Остров Аксёнова

В Казани прошел пятый по счету литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест», посвященный памяти знаменитого писателя Василия Аксенова. В этом году в нем приняли участие актер, драматург Евгений Гришковец, сатирик Виктор Шендерович, художник Борис Мессерер, писатель Евгений Попов, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова и другие гости.
 

За музыкальную часть фестиваля, как обычно,
отвечал Андрей Макаревич и его «Оркестр креольского танго»
 

Таких людей
почти не осталось

Центральной площадкой праздничных мероприятий был дом-музей Аксенова, воссозданный практически из руин два года назад. Интерьер его выдержан в стиле коммунальной квартиры 40-50-х годов, а обстановка комнаты, в которой жила семья писателя, восстановлена по воспоминаниям Василия Павловича. Здесь в 1937-1947 годы он жил после ареста родителей. Отец Павел Аксенов, председатель Казанского горсовета, член бюро Татарского обкома КПСС и мать Евгения Гинзбург, заведующая отделом культуры газеты «Красная Татария» были репрессированы. Говорят, писатель не хотел, чтобы это здание превращалось в заброшенный музей, и предложил объединить под его крышей кафе и литературно-музыкальный салон.

Напомним, что в прошлом году главным событием фестиваля была презентация неоконченной повести Василия Аксенова «Дети Ленд-лиза», посвященная его детству в Казани. Это портрет совсем еще юного писателя, увиденного им самим с высоты прожитых лет.
В этом году собравшимся представили уникальную переписку Василия Аксенова с Беллой Ахмадулиной и ее мужем Борисом Мессерером, которая велась в 80-е годы. По словам художника, в этих письмах много интересной информации об эмиграционном периоде Аксенова, и их вполне можно издать отдельным романом. Писатель Евгений Попов отметил, что переписываться с Аксеновым в 80-е годы, во время его иммиграции, было опасно для жизни. За это запросто можно было угодить в тюрьму:

– Переписка была тайная – письма из Америки приходили не по почте, а с верными людьми. До сих пор сожалею, что однажды мне пришлось уничтожить письма Аксенова. Как-то в восемь утра позвонили в дверь, я спросил: «Кто такие?» И услышал: «КГБ по Москве и Московской области». Мы со Светланой уничтожили письма Аксенова, которые прятали в крупе. Каково же было мое разочарование, когда я открыл дверь, а мне сказали: «Вас вызывают на Лубянку – повестка». А я думал – обыскивать пришли!

В этот же день в доме-музее Аксенова состоялась презентация новой книги Евгения Попова «Беседы об Аксенове», которую он написал в соавторстве с Александром Кабаковым. «Нас с Александром Кабаковым попросили написать мемуары, но мы отказались, – поделился Евгений Попов. – Тем более, что Василий сам не любил этот жанр, считал мемуары пустой тратой времени. Нам захотелось поговорить о наи-более важных событиях в жизни Аксенова, обсудить его творчество и роль в русской литературе».

В доме-музее состоялась встреча с писателем, драматургом Евгением Гришковцом, рассказавшем о своем отношении к творчеству Аксенова:

– С Аксеновым меня связывали и профессиональные отношения, и взаимная симпатия. И хотя у нас было всего три встречи, но все они мне хорошо запомнились. Первый раз он сказал, что прочитал мою повесть «Рубашка» и она показалась ему любопытной, затем сообщил, что ему понравился рассказ «Планка». Творчество Аксенова мне очень близко. Я даже собирался снять фильм по его ранним рассказам, выбрал три из них – «Жаль, что вас не было с нами», «Папа, сложи», «Маленький кит, лакировщик действительности». Потом придумал, как связать их в один сценарий, рассказал об этом Василию Павловичу. Он с радостью воспринял эту идею. К сожалению, затея эта до сих пор не реализована. Как только я увижу режиссера, который будет существенно моложе меня и будет понимать то новое время, в которое мы с ним встретимся, острее меня, вот тогда и смогу передать ему этот замысел. Пока я таких людей не вижу. А сам это осуществить не могу, потому что у меня сейчас есть ответственность перед другими моими замыслами. Жаль, что таких людей как Василий Павлович, на которых можно опереться, сейчас почти не осталось. Если бы этих встреч не было, я бы сейчас выступал, возможно, на корпоративах, вел свадьбы, и мне не было бы стыдно.

 

По словам друзей писателя,
Василий Аксёнов считал мемуары пустой тратой време
 

Эмиграция была
смерти подобна

Еще одним приятным сюр-призом фестиваля стало участие в нем известного сатирика, публициста Виктора Шендеровича. В Казани он провел первый в жизни мастер-класс и признался в давней любви к творчеству Аксенова:

– Я считаю, что Василий Павлович – лицо лучшего поколения второй половины ХХ века – шестидесятников. Таких людей в России практически не осталось. Последний раз я видел Василия Аксенова в 1975 году, когда писатель заглянул в театральную студию Табакова, где я учился актерскому мастерству. Только через несколько дней до меня дошло, что он заходил, чтобы попрощаться. Тогда эмиграция была смерти подобна. Человек уезжал в один конец. Навсегда. Уже много лет спустя я как-то увидел в читинской глуши в свободной продаже чудом уцелевшую пластинку «Жаль, что вас не было с нами» в исполнении автора и невольно почувствовал радостное волнение. Ведь в те годы все книги Аксенова уже были под запретом. Это был совершенно поразительный привет от Василия Павловича в Чите в 1982 году.

За музыкальную часть фестиваля, как обычно, отвечал Андрей Макаревич и его «Оркестр креольского танго». На этот раз лидер «Машины времени» представил на сцене Государственного большого концертного зала программу «Джазовые трансформации». Открывая вечер, Андрей Макаревич рассказал публике, что американский джаз 30-40-х годов был любимой музыкой Василия Аксенова: «Он как никто понимал джаз, умел его слушать. Ведь вся прелесть этой музыки в том, что она никогда не повторяется, всегда рождается заново, поэтому ни один хороший джазовый концерт не похож на предыдущий. Он дает возможность выразить твое состояние, твои мысли и переживания здесь и сейчас. И это здорово».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*