БЕЗРАБОТНЫЕ НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ

Когда на недавней пресс-конференции мэр города Василь Шайхразиев озвучил цифры по безработице в Набережных Челнах – 5000 вакансий и 4600 безработных, – мы поначалу очень обрадовались: предложение явно превышает спрос! Потом призадумались: так почему же они не найдут друг друга – работодатели и соискатели? Неужели так драматически велика пропасть между предлагаемыми и желаемыми условиями? И уж совсем крамольная мысль закралась: а может, безработные просто не хотят работать?..

 

Работу лучше всего найти в течение года. Потом велик риск, что уже не захочется…

 

Мало того, говорят, что подобная ситуация сложилась по всей республике. Поэтому прояснить ситуацию «Новая неделя» попросила начальника отдела анализа и прогнозирования рынка труда Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ Елену Кибардину.

Вместо того, чтобы работать…

– Елена Михайловна, охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние рынка труда республики: сколько татарстанцев ищет работу и сколько при этом требуется?

– В целом по Татарстану картина такова: на учете в Центрах занятости стоят 31632 жителя республики, при этом незакрытых вакансий у нас – 36330. Впрочем, сама по себе численность безработных мало что говорит. Наилучшим образом характеризует ситуацию такой показатель, как «напряженность на рынке труда» (это количество безработных, приходящихся на одну вакансию). У нас сейчас он составляет 0,87 – то есть уровень напряженности невысок. В крупных городах он и того меньше: в Казани – 0,5, в Набережных Челнах – 0,6. Чуть выше в Нижнекамске – 0,9. Некоторую тревогу вызывают Альметьевск (1,15) и Елабуга (1,55). Самый же высокий уровень напряженности, как правило, в небольших городах и сельских районах – в Буинске, Аксубаево…

– А там каковы цифры?

– Поскольку там вакансии просто отсутствуют, уровень напряженности охарактеризовать невозможно, ведь делить на ноль нельзя… Мы можем сказать только в целом, что он очень высокий, потому что при наибольшей численности безработных там вообще нет вакансий.

…на стройке
или в магазине…

– Какие специалисты сегодня наиболее востребованы
в Татарстане?

– Из тех вакансий, которые у нас имеются, порядка 20% – сезонного характера и в рамках антикризисных мер. Они не требуют вообще никакой квалификации. Кроме того, в базе требуемых есть достаточно большое количество строительных специальностей: 1500 бетонщиков, около 2000 слесарей, 1000 плотников, 2000 водителей. Велик спрос и на продавцов – более 1000 предложений, поваров – около 600. Что касается служащих, предприятия запрашивают у Центров занятости в основном менеджеров. Но есть и порядка 500 вакансий инженеров.

– То есть юристы и экономисты вновь не у дел…

– Даже если они и требуются, то предприятия, как правило, ставят условие: опыт работы
и высокая квалификация. В то же время предлагается уровень, как правило, невысокий…

– Представителям каких профессий сегодня сложнее всего найти работу?

– Вы удивитесь, но среди безработных достаточно большое количество и продавцов, и поваров…

– Так почему же работодатели и соискатели не могут найти друг друга?

– Тут есть несколько факторов: и территориальное несоответствие спроса и предложения, и разница в уровне желаемой
и предлагаемой зарплаты. Но все же основная причина – это нежелание соискателей заполнять имеющиеся места.

 

В ОТПУСК НА… ПОСОБИЕ
– Отслеживает ли Министерство судьбу денег, выделенных гражданам по программе самозанятости? Что, например, происходит с людьми, которые потратили эти средства, скажем, на поездку за границу, и с теми, чьи бизнес-проекты оказались неудачными?
– В первом случае на человека заводится уголовное дело, и потраченную на отдых сумму ему придется возместить. И то, даже если он добровольно возвращает деньги, у него будет судимость – пусть и условная,
но все-таки.
Другое дело, если, защитив бизнес-план и сделав все,
что требуется, безработный просто не смог развить свое дело. Тут уже претензий нет, ведь ни один начинающий бизнесмен не может дать гарантии,
что его идея успешно реализуется. Этот человек может опять встать на учет как безработный. Единственное, если он реги-стрируется как закрывшийся индивидуальный предприниматель, он будет получать минимальное пособие. Уволенному работнику его рассчитают из зарплаты, а вот несостоявшийся ИП может претендовать только на «минималку».
– Сколько татарстанцев занимается сейчас своими бизнес-проектами?
– С начала 2011 года свои бизнес-планы разработали 3671 татарстанец, организовали бизнес –
2690. Плюс они создали 1289 дополнительных рабочих мест. Таким образом, порядка 4000 человек из числа безработных
в Татарстане ступили на стезю малого предпринимательства: как предприниматели или как их наемные работники.

 

…лучше привлечь иностранцев…

– Можете ли вы сказать, какова в среднем предлагаемая работодателями зарплата и каковы при этом запросы самих безработных?

