ВОЙНА ЕЩЕ НЕ ОКОНЧЕНА… ОБ ЭТОМ ГОВОРИЛ КОНСТАНТИН СИМОНОВ

Приближается День Победы, и вновь праздничные встречи, парады, митинги телевизионный эфир наполнят воспоминания не только о радостном 9 мая 1945 года, но и о тяжелых и трагических днях Великой Отечественной. Однако громко ли звучит новая правда о той великой человеческой трагедии,
и есть ли она?

 

О том, почему путь к правде о войне не менее тяжел, чем путь советских воинов к Берлину, в интервью «Новой неделе» рассуждает сын писателя и военного корреспондента Константина Симонова, кинорежиссер и журналист Алексей Симонов.

Отец снял фамилию с титров

– Алексей Кириллович, (отчество нашего собеседника – Кириллович, потому что настоящее имя Константина Симонова – Кирилл – прим. ред.), какой спустя годы вспоминал Великую Отечественную войну ваш отец?

 

– В конце 60-х годов отец пытался издать свои военные дневники. Они были набраны в журнале «Новый мир» и пролежали там четыре месяца, пока их оттуда не выкинули, не говоря уже о том, что не издали отдельной книгой. Дневники вышли только в 1987 году, через восемь лет после смерти отца. Все потому, что и партийные, и военные руководители возражали против рассказов о первых днях войны, как они описывались у Симонова.

 

Еще раньше, когда отец «попал» в период хрущевской «оттепели» и написал роман о 1941 годе «Живые и мертвые», он говорил: «Я ничего в романе не исправил. Не из-за того, что не вижу в нем недостатков, а потому что знаю, что если начну исправлять, рукопись снова попадет в цензуру, и оттуда «вылетит» очень много дорогих и важных для меня вещей. Поэтому буду печатать такой, какая она есть!». Если он мог что-то печатать – он печатал!

Так же и в кино: когда из продолжения фильма «Живые и мертвые» по роману «Солдатами не рождаются» было вырезано практически все, что связано со Сталиным и с ужасом человека, который к нему вызван (речь идет об эпизоде, когда репрессированный, а потом возвращенный в армию генерал Серпилин просит верховного главнокомандующего освободить людей, сидевших с ним в лагерях с 1938 года, – прим. ред.), Симонов снял свою фамилию с титров. Хотя до смерти Сталина отец думал, что вождь нации во всем был прав, и старался приспособить свое мнение о войне к суще-ствовавшим правилам и порядкам.

 

Архивы так
и не открыты

– На ваш взгляд, сейчас правду о войне узнавать легче, чем 30-40 лет назад, или наоборот? Вы согласитесь с тем, что полная и правдивая история Великой Отечественной была написана еще при Хрущеве?

 

– Правда в том, что война не окончена. На то есть несколько причин, и самая главная – в том, что не захоронены сотни тысяч советских солдат. Это, конечно, позор для нашей страны! Об этом, прежде всего, говорил мой отец. Во имя правды о войне он пытался создать журнал «Военный архив», создать центр, который бы собирал воспоминания участников Великой Отечественной от солдата до генерала. Но генералы из Главного политуправления писали: «Зачем нам все эти разные варианты, если мы уже создали историю, которая нас устраивает?». Сейчас правду узнать сложнее, потому что тех, кто был на передовой, ходил в атаку и защищал окопы, практически не осталось. Лейтенант, командир взвода жил на переднем крае 18 минут! Мы просто упустили период, когда можно было всерьез искать правду о войне.

Борьба за правду о тяжелых военных годах
подорвала здоровье Константина Симонова

 

Еще одна проблема – это доступ к архивам, в том числе и в Подольске – там хранятся основные документы о Великой Отечественной. Но в этом архиве по-прежнему много закрытых сведений, и никаких исследователей туда не допускают до сих пор. Войне уже 70 лет, а мы до сих пор не можем открыть архивы! Какая же может быть в таком случае история?

– Вероятно, ваш отец очень переживал за историю Великой Отечественной и именно борьба за правду о тяжелых военных годах подорвала его здоровье (писатель умер в 64 года – прим. ред.)?

– Конечно, это сократило его жизнь. А ведь он до последних дней работал над серией солдатских мемуаров – их осталось более 3000 страниц: все это беседы с четырьмя десятками солдат, кавалерами трех орденов Славы. Отец стремился проследить их путь от первого до последнего дня войны по разным настроениям, ощущениям, историям, судьбам. Он очень хотел сделать книгу, но начал работать над другой «Глазами человека моего поколения: размышления о Сталине», считая, что дни его сочтены.

 

«Кинолента «Брестская крепость» при всем излишестве подробностей сделана довольно крепко»

 

Надо дать людям время подумать

– Задам вам вопрос как кинематографисту, имеющему за плечами фильм о Великой Отечественной – «Отряд». Куда движется нынешнее российское кино о войне? В сторону пафоса, натурализма, излишнего патриотизма и стрелялок?

– Скопом говорить о фильмах о Великой Отечественной не стоит: все-таки каждый из них снимает отдельный режиссер по сценарию отдельного сценариста. Но каждое новое поколение видит войну по-своему, и это, наверное, правильно.

Я смотрел фильм «Мы из будущего», но сюжет его настолько надуманный, что его трудно принять и примириться с ним – психологически точных вещей там намного меньше, чем «стрелялок» и прочих признаков военных действий. Для молодого зрителя такой подход, конечно, интересен, но… На мой взгляд, все-таки нужно не придумывать сюжет, а постараться «внедриться» из современности в реальную историю.

Кинолента «Брестская крепость» при всем излишестве подробностей сделана довольно крепко, но единственное, с чем там плохо, – это с человеческими характерами. Когда я получил сценарий для своего фильма «Отряд», я сразу увидел в нем именно характеры, и именно характеры героев определяли отношение к войне и автора, и героев.

Мне понравился фильм «Звезда», но создатели картины почему-то «выпрямили» в ней много деталей, которые должны были бы там «работать». Например, у автора книги Казакевича в самом конце написано, что «морзянка» работала одиноко, а в фильме раздаются взрывы гранат, крики и прочий шум. Война – конечно, шумное дело, но жизнь и смерть такие серьезные темы и такая серьезная проблема, что можно поступиться излишним шумом ради того, чтобы у зрителя просто было время подумать.

– На ваш взгляд, какие мысли, прежде всего, нужно закладывать в молодые умы о событиях Великой Отечественной?

– Первое, что должно закладываться, – это то, что Великая Отечественная война окончилась победой, добытой невероятно трудно и невероятно кроваво. Что, самое главное, это была победа народа, а не Сталина, который после 1945 года стремился быть победителем единолично. До 1955 года день Победы не то, что не был выходным днем, – он вообще не упоминался! Вот об этом забывать нельзя.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*