольниками в лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, показал, что изучение неродного языка благотворно влияет на общее психическое развитие детей (на их память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие малышей в целом. Британские ученые установили, что изучение иностранных языков способствует увеличению количества серого вещества в мозге. 40% "татар" вышли на митинг против своего родного языка?! Стыдно! Хоть плачь!

    Школьники!

    Покупайте русскую литературу, посещайте библиотеки, принимайте участие в поэтических вечерах, ходите на секции по филологии, на факультативы, в театральные студии, пишите научно-исследовательские работы, вступайте в научные общества учащихся, ходите к репетиторам, пишите диктанты дома, участвуйте в олимпиадах и конкурсах. Родители, беседуйте со своими детьми на темы истории, литературы, философии, психологии. Сейчас много курсов по русскому языку. Вся проблема в современных родителях, которые сами не читают литературу и не прививают любовь к прекрасному русскому языку, а думают, что воспитать должны: садик, школа, ВУЗ, государство, учитель.

  3. Надо бы знать, что историки-идеологи романовского и большевистского государств целенаправленно "изводили" татар и их язык.

    И это "вышло боком" России и в конечном счете русскому народу. Именно поэтому Россия рассыпается. Русские становятся в своей бывшей стране "оккупантами" (Казахстан, Прибалтика, и т.д.).

    А вот что скрывали романовские и совдеповские историки-идеологи: татары в XIII-XVI вв.спасли русский народ от уничтожения крестоносцами, именно они основатели единой Евразийской державы. Казань на самом деле была не “столицей Казанского ханства”, а столицей Золотой Орды вплоть до XVII века. И «татарское нашествия», и «взятие Казани и истребление татар русским царем Иваном Грозным» было сочинено уже в XVII веке врагами ордынцев – как русских, так и татар – именно как пропагандистское оружие в борьбе против ордынцев , для внесения раскола между ними.

    На самом деле татары — второй стратегический этнос России, народ-союзник, народ-симбиот для русских издревле, без них Россия в самом скором будущем будет стерта с политической, а русские — с этнополитической карты мира.

    Вот в чем истина, которую скрывают всячески агенты влияния тех, кто стремится отправить нас "на галеры к немцам", и которые "могут быть для нас, русских, только хитроумными эксплуататорами, а никак не друзьями и союзниками" (Л.Н. Гумилев).

    Читайте обо всем этом, о том что до сих пор скрывают от нас официальные историки, в этой замечательной статье: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/

    Там в статье ссылки на более обстоятельные труды некриводушного независимого историка-исследователя и правозащитника.

    Так что татарский язык и татарский народ надо беречь и развивать — не менее, чем русский. Это в интересах также и русского народа. Поскольку татарский язык — центральный среди тюркских языков, это исторически обусловлено. Поэтому только с мощной татарской составляющей Россия может доминировать в Евразии – особенно среди стран тюркского мира, оставив в этом вопросе позади Турцию.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*