В год 50-летия Карибского кризиса челнинец Валерий Федющенко провел несколько дней на Острове свободы. Что и говорить, Куба потрясает неискушенного туриста, причем не только местными красотами, но и бедностью на грани с нищетой и при этом удивительным дружелюбием местных жителей. Своими впечатлениями наш собеседник делится с читателями «Новой недели».
Целующийся самолёт
Приближался юбилей жены, а ее дни рождения мы привыкли всегда отмечать где-нибудь за рубежом. На сей раз выбрали Кубу. Из Москвы до Варадеро прямым рейсом на «Боинге-777» лететь около 12 часов. Супруга полушутя попросила места возле иллюминатора, дескать, люблю на океан с высоты смотреть. Сидевшая на регистрации девушка юмора не поняла и ответила: «Возле окошка остались только последние ряды». Мы согласились и, как оказалось, правильно сделали, ибо последние ряды были абсолютно свободными: каждому досталось аж по три места! Хочешь – поднимай подлокотники и спи себе, расположившись лежа вдоль всех трех кресел. Кстати, забегая вперед, скажу, что на обратном пути была точно такая же ситуация.
Мы обратили внимание на пассажиров. Из всей компании, загруженной в самолет, было всего три седовласых человека, включая меня. Остальные – лет 40-45 и студенческого возраста. Сразу несколько пар (чуть ли не половина самолета!) ехали в свадебное путешествие. Молодожены всю дорогу только и делали, что целовались и целовались, что в самолете, что потом, в экскурсионных автобусах.
Что такое куки?
Проходя таможенный контроль, необходимо заполнить всего две визовые бумажки: сначала карточку прилета, а по окончании тура – карточку вылета. Правда, при вылете нам пришлось заплатить еще по 25 куков таможенного сбора.
Вообще-то, официальная кубинская валюта – песо. А несколько лет назад было запрещено свободное хождение доллара, вместо него был введен конвертируемый песо, имеющий аббревиатуру – CUC, или как его называют русскоговорