В России завершается программа утилизации старых автомобилей. Ее свертывание происходит на фоне динамично развивающегося автомобильного рынка. Подвести итоги программы и оценить текущее состояние авторынка в стране мы попросили известного аналитика, представителя компании «Эрнст энд Янг», председателя комитета производителей автокомпонентов при Ассоциации Европейского Бизнеса Ивана Бончева. |
|
Сейчас уже 30% новых автомобилей продаётся в кредит
|
В фаворе – машины эконом-класса – Иван, чем, по-вашему мнению, российская программа утилизации старых автомобилей отличается от тех, что действовали в европейских странах? – Программа утилизации автомобилей в России стартовала гораздо позднее, чем в Европе. Другие страны более оперативно отреагировали на назревающую проблему снижения спроса на автомобильную продукцию и намного быстрее выработали свой пакет средств дополнительного стимулирования рынка. Содержание программы у каждой страны было свое. Так, например, в Германии ее действие распространялось на весь авторынок, независимо от того, в каком сегменте и какой производитель предлагает продукцию. В России же сделали упор на бюджетный сегмент. В результате в фаворе оказались автомобили эконом-класса, произведенные на территории РФ. Поэтому у вас основным бенефициаром стал АвтоВАЗ, который предоставил уникальную возможность потребителям, привыкшим пользоваться машиной, доступной с финансовой точки зрения и простой в части ремонта. При такой огромной скидке (50 тысяч рублей) даже в условиях кризиса покупка автомобиля (речь идет, конечно, о приобретении «классики» стоимостью 150-200 тысяч рублей) становилась просто подарком судьбы. Однако, стоит заметить, что Россия, выбрав такой формат программы, смогла решить весьма ограниченный круг задач, первоочередной из которых, конечно, была поддержка отечественного автопроизводителя в условиях кризиса. Тогда как другие страны с помощью программы утилизации постарались провести значительную смену автопарка и насытить его техникой, изготовленной с использованием более высоких технологий. Впрочем, вполне можно понять, почему в России выбрали именно такой формат программы. В экономике других стран большую роль играет экспорт местной продукции, доля которой весьма значительна. В России же наоборот – здесь весьма внушителен объем импортной техники. Поэтому задача импортозамещения остро стоит перед вашей экономикой. И государ-ство старается приблизиться к его решению всеми доступными средствами. В России всё – Но, согласитесь, российская программа утилизации автомобилей все-таки достигла своей цели. Автомобильный рынок проснулся после кризисной дремоты… – Чтобы объективно оценивать нынешнюю ситуацию, наверное, необходимо вспомнить произошедшее в кризис. Напомню, экономические катаклизмы 2008-2009 годов отразились не на всех сегментах автомобильного рынка. Премьерный сегмент практически от них не пострадал, а вот продажи машин средней и бюджетной категории резко упали. Что вполне объяснимо: в кризис «просели» такие факторы, как доступность ассигнований (банковские ставки на кредиты подскочили и перестали быть популярным источником приобретения автомобилей) и покупательская способность населения. Отсюда все негативные последствия, которые ощутили на себе российские автопроизводители. Надо отметить, что на европейском и других зрелых рынках продажи падали медленно и плавно и, что немаловажно, одновременно во всех сегментах. А в России все произошло рывком, и экономический удар оказался более чувствительным для компаний, специализирующихся на бюджетном сегменте. – Но чем объясняется такая популярность именно моделей АвтоВАЗа, приобретаемых по программе утилизации (более 76%)? – Отмечу, что привлекательность ВАЗа заключается в самой низкой общей стоимости владения автомобилем, в которую входит и доступный ремонт, и дешевые запасные части. Да и продажа машин базовой комплектации в данном ценовом сегменте выгодна далеко не всем производителям, ведь она «съедает» маржу. Поэтому многие из компаний умышленно не форсировали продажу автомобилей по программе утилизации, поскольку реализация машин с более дорогой комплектацией приносила им большую прибыль. Да и сам АвтоВАЗ изначально в программе делал ставку на «Калину» и «Приору», а потом пришлось перестраиваться и делать акцент на «классику». Интерес клиентов подогревают и банки – Как правило, после завершения программы утилизации старых автомобилей на рынке происходит спад. В России наоборот – Минпромторг РФ даже повысил прогнозы продаж на 2011 год до 2,7 миллиона штук. С чем связано такое повышение спроса? – Основной фактор – это повышенный спрос населения на автомобили. Россию сегодня трудно назвать насыщенным рынком с потребительской точки зрения. Тем более, если учесть, что в кризис такое понятие как автомобильный кредит практически перестало существовать (поэтому-то возникла необходимость в государственных мерах по субсидированию покупки новых автомобилей). Потребители просто отложили крупные покупки до лучших времен. А сейчас, когда процесс восстановления экономики начал набирать обороты, люди вспомнили о своих по-требностях. – А может, дело в том, что цены на автомобили не успели еще вырасти, а кредиты в банках стали уже доступными? – По поводу цен – вопрос непростой. Они сейчас действительно весьма привлекательные. А вот будет ли стоимость автомобилей еще повышаться, однозначно сказать нельзя. Дело в том, что конкуренция на рынке с каждым годом возрастает. На нем появляется все больше моделей, в том числе и в бюджетном сегменте, разработанных специально для российских потребителей. В такой ситуации резкий скачок цен является весьма рискованным. Что же касается автокредитов, то их объемы в последнее время выросли и сегодня приблизились к докризисным показателям. Сейчас уже 30% новых автомобилей продается в кредит. Интерес клиентов подогревают и сами банки, которые рассматривают различные способы расширения продуктовой линейки. Некоторые финансовые институты начали выдавать кредиты даже на приобретение подержанных автомобилей. Кредитные ставки серьезно снизились. Думаю, в ближайшее время эта планка сильно уже не опустится. |