ПОБЕДУ ВСТРЕТИЛ ЗА БАРАНКОЙ ПОЛУТОРКИ

Среди нас есть люди, жизнь которых может служить яркой иллюстрацией истории Отечества. Челнинец Николай Васильевич Большаков, безусловно, из числа таких личностей. И не только потому, что 15 мая отпразднует свой 96-й день рождения.
Просто характер у него такой – он не отделяет свою судьбу от биографии страны, отличается крестьянской смекалкой и никогда не теряет оптимизма.

 

Хотел быть строителем,
стал водителем

 

Символично, что Николай Васильевич родился в самое лихолетье – в 1915 году в деревне Бахариха Воскресенского района Нижегородской области. Возможно, поэтому характер Большакова – это сгусток воли, трудолюбия и патриотизма. Он-то и помог ему преодолеть все трудности, встречающиеся на пути. А их было немало.

– Индустрии в стране не было, – рассказывает Николай Васильевич. – В каждой деревне по шесть-семь лошадок – вот и вся полевая «техника»! А колхозы поднимать надо было…

 

Это не просто слова. Николай с 10 лет каждый день, начиная с четырех утра, работал в поле, пахал, сеял, убирал. После окончания семилетней школы колхозной молодежи в 1929 году отправился в Нижний Новгород – хотел выучиться на строителя. Однако, как выяснилось, желающих попасть в строительный техникум и без него было достаточно – на 70 мест претендовало 470 человек! Николай не сник, начал искать другое учебное заведение – тут ему на глаза попалось объявление о приеме в ФЗУ на специальность автомеханика.

1933 год стал для Николая Большакова «выпускным». ФЗУ закрыли, а учащимся предложили: кто хочет продолжить учебу – идите в другое заведение, кто хочет стать шофером – милости просим на курсы. Николай выбрал второе. По окончании курсов поступил работать в «Автогужтрест», занимался доставкой товаров по Нижнему Новгороду. Кроме всего прочего, получал паек – 800 граммов хлеба в день. Очень скоро его стали посылать на ответственные задания.

– Когда мы перегоняли машины из Москвы, в моем автомобиле отказало реле обратного тока, – вспоминает Николай Васильевич. – Так я спичку подложил – и доехал!

Потом Большаков рассказал о своем изобретении начальству. Оно, конечно, пожурило за риск, но смекалистого паренька запомнило. При первой же возможности Большакова отправили в Московский институт повышения квалификации.

День и ночь –
на райкомовской машине

Но учиться ему, видно, было не суждено. Перед поездкой в Москву Николай приехал в отпуск в родную деревню и увидел то бедственное положение, в котором находились его родители. Решил остаться, чтобы поддержать их. Надо было искать работу.

И тут произошло нечто из ряда вон выходящее. Водитель, работавший на райкомовской машине, уехал погостить в родную деревню. Туда же явились бандиты, которые держали в страхе весь район. Захотелось им, видите ли, покататься на партийной технике! Шофер не посмел отказать. Об этом узнали в НКВД… В общем, на работу бедолага уже не вернулся. На его место приняли Николая Большакова. При этом никаких привилегий у райкомовского водителя не было, даже за сверхурочные не платили. А ездить вместе с секретарем райкома приходилось день и ночь.

Прослужив два года на срочной службе в штабе дивизии в Горьком, Большаков вернулся, женился, а тут новый поворот. Его мобилизовали и отправили в Польшу, где назревал военный конфликт. Правда, до места доехать не удалось, его часть расположилась в Западной Украине, где солдаты помогали убирать местным жителям картошку. Потом их отправили домой.
Не успел Николай Васильевич отдохнуть, его вновь вызывают в военкомат – пиши заявление, пойдешь добровольцем на финскую войну. И воевать бы Большакову на северных просторах, если бы не директор местного леспромхоза. Он позвонил в военкомат и отчитал его работников: «Что вы парня мучаете? Не успел вернуться с одной мобилизации, вы его на другую отправляете. У него жена на сносях. Оставьте его в покое».

 

Победу Николай Большаков, как и многие фронтовые водители встречал в дороге

 

Что-то радио буркнуло
про войну…

В леспромхозе Николай Большаков и трудился до самой войны. Кстати, и люди, и техника тогда работали на износ. 22 июня, в воскресенье, водители решили устроить машинам «День техухода». Возились с агрегатами и не знали, что происходит вокруг. Только приемник буркнул что-то, напарник и говорит: «Ребята, вроде, война началась». Ему со смехом ответили: «Прикуси язык! Еще услышит кто-нибудь!» А в обед приехал директор. Его слова прозвучали, как гром среди ясного неба: «Напал немец. Надо приготовить 10 машин для отправки». А уже вечером Большакову пришла повестка – явиться в военкомат с вещами. Там же выяснилось, что на подготовленные леспромхозом 10 машин не хватает одного шофера. Тот, кого хотели отправить, валяется пьяный на обочине. Большаков вызвался ехать вместо него. Так для нашего героя и началась война.

В первые месяцы Великой Отечественной Николай Большаков и его товарищи служили в резерве главного командования.

– Из Тулы нас отправили в Москву сдавать машины, – вспоминает он. – На заводе формировалась колонна из автомобилей, мы на них ехали на склады в Серебряном бору, загружали амуницию или еще чего, а потом везли в пункт назначения. Там груз вместе с машинами и оставляли. А на следующий день вновь все повторялось. Так первые месяцы войны и провели – вокруг Москвы все городишки объездили. Уже шли бомбежки столицы. Но мы все равно в рейс выходили.

На Кавказ

Затем нижегородских водителей отправили на Кавказ.
– Мы благополучно доехали до Минеральных Вод, а там ка-а-ак начали бомбить! Поезд остановился. Все кричат: «Выходи! Прячься!» – рассказывает наш герой. – Но мы не стали выскакивать – как играли в домино при свечах на фанере, так и продолжали стучать костяшками. «Не все ли равно, где нас убьют – в кювете или здесь», – приговаривали мы, когда слышали свист пролетающего снаряда.

На Кавказе Николай Большаков попал в войска КГБ, которые несли службу по охране пограничной зоны. Главным их предназначением было сохранять безопасность на территории, пресекать все попытки расшатать ситуацию. Вот Большаков и возил солдат, офицеров, ездил и за оружием. Поэтому маршрут – от Батуми до Новороссийска – знал, как свои пять пальцев.

– На кавказских дорогах немало перевалов. Приходилось на каждом из них 24 километра подниматься, а потом столько же спускаться. Да и на прямой дороге ехать было непросто: через каждые 15 метров – поворот, только слушай, как резина визжит. Бывало, за один рейс 600 километров наматывали на колеса!

 

КСТАТИ
Доблесть фронтового водителя была оценена по достоинству. Николай Васильевич награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За доблестный труд».
После войны Николай Васильевич всю жизнь проработал в автомобильной отрасли. Ушел на пенсию в 1975-м, будучи главным механиком Кумбского леспромхоза. Но и после этого не прекращал трудиться – в Набережных Челнах, в КУП «УРЭИК» он в 1981-1985 годах работал слесарем по ремонту автомобилей.

 

Война
шла по пятам

Недолго Кавказ оставался прифронтовой территорией. Война шла прямо по пятам. Как-то Николай Большаков вместе с товарищами по работе возвращался из Краснодара с очередного задания. У небольшого городка Крымска артель остановилась, перекусила сухим пайком, а, приехав в Новороссийск, доложила коменданту о своем прибытии. Тот, узнав, что они только что вернулись из Крымска, сделал круглые глаза: «Только что звонили с тамошнего КПП. Там – немцы!»

Вскоре машины, в том числе и Большакова, направили в Туапсе.

– Еле-еле добрались, так как дорога была уже перекрыта, – говорит Николай Васильевич. – Нас предупредили: «Уходите, сейчас город будут бомбить». Мы схоронились в горах. С этого места было прекрасно видно, как сначала прилетели советские самолеты. Видимо, сориентировавшись на них, наши зенитки прицелились. А потом черной саранчой налетели немецкие самолеты. Такого боя я больше никогда не видел. Наши сбили сразу 14 «мессеров»!

Находясь в своей части, расположенной в Сочи, Николай Большаков наблюдал, как день и ночь через город уходили войска. Появилось щемящее чувство – оставляем Кавказ… Но вскоре в город прибыл маршал Семен Буденный и собрал в штабе офицеров. Туда Николай Васильевич возил и своего полковника. Тот потом водителю рассказал: «Буденный дал команду: ни шагу назад! Если подпустим немцев к морю, потеряем юг». С этого момента началось обратное движение – люди и военная техника возвращались.

Несмотря на переменные успехи, бои в южном направлении шли ожесточенные. Мирное население пытались вывезти из горячих мест. В этот момент произошел случай, который всколыхнул всех солдат: немцы потопили корабль, на котором эвакуировались старики, дети, женщины – всего две тысячи человек. И это несмотря на то, что от борта до борта судна были расстелены пурпурные полотнища – символ Красного креста. Николай Большаков утверждает, что советские летчики отомстили немцам за чудовищное преступление. Пилоты рассказывали, как при отступлении фашистов они специально выжидали, когда баржи с солдатами и техникой отходили от берега на 10-12 километров, а потом начинали бомбить…

Победу Николай Васильевич встретил опять же в дороге. Он был откомандирован в Москву, и радостная новость настигла его на подступах к столице. А когда он увидел огромный флаг, развевающийся на аэростатах в небе Москвы, то не смог сдержать слез. Эта картина до сих пор стоит перед его глазами…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*