«Места у вас есть – украшайте свой город!»

В канун Дня строителя мне улыбнулась редкая журналистская удача – познакомиться
с Анатолием Магаем, директором по научной деятельности ЦНИИЭП жилища – того самого московского института, который проектировал Набережные Челны и еще несколько «самых молодых и современных», по меркам советского времени, городов!

Что и говорить, первое – чисто визуальное – впечатление от этого человека не разошлось с реальным: столичный гость-профессор оказался необыкновенно демократичным и веселым собеседником, не в пример отдельным нашим руководителям, не столь отягощенным степенями и регалиями, и ответил на все вопросы «Недели», открыв нам «страшную тайну»: оказывается, центр у Набережных Челнов все-таки есть…

А могли бы поставить вагончики

– Анатолий Алексеевич, как вам Набережные Челны?

– Набережные Челны мне понравились: видно, что город развивается, застраиваются новые микрорайоны. Теперь уже трудно представить, что 40 лет назад посреди города шел овраг, куда местные жители сбрасывали всякий хлам… Меня провезли, все показали – я порадовался. Наши проектировщики в 1970-х годах предусмотрели широкие проспекты, которые, по-моему, очень помогают сегодня вашему транспорту, и таких, как в Москве, пробок в Набережных Челнах нет и в ближайшее время не будет.

– Если вернуться в 70-е, когда город только начинал строиться, какая задача была поставлена перед ЦНИИЭП жилища?

– Перед нашим институтом стояла задача создать современный город. Началось строительство КАМАЗа, в Набережные Челны стали съезжаться люди со всех концов Советского Союза, и, конечно, нужно было скорейшим образом обеспечить их жильем. У нас было два пути. Первый – ставить временные жилища типа вагончиков, как это было с Тольятти (а потом, когда город был построен, власти еще долго мучились, расселяя людей в нормальные дома!) или сразу возводить полноценные дома. Мы пошли по второму пути.
Запроектировали даже специально серию домов 468Б НЧ для массового строительства, стали возводить пятиэтажки. Первые железобетонные изделия, кстати, в Набережные Челны привозили прямо из Москвы – ДСК-то еще не было! Причем бывший директор ЦНИИЭП жилища… У вас ведь, кажется, улица его именем названа?

– Да. Улица Академика Рубаненко – по иронии судьбы, самая узкая в городе…

– Ну, это уже вопрос к городским властям. Вы могли бы и проспект назвать его именем, а не тесную, маленькую улочку… Так вот, наш бывший директор специально ездил на заводы ЖБИ, откуда вывозили эти изделия, и просил изготавливать их разнообразнее, чтобы челнинские дома не были похожи на московские. Чтобы не получилось, будто «вырвали» «кусок» Москвы и поставили его в Набережных Челнах.
Потом, когда ваш Домостроительный комбинат был запущен, его директор Марат Шакирович Бибишев много и плодотворно сотрудничал с нашим институтом, помогал проектировать и строить – в общем, внес большой вклад в развитие Набережных Челнов.

Мы свою задачу выполнили

– Критики проекта часто поминают, что «Набережные Челны – спальный город», без центра и архитектурных изюминок. Что бы вы им возразили?

– А ничего. В то время – 70-80-е годы – в стране шло мощное освоение крупнопанельного домостроения, потому и преобладало типовое проектирование, а это, в свою очередь, позволило быстро обеспечить людей жильем!

Но центр у Набережных Челнов был: он запроектирован, но, увы, не достроен. Предполагалось, что помимо мэрии, там должно было находиться еще несколько административных зданий, а к широкой площади стекались бы все главные городские проспекты.

Мало того, проектом были предусмотрены и те самые «изюминки», о которых вы говорите, – акцентные точки по проспектам. К примеру, знаменитый челнинский долгострой – гостиница, которая превратилась в бизнес-центр: она же лет 20 у вас стояла! В Набережных Челнах масса территорий и свободных мест, где можно поставить акцентные здания – пожалуйста, ставьте и украшайте свой город! Что касается нашего Института, то мы свою задачу, я считаю, выполнили – создали прекрасный город с просторными проспектами.

Волков бояться – Челны не строить

– Набережные Челны и Тольятти зачастую называют «близнецами-братьями»…

– В основу планировки обоих городов был положен квадрат – километр на километр, в этом-то квадрате и образовывались районы и микрорайоны. Это были межмагистральные пространства. Через каждый километр шла магистраль, другой километр – другая магистраль. Это помогло освободить Набережные Челны и Тольятти от пробок и прочих неприятностей.

Государство не строит

– Анатолий Алексеевич, а есть ли в современной России случаи, когда бы проектировался целый город?

– Сейчас – нет. Считается, что все уже построено. Хотя без дела мы, конечно, не сидим. В ближайшее время ЦНИИЭП жилища предстоит большая работа по Новой Москве: это ведь огромная территория, которую надо застраивать. Пока власти думают, чем – много- или малоэтажками. Последние пропагандирует Медведев: мол, малоэтажное строительство – самое дешевое. Может быть, когда строит «индивидуальщик», так оно и есть, а вот когда государство… Кстати, доля государства в общем объеме строительства в России с 1990-х годов уменьшилась едва ли не на 70%. Все остальное делают инвесторы и частные предприниматели. А мы все удивляемся, почему растут цены…

 

Мы изначально планировали у вас большие пространства и хорошее озеленение. Обратите внимание: спустя столько лет у вас и сейчас от дороги до дома достаточно большое расстояние, засаженное деревьями и кустарниками: как раз за счет этих насаждений и можно было бы в перспективе расширять дороги. Кроме того, у вас сделаны так называемые «дублеры магистралей» – местные проезды, позволяющие с комфортом подъезжать к дому. Так что проектировщики многое предусмотрели.

– Читала, что советские газеты сравнивали челнинские проспекты со взлетно-посадочными полосами и отзывались об этом решении проектировщиков скептически…

– Ну, это такие пережитки «холодной войны»! Помню, когда Набережные Челны и Тольятти обсуждались на градостроительных советах в нашем Институте, один наш руководитель мастерской вообще говорил: «Там такие пространства, что может волк забежать и загрызть человека!» Теперь-то понятно, что это было хорошее предвидение…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*