Спасская ярмарка: пора расти выше?

Сегодня в Елабуге открывается очередная, пятая по счету, Спасская ярмарка. О сильных и слабых местах предыдущих ярмарок, а также о перспективах ежегодного слета мастеров народных ремесел с «Новой неделей» поделился старший преподаватель кафедры философии и социологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Сергей Поспелов.

Промоушн на высоком уровне

– Сергей Александрович, у Спасской ярмарки есть два предназначения – торговое и культурное. Насколько, на ваш взгляд, прошедшие четыре ярмарки успешно соответствовали своему первому предназначению – торгово-экономическому?

– Если речь идет не о высокотехнологичной продукции типа самолетов, вертолетов, вооружений, имеет ли смысл называть такие мероприятия ярмаркой? Думаю, вряд ли: ярмарка – это все-таки то место, где люди показывают, что они могут производить в чисто большом и специализированном плане, а развитие информационных технологий показывает, что мелкие бизнесмены и без ярмарок получают информацию об интересующем их продукте.

На Спасской же нет продукта – здесь есть многочисленные изделия ремесленников, поэтому говорить об экономической обоснованности этой ярмарки не приходится. И уверен, что затраты Елабуги на Спасскую ярмарку абсолютно не окупаются.

– Значит, мы имеем дело прежде всего с культурным мероприятием, то есть знакомством с традиционными ремеслами?

– Для такого вывода достаточно вспомнить, для чего возродилась Спасская ярмарка. Развивающийся Елабужский музей-заповедник должен был сделать собственный промоушн, и это у него получилось, причем на очень высоком уровне. Религиозное слово «Спасский» хотя и было к 2008 году подзабыто, но имело для нашего человека позитивное значение, а название «Спасская ярмарка» в итоге стало запоминающимся брендом: она привлекла внимание к Елабуге и способствовала в дальнейшем росту доходов музея-заповедника. Вообще, пример Спасской ярмарки показывает, что она может быть шагом к превращению Елабуги в своеобразный культурный центр растущего Нижнего Прикамья, а если это случится, то сама ярмарка в таком виде не будет нужна.

Это то место, где всегда дешевле

– Но пока же людям хочется приобрести на ярмарке побольше интересных вещей и сувениров. Состоятельным гражданам это удается, но немало людей хотело бы приобрести те или иные вещи чуть дешевле, а ремесленники не желают торговаться, объясняя тем, что это ручная работа. Высокие цены на декоративно-прикладную продукцию при наплыве потенциальных покупателей – это нормальное явление?

– Для оценки умельцами своего труда это нормально. С другой стороны, на Спасской ярмарке получается все наоборот: многие вещи действительно здесь стоят дороже, нежели в магазинах, хотя на эти три дня цены на свои товары умельцам правильнее было бы снизить, потому что в этом случае продашь больше своего товара. Но пока те, кто продает ремесленную продукцию, не очень это понимают, а поскольку они знают, что на ярмарку приезжает народ со всей округи – из Набережных Челнов, Нижнекамска, и у них усиливается желание заработать. Думаю, что такое поведение неправильно и показывает отсутствие нормальной экономической культуры: ярмарка – это все-таки то место, где всегда дешевле. Но мы же не знаем многих условий отбора мастеров на ярмарку – вдруг их заставляют за выгодное место платить большие деньги?

– Как можно изменить такую ситуацию? Ведь умельцы-торговцы изготавливают свою продукцию для покупателей, а не для себя?

– Все это можно изменить только увеличением торговой конкуренции и в этом случае – формата ярмарки. Но справедливости ради стоит сказать, что немалая часть продукции Спасской ярмарки это действительно результат творчества людей, а такой индивидуальный товар всегда ценится достаточно дорого.

С одной стороны, мастера понимают, что есть законы рыночной экономики. Но с другой – без уважения к самому себе как оригинальному мастеру тоже нельзя обойтись. К тому же, так или иначе на Спасскую ярмарку приезжают люди, которые развивают региональную и, может быть, настоящую российскую культуру и реалистическое народное искусство.

Увы, одни и те же лица…

– Как оцениваете культурную программу Спасской ярмарки? Насколько она соответствует ее практически общероссийскому масштабу?

– Пока я вижу одни и те же лица и, если честно, выглядит это скучновато, а порой и раздражающе. Эта ярмарка должна придерживаться прежде всего культурного курса, курса на то, чтобы показать себя и на сцене. Поэтому будущее Спасской ярмарки, возможно, лежит в каких-то крупных региональных торгово-культурных объединениях – скажем, объединении прикамских городов – Елабуги, Набережных Челнов, Чистополя, Перми, Сарапула. Пока можно начать хотя бы с культурного объединения и обмена, ведь в прикамских городах очень много схожести в той же музыкальной культуре. А пока этого обмена очень мало даже между Елабугой и Набережными Челнами! Причина тому, наверное, деньги и отсутствие культурных инициатив у елабужских властей. Смотрите, даже фестиваль бардовской песни «Вдохновение», что проходит в рамках Спасской ярмарки, стал вырождаться – творческих оригиналов там стало очень мало.

– Так что такое Спасская ярмарка-2012?

– Это, прежде всего, праздник для елабужан. Для них жизнь в повседневном варианте – это же рутина: работа, дом, сад-огород. И не потому, что им некогда вырваться, а потому что возможностей пойти куда-то в Елабуге нет, хотя у жителей города есть прекрасный культурный потенциал. Спасская ярмарка, нравится она нам или нет, это все равно форма культурного обогащения для елабужан, если они пришли туда не напиться. (Смеется).

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. «имеет ли смысл называть такие мероприятия ярмаркой? Думаю, вряд ли: ярмарка – это все-таки то место, где люди показывают, что они могут производить в чисто большом и специализированном плане»
    Профессор, что за бред вы несете? «Я́рмарка — ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар или тематику»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*