«Неуловимых мстителей» сняли по указке «сверху»

50 лет назад на киноэкраны страны вышел приключенческий фильм «Неуловимые мстители». На этой картине выросло целое поколение, реплики героев стали афоризмами, а песни — хитами. Дети играли в «неуловимых», а юные актеры – исполнители главных ролей – чувствовали себя настоящими звездами.

Сначала их было трое

Основой для фильма послужила книга Павла Бляхина «Красные дьяволята», написанная в 20-х годах прошлого века. А 25 сентября 1923 года в Тифлисе (Тбилиси) состоялся премьерный показ одноименного фильма, который снял режиссер Иван Перестиани. Кинолента «Красные дьяволята» первоначально была выпущена в двух сериях, но впоследствии сведена в один фильм. В нем рассказывалось о героических приключениях трех юных разведчиков, бойцов Первой Конной армии – Миши, Дуняши и чернокожего уличного акробата Тома Джаксона. На поселок, в котором жили юные герои фильма, напала банда батьки Махно. Ребята организовали небольшой отряд сопротивления… Продолжением дальнейшей истории приключений «Красных дьяволят» стала серия картин: «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской» и «Иллан-Дилли».

Мало кто сейчас помнит эти ленты, хотя в свое время они были весьма популярными. Однако, как и большинство кинокартин той эпохи, они являлись фильмами-однодневками. Что ни в коей мере нельзя сказать о фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители»! Авторы «Неуловимых», несколько изменив сюжетную канву и героев повести, наводивших ужас на бандитов, которые бесчинствовали на юге Украины в 1923 году, а также используя все самое новое в области кинематографа, сделали по существу первый отечественный вестерн с героями-подростками.

Название придумали актёры

Самое удивительное, что фильм «Неуловимые мстители» был снят по указанию «сверху». Еще в 30-е годы прошлого столетия советское правительство прямо-таки засматривалось американскими вестернами. «Главный любитель кино» товарищ Сталин включил зеленый свет приключенческим фильмам. Но помешала война – стране понадобились патриотические ленты. К приключенческой тематике вернулись гораздо позже, когда в 1962 году в СССР показали американский фильм «Великолепная семерка», успех был ошеломляющим, и стоящий в то время у руля СССР Никита Хрущев высказался в том плане, что «пора бы самим снимать хорошее приключенческо-патриотическое кино».

Для исполнения «пожелания» генсека и была выбрана повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», сюжет которой вполне подходил для истерна: смелые подростки, оставшиеся сиротами по вине белогвардейцев, пробираются в Конармию Буденного, а по пути постоянно нарушают планы войска батьки Махно. В повести было трое ребят: Миша, его сестра Дуняша и китаец Ю-ю. Но так как с Китаем в то время были сложные дипломатические отношения, китайца заменили вполне аполитичным цыганом Яшкой и добавили в компанию четвертого мальчика – гимназиста Валерку.

За съемки взялся молодой режиссер Эдмонд Кеосаян. Он загорелся желанием снять эдакую боевую сказку для своего шестилетнего сына Тиграна, которую планировалось приурочить к 50-летию Советской власти. Кстати, название картины придумали исполнители ролей Даньки и Валерки – Виктор Косых и Михаил Метелкин.

Яшкой стал настоящий цыган

Кто станет играть главного героя Даньку, было ясно еще до написания сценария. Витя Косых, сын актера Ивана Косых, уже успел запомниться зрителям по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Сложнее обстояло дело с другими ребятами. На роль гимназиста Валерки изначально пробовали Валерия Носика, но он показался режиссеру «слишком старым». Тогда Виктор порекомендовал своего друга Мишу Метелкина, с которым вместе снимался в фильме «Мимо окон идут поезда».