– Средняя зарплата, предлагаемая в Татарстане, – порядка 10 тысяч рублей. Недавно мы анализировали вакансии, которые «провисев» более месяца без движения, были переадресованы иностранным гражданам (в таких случаях работодатели просят квоту на прием гастарбайтеров): так вот средняя зарплата по этим вакансиям составила 11882 рубля. Это, конечно, ниже среднереспубликанской цифры, но все же…

– Выходит, запросы безработных татарстанцев куда более велики, раз приходится обращаться за иностранной рабочей силой…
– Да, особенно если предлагается тяжелый физический труд, далеко не все хотят трудиться за такие деньги. Тем более, что 60% безработных – женщины.

…или сидеть дома…

– Многие челнинские предприятия (особенно малого и среднего бизнеса) жалуются, что безработные, направленные из Центра занятости, предпочитают получать свои 4900 рублей и ничего не делать, чем трудиться за те небольшие деньги, которые предприниматели в состоянии им предложить. Насколько актуальна эта проблема в масштабах республики? Или это чисто челнинское «изобретение»?

– К сожалению, не челнин-ское. Это доказано: уже психологически человек, не работавший на протяжении полутора лет, деградирует как экономически активная личность – ему уже
и не хочется. Если предлагаемая предприятием заработная плата невысока, а пособие в 4900 рублей (которое к тому же не облагается подоходным налогом!) человек может получать целый год, – естественно, он будет стремиться сидеть дома! Правда, безработные не учитывают тот момент, что за время «сидения» они, как правило, теряют квалификацию, стремление находиться в обществе, просто желание работать! Напротив, они убеждены, что только выигрывают от такого расклада.

Впрочем, и 4900 рублей получают не все, а только те люди, которые до увольнения работали более полугода и получали более 11 тысяч рублей в месяц. Таких – 66%. Если за год они так и не нашли себе места, выплаты приостанавливаются и возобновляются лишь через шесть месяцев – да и то это будет минимальный размер, или 850 рублей в месяц.

Причем леность еще не самое страшное. Бывают у нас – и довольно часто! – случаи получения пособий (или субсидий по программе самозанятости) обманным путем. Только уголовных дел за первое полугодие 2011 года заведено 26, а за этот же период 2010-го – и вовсе 49.

В 123 делах нынешнего года обнаружено сокрытие занятости, в 647 – факты утраты права на пособие. В общей сложности за первые шесть месяцев 2011 года мы получили порядка 1000 подобных случаев.

…или обманом
получать пособия

– Как нечистых на руку безработных выводят на чистую воду?

– По-разному. Иногда вызывают сомнения какие-то справки,
и Центр занятости отправляет запросы на прежнее место работы или в другие инстанции. Иногда приходят данные из налоговой инспекции, пенсионного фонда. Иногда правоохранительные органы ловят безработных
на торговле (а значит, и получении прибыли!). Иногда случаи нечистоплотности наших «клиентов» всплывают при повторной регистрации в Центре занятости: в трудовой книжке человека задним числом «появляется» запись о его трудоустройстве
в то время, когда он получал пособие. В общем, примеров изо-бретательности очень много.

Но только методами «кнута» проблему не решить. Мы объясняем все последствия подобных поступков, посвящаем целые передачи уголовным делам по так называемым «обманным пособиям», делаем репортажи
с уголовных процессов – в общем, ведем обширную просветительскую работу. Но… понимаете, тут надо смотреть шире: ведь не только в службах занятости люди пытаются что-то получить обманом, – это проблема общества! Нам нужно менять менталитет населения.

Вот вам факт, доказанный учеными: если взять двух молодых мамочек с детьми – неработающую и работающую, – более развитым будет ребенок у второй. Это происходит непроизвольно, женщина и сама не заметит,
но у нее будет более богатым лексикон и более широким кругозор. Даже при сравнительно малом общении она разовьет свое чадо лучше, чем неработающая. По-моему, очень красноречивый довод в пользу труда…

 

Автор благодарит руководителя пресс-службы Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ Рафаила
Гиниятуллина за оперативную помощь в подготовке материала.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Что тут можно сказать по прочтению статьи?Стою на учете в ЦЗН больше года,но… Пытаюсь устроиться сам,да вот беда — возрастом не вышел, или вернее, молодость потерял давно, а за 50 не берут. То ли умом не подхожу, то ли болеть буду, то ли да то ли… И куда "бедному крестьянину" податься? На производство — не для него я. Гуманитарное образование не помогает…А любимой работы вакансии заняты (я уж про оплату и не говорю)…Верите ли, за 14 месяцев безработицы обошел 81 место и безрезультатно… Резюме тоже не помогает…Государству не до меня…Теперь живу на последние сбережения… Ладно,что печалиться,все равно спасение утопающего в руках его самого…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*