Сегодня в Елабуге открывается очередная, пятая по счету, Спасская ярмарка. О сильных и слабых местах предыдущих ярмарок, а также о перспективах ежегодного слета мастеров народных ремесел с «Новой неделей» поделился старший преподаватель кафедры философии и социологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Сергей Поспелов.
Промоушн на высоком уровне
– Сергей Александрович, у Спасской ярмарки есть два предназначения – торговое и культурное. Насколько, на ваш взгляд, прошедшие четыре ярмарки успешно соответствовали своему первому предназначению – торгово-экономическому?
– Если речь идет не о высокотехнологичной продукции типа самолетов, вертолетов, вооружений, имеет ли смысл называть такие мероприятия ярмаркой? Думаю, вряд ли: ярмарка – это все-таки то место, где люди показывают, что они могут производить в чисто большом и специализированном плане, а развитие информационных технологий показывает, что мелкие бизнесмены и без ярмарок получают информацию об интересующем их продукте.
На Спасской же нет продукта – здесь есть многочисленные изделия ремесленников, поэтому говорить об экономической обоснованности этой ярмарки не приходится. И уверен, что затраты Елабуги на Спасскую ярмарку абсолютно не окупаются.
– Значит, мы имеем дело прежде всего с культурным мероприятием, то есть знакомством с традиционными ремеслами?
– Для такого вывода достаточно вспомнить, для чего возродилась Спасская ярмарка. Развивающийся Елабужский музей-заповедник должен был сделать собственный промоушн, и это у него получилось, причем на очень высоком уровне. Религиозное слово «Спасский» хотя и было к 2008 году подзабыто, но имело для нашего человека позитивное значение, а название «Спасская ярмарка» в итоге стало запоминающимся брендом: она привлекла внимание к Елабуге и способствовала в дальнейшем росту доходов музея-заповедника. Вообще, пример Спасской ярмарки показывает, что она может быть шагом к превращению Елабуги в своеобразный культурный центр растущего Нижнего Прикамья, а если это случится, то сама ярмарка в таком виде не будет нужна.
Это то место, где всегда дешевле
– Но пока же людям хочется приобрести на ярмарке побольше интересных вещей и сувениров. Состоятельным гражданам это удается, но немало людей хотело бы приобрести те или иные вещи чуть дешевле, а ремесленники не желают торговаться, объясняя тем, что это ручная работа. Высокие цены на декоративно-прикладную продукцию при наплыве потенциальных покупателей – это нормальное явление?
– Для оценки умельцами своего труда это нормально. С другой стороны, на Спасской ярмарке получается все наоборот: многие вещи действительно здесь стоят дороже, нежели в магазинах, хотя на эти три дня цены на свои товары умельцам правильнее было бы снизить, потому что в этом случае продашь больше своего товара. Но пока те, кто продает ремесленную продукцию, не очень это понимают, а поскольку они знают, что на ярмарку приезжает народ со всей округи – из Набережных Челнов, Нижнекамска, и у них усиливается желание заработать. Думаю, что такое поведение неправильно и показывает отсутствие нормальной экономической культуры: ярмарка – это все-таки то место, где всегда дешевле. Но мы же не знаем многих условий отбора мастеров на ярмарку – вдруг их заставляют за выгодное место платить большие деньги?
– Как можно изменить такую ситуацию? Ведь умельцы-торговцы изготавливают свою продукцию для покупателей, а не для себя?
– Все это можно изменить только увеличением торговой конкуренции и в этом случае – формата ярмарки. Но справедливости ради стоит сказать, что немалая часть продукции Спасской ярмарки это действительно результат творчества людей, а такой индивидуальный товар всегда ценится достаточно дорого.
С одной стороны, мастера понимают, что есть законы рыночной экономики. Но с другой – без уважения к самому себе как оригинальному мастеру тоже нельзя обойтись. К тому же, так или иначе на Спасскую ярмарку приезжают люди, которые развивают региональную и, может быть, настоящую российскую культуру и реалистическое народное искусство.
Увы, одни и те же лица…
– Как оцениваете культурную программу Спасской ярмарки? Насколько она соответствует ее практически общероссийскому масштабу?
– Пока я вижу одни и те же лица и, если честно, выглядит это скучновато, а порой и раздражающе. Эта ярмарка должна придерживаться прежде всего культурного курса, курса на то, чтобы показать себя и на сцене. Поэтому будущее Спасской ярмарки, возможно, лежит в каких-то крупных региональных торгово-культурных объединениях – скажем, объединении прикамских городов – Елабуги, Набережных Челнов, Чистополя, Перми, Сарапула. Пока можно начать хотя бы с культурного объединения и обмена, ведь в прикамских городах очень много схожести в той же музыкальной культуре. А пока этого обмена очень мало даже между Елабугой и Набережными Челнами! Причина тому, наверное, деньги и отсутствие культурных инициатив у елабужских властей. Смотрите, даже фестиваль бардовской песни «Вдохновение», что проходит в рамках Спасской ярмарки, стал вырождаться – творческих оригиналов там стало очень мало.
– Так что такое Спасская ярмарка-2012?
– Это, прежде всего, праздник для елабужан. Для них жизнь в повседневном варианте – это же рутина: работа, дом, сад-огород. И не потому, что им некогда вырваться, а потому что возможностей пойти куда-то в Елабуге нет, хотя у жителей города есть прекрасный культурный потенциал. Спасская ярмарка, нравится она нам или нет, это все равно форма культурного обогащения для елабужан, если они пришли туда не напиться. (Смеется).
21.07.2014 в 21:18
«имеет ли смысл называть такие мероприятия ярмаркой? Думаю, вряд ли: ярмарка – это все-таки то место, где люди показывают, что они могут производить в чисто большом и специализированном плане»
Профессор, что за бред вы несете? «Я́рмарка — ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар или тематику»