Кеосаян посоветовал надеть на Метелкина очки. В них тот стал выглядеть как настоящий гимназист. Кроме этого, режиссер его еще и постриг наголо. Цыганенка-Яшку искали по всей стране, попробовали более восьми тысяч детей, а нашли некоего потомка оседлых цыган Васю Васильева. В то время он вместе с тринадцатью братьями и сестрами жил в городе Вязники Владимирской области, учился в 9-м классе, совмещая учебу с работой на ткацкой фабрике, и, главное, был очень талантлив. Петь, танцевать и держаться в седле он умел с пеленок и обучал этому всех желающих местных детишек. Паренек и не думал становиться артистом, его больше тянуло к тракторам, но судьба распорядилась иначе.

Актрису на роль сестры Даньки – Ксанки Щусь – нашли в спортзале «Крылья Советов». Это была кандидатка в мастера спорта по спортивной гимнастике 14-летняя Валя Курдюкова. Во дворе она предпочитала мальчишечьи игры и лупила изнеженных девчонок, потому что завидовала их женственности. Как-то вечером Валя сильно разбаловалась, на что мать сказала: «Тебе только в кино сниматься!» На следующий день дочь пошла в свою секцию художественной гимнастики, где к ней подошел неизвестный мужчина: «Не могли бы вы подъехать на «Мосфильм» попробовать себя в одной роли?» Прихватив для храбрости подругу, Валя приехала на киностудию. Там ее поставили рядом с Витей Косых, чтобы увидеть сходство – по фильму они должны были играть брата и сестру. Видимо, сходство было большим, поскольку ее утвердили практически сразу.

Как цензоры «обнажёнку» запретили

Съемки картины проходили в двух местах: павильонные – на «Мосфильме», натура – в Украине. Вот как о них вспоминал Виктор Косых:

— «Неуловимые мстители» оказалась первой советской картиной, где все трюки делали исключительно сами актеры. Исполнители главных ролей уже тогда были спортсменами. Я, к слову сказать, мастер спорта по конному спорту и по борьбе самбо.

Но синяков и шишек мы на съемках набили, конечно, много. Например, эпизод, когда атаман Лютый сбегает из трактира, а Данька бросается за ним в погоню. Все это должно было быть сыграно очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: пошли!.. Прыгает Лютый – все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла… Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я… ему на плечи. Хорошо, что Лютый – актер Владимир Трещалов – обладал богатым чувством юмора. С криком «И-го-го!» он проскакал со мной на плечах своеобразный «круг почета»…

Однако эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не слышали нашего топота по крыше. И Кеосаян придумал. Он обратился к собравшимся ребятишкам, чтобы они громко закричали и тем самым заглушили наш топот. Один раз лошадей обмануть удалось. Стали снимать дубль, лошади пугались уже крика. Схитрили по-другому: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли.

Первоначально Кеосаян задумывал сделать так, чтобы никто (кроме брата Даньки) не знал, что Ксанка – девчонка. Все должны были считать ее мальчишкой по имени Степка. И лишь потом Яшка случайно оказывался свидетелем ее купания в речке, после чего тайна раскрывалась.

— Мы задумали очень красивую сцену купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную цыганом. Валю долго уговаривали, объясняли, что ничего видно не будет – только силуэт. Она согласилась, – вспоминал оператор Федор Добронравов. – Я снимал в лучах заката, все было очень деликатно, трогательно, чисто, красиво. Однако цензура вырезала этот эпизод. «Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек», – бесповоротно отрезали мне, когда я пытался отстоять эту сцену.

Режиссёр впал в немилость

После премьеры началось триумфальное шествие картины по Советскому Союзу (только за первые два месяца фильм посмотрели около 30 млн. человек, а всего за год он собрал 54,5 млн. зрителей). Успех картины был столь огромным, что Эдмонд Кеосаян тут же взялся за съемки продолжения: в 1969 году выходят «Новые приключения неуловимых», а в 1973-м — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», которая завершает трилогию. Последний фильм оказался гораздо слабее предыдущих, чем поставил окончательную точку в истории про «неуловимых».

Руководство страны не простило режиссеру откровенную халтуру, Кеосаян впал в немилость и был вынужден перебраться на «Армянфильм», где продолжал снимать кино и даже заработал звание заслуженного деятеля Армянской ССР.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*