НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

В прошлом году «Неделя» первая среди коллег по перу и микрофону объявила о старте в Набережных Челнах проекта, сопоставимого по масштабам, пожалуй, только с реконструкцией БСМП. Сразу несколько детских медицинских учреждений ждало объединение в Закамскую больницу с перинатальным центром, а затем – грандиозное технологическое перевооружение. Однако с тех пор новости о реализации этой идеи поступали к нам редкие и скупые. Поэтому мы обратились к начальнику управления здравоохранения города Ильнуру Шарафутдинову.
 

 

И дли-и-инный коридор…

– Ильнур Хасанович, ровно год назад мы с вами говорили о реорганизации педиатрической службы в Набережных Челнах и создании Закамской детской больницы с перинатальным центром на базе существующих учреждений. Но что-то в нынешнем году об этом проекте почти ничего не слышно. Буксуем?

 

– Я бы так не сказал. В прошлом году мы обсуждали лишь концепцию, которой намеревались добиваться. Но сроки ее реализации полностью увязаны на финансировании. Замахиваясь на модернизацию здравоохранения, мы понимали, что столкнемся с трудностями.

Ситуация в нашей сфере за последние годы сложилась не очень простая. Мы поддерживали больницы и поликлиники на плаву: не было средств даже на капитальный и текущий ремонт, не говоря уже о развитии! Износ основных фондов в челнинских учреждениях здравоохранения – порядка 70%. И сегодня, говоря о модернизации, мы подразумеваем не их ремонт («здесь подлатаем, здесь подкрасим, а здесь и так сойдет!»), а коренное изменение ситуации.

 

Тут уместна аналогия с БСМП, где мы провели не только «ямочный ремонт»,а полную модернизацию…

– Но по аналогии с БСМП мы и ждем таких же темпов!

– Нам бы и самим хотелось таких темпов. Но надо понимать: центр высокотехнологичной медицинской помощи нужен был срочно. Ситуация со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний и травм требовала экстренного вмешательства. Мы вложились всей республикой –
и вот, вы видите обновленную БСМП.

Подход к Закамской детской больнице точно такой же. Мы хотим не просто подкрасить стены и подрегулировать двери, а привести туда медицинские технологии. Подчеркиваю: это не ремонт, а модернизация – качественно новый подход к организации медицинской помощи. Это принципиально разные вещи, требующие принципиально разных объемов финансирования.

К сожалению, при том, что с самых высоких трибун было объявлено о модернизации учреждений здравоохранения, деньги нам были выделены лишь на ремонт. Они, конечно, тоже неплохие, но их недостаточно. Поэтому пока наша задача – использовать уже имеющиеся средства, но, как подчеркнул мэр города Василь Шайхразиев, нам за свою работу не должно быть стыдно. Дефицит средств сдерживает и наши душевные порывы, и физические действия по скорейшему осуществлению всего задуманного, но крест на технологиях мы не поставим. Мы очень рады, что в этом вопросе нас полностью поддерживает руководство города.

Дело осложняется еще
и тем, что в Медгородке 30-летней давности были изначально заложены не самые передовые технологии организации медицинской помощи. Проект этой больницы не очень-то хорош. Взять, к примеру, логистику (рациональное размещение служб и помещений – прим. ред.): комнаты, комнаты, комнаты – и дли-и-инный коридор. Так и получается, что подразделения, которые, по идее, должны работать в тесной связке
и находиться рядом, на деле оказываются в разных концах коридора! Площадей там много, но использованы они крайне нерационально, и реализовать там медицинские технологии, соблюсти логистику передвижения пациента будет непросто. Но мы это будем делать.

 

Кувалдой по стенам
никто не бьёт!

 

– Сегодня Закамская детская больница – это…

– Это целый комплекс, в составе которого сразу несколько детский учреждений: перинатальный центр, больницы №1 и 2, поликлинику №1 и санаторий «Айболит». Для чего мы их объединили? Это нужно было для того, чтобы взять в один кулак все их застоявшиеся проблемы – и разом решить. Если бы мы занялись каким-то одним учреждением, другие бы просто остались в стороне и не получили ни копейки. Впрочем, эта идея не нова: в свое время Медгородок создавался как единый медицинский комплекс, потом его разделили, но теперь мы фактически вернулись к этой концепции.

– Что сейчас там происходит?

– Идет реконструкция перинатального центра: на нее из федерального бюджета выделено 148 млн. рублей, на оборудование – 33 млн. Все здание освобождено для строителей – все службы перешли в акушерский корпус, который располагает сзади. Женская консультация, пока идет реконструкция, переехала на ГЭС. Там же пока находится часть реанимационных коек детской больницы. Таким образом, здание было полностью подготовлено для реконструкции.

Генподрядчиком работ выступает ОАО «Камгэсэнергострой». Ежедневно там задействовано до 150 человек. Строители работают корректно. Если где-то можно сохранить стены, коммуникации – сохраняют. Кувалдой по стенам никто не бьет.

– А может быть, стоило бы?

– Ошибаетесь. Любая больница – это очень сложное инженерное сооружение. Это совершенно другая система вентиляции: если в жилых домах есть только вытяжка, то здесь и приточка, и кондиционированный воздух (в некоторые помещения подводится вообще стерильный!), и кислородоснабжение, и так называемая «система лечебных газов». Я уже не говорю о тепло- и водоснабжении, пожарной сигнализации, телефонной сети и системе вызова! Все коммуникации проходят в стенах и нишах зданий и требуют самого деликатного подхода.

Так вот, возвращаясь к перинатальному центру. Там появятся индивидуальные родовые залы, будут сделаны принципиально новые операционные. Крайне серьезный подход – к реанимационным. Думаю, скоро работы завершим. Про недостающие средства для других учреждений пока говорить не буду – не хочу пугать…

– То есть речь идет о миллиардах?

– Конечно. Надо понимать: площади, требующие реконструкции, – очень велики. Сейчас работы ведутся на 10 тысячах квадратных метров. Но в следующем году строители зайдут в детскую больницу – а там «разбег» еще больше.

 

 

Поезд с технологиями уже ушёл

 

– Вы думаете, федеральный бюджет выделит вам такие громадные деньги?

– Хотелось бы на это надеяться. Закамская детская больница с перинатальным центром – это стратегически важный объект, который работает не только на город, но и на 14 близлежащих районов. Приведу такие цифры: за прошлый год через перинатальный центр прошло 10739 беременных женщин (это и роды, и сохранение, и патологии), здесь приняли 5466 родов. Из них 1150 (21%) – иногородние. В отделении патологии лежали 3372 женщины. Опять же пятая часть из них – из других районов.

И потом, перинатальный центр – это учреждение, работающее с «тяжелыми» детьми. В 2010 году реанимационная помощь была оказана 458 новорожденным. Из них 197 спасенных младенцев (это 43%) – иногородние. У нас даже есть реанимобиль, на котором при необходимости мы привозим их из районных роддомов. Вообще же, непростые роды могут в любой момент осложнить состояние как матери, так и ребенка, поэтому мы работаем с районами в том направлении, чтобы заранее определять предстоящие осложнения и принимать этих женщин. Конечно, как говорят медики, «лучший кувез (емкость со всеми функциями для содержания «тяжелого» ребенка – прим. ред.) – это утроба матери». Но когда женщина, у которой беременность протекает с осложнениями, поступает к нам – риска для нее и малыша однозначно меньше.

– Что ж, перинатальный центр неплохо оснащен оборудованием. А насколько остро стоит эта проблема в детском стационаре?

– Там все куда хуже. Износ оборудования по многим позициям 100-процентный. Да и обеспеченность им – меньше 70%. За исключением эндоскопической стойки и рентген-аппарата, закупленных в последние годы, там все 30-летней давности: реанимационное и дыхательное оборудование, функциональные кровати, аппараты слежения, техника для операционных… В 2012 году мы рассчитываем получить на стационар около 130 млн. рублей на обновление оборудования и 212 млн. рублей – на строительно-монтажные работы. Но этого все равно мало.

– Выходит, реконструкция этого комплекса растянется на годы?

– Кто вам сказал? Да, денег мало, но это говорит лишь о том, что нам нужно крутиться и изыскивать недостающие финансы из других источников. Надо понимать: мы сейчас догоняем тот поезд с технологиями, который ушел от нас много лет назад, и восполняем дефицит 20-30-летней давности, когда деньги в здравоохранение совсем не вкладывались. Естественно, средства нужны большие, а сроки при этом маленькие! Часть перинатального центра мы сдадим к декабрю. А в конце следующего года, надеюсь, пригласим вас на открытие модернизированной Закамской детской больницы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*