Актеры, как правило, многолики, и отыскать среди бесчисленных масок истинное лицо человека – ой как непросто! Смотришь на лицедея и думаешь: «Правду говорит али, может, играет?..» Но заслуженный артист России Сергей Дорогов (тот самый «шестой кадр») – исключение. Искренним, остроумным и глубоким собеседником он предстал перед корреспондентом «Новой недели».
За маской не прячусь
– Бытует мнение, что комедийные актеры в реальной жизни – грустные и серьезные люди. А какой вы за кадром?
– Скорее, скучный. Может быть, так я отхожу от излишней веселости. Вот Федька (Федор Добронравов – народный артист России – прим. ред.) какой в кадре, такой и в жизни. А я иногда душой отдыхаю от всего этого. Не потому, что берегу силы – просто иногда хочется задуматься, почитать серьезную книжку.
– А не лукавите?! Судя по общению с челнинскими зрителями и журналистами, пришедшими на премьеру комедии с вашим участием, Сергей Дорогов далеко не скучный человек.
– Конечно, пошутить люблю. Но это не значит, что у меня круглосуточное веселье – в жизни я не играю. За маской не прячусь и очень надеюсь, что я искренний человек. Но иногда бываю скучным для своих близких. Они подходят ко мне в такие моменты и с тревогой спрашивают: «Что-то случилось?!»
– Сергей Иванович, а в школе вы часто дурака валяли? Правда, что в вашем школьном дневнике были записи вроде «Кривлялся на уроке»?
– Правда. Чернилами писали еще: «Весь урок стоял в углу». И все эти выстраданные строки расплывались в моих слезах. Самые интересные записи были в первых трех классах, а потом я немного остепенился. А еще за поведение у меня был твердый «кол».
Ах, эта грешная профессия!
– Почему вы выбрали профессию актера? За возможности попробовать себя в разном качестве?
– А я и побывал в разных ролях и освоил многие профессии еще до того, как стал актером. Ведь я поступил в театральный вуз только с четвертого раза и в промежутках между попытками работал машинистом электровоза, крановщиком. Были даже мысли пойти в Суворовское училище, стать археологом… Но постепенно понял, что актерство – это мое. И «заболел» этой грешной профессией – брать на себя чужие судьбы, играя разные роли. Актеров ведь раньше даже хоронили за кладбищенской оградой, вы знаете?! Ну, вот такая грешная профессия, но она – любимая!
– Какая роль для вас самая-самая?
– В спектакле «Цианистый калий… с молоком или без?». Там я сыграл женщину, которая превратилась в мужчину, просидев 20 лет в инвалидном кресле. Такая стерва, подлая!
Кстати, недавно я нашел анкету, которую заполнял еще на первом курсе института. На вопрос «Кого бы вы хотели сыграть?» я написал: «Гамлета, Ленина и Лопахина». А сейчас понял, что все их уже сыграл в скетч-шоу «6 кадров».
– С актерами из этой передачи вы неразлучны много лет. У вас наверняка сложились свои традиции или суеверия…
– Когда мы играем в совместных спектаклях, перед началом второго акта Эдуард Радзюкевич исполняет нам матерные частушки. Вот как есть традиция перед началом представления обниматься, к примеру, или посылать все «к черту». Мы все как один собираемся перед закрытым занавесом в предвкушении. Эдик на протяжении вот уже нескольких лет не перестает нас удивлять. Потому что каждый раз выдает такие перлы – сам ли придумывает, вспоминает ли – не знаю. И откуда у него столько мусора в голове?! И ведь еще ни разу не повторился!
Сбежал от юбилеев в Париж
– Сергей Иванович, вы ведь и стихи пишете.
– Да. А вообще, я ленивый. Пишу чаще по заказу – на какие-нибудь «капустники», либо по наитию, как это было, к примеру, в Париже. Туда я сбежал в 50 лет от юбилеев. Встал, значит, ранним утром и написал. Как же там? (пытается вспомнить). Значит… Ладно, если вспомню, прочту (cмеется). А сам очень люблю творчество Владимира Высоцкого. Меня поражает его талант, этот его огромный диапазон. У меня есть все собрания сочинений Владимира Семеновича, пластинки. Он поэт… (пауза). Я вспомнил! – вдруг ликующе вскрикивает наш собеседник и тут же начинает декламировать:
– Мне снова стали сниться сны.
Цветные сны. Все ближе, ближе
Весна… Ах, как я жду весны,
Скучая осенью в Париже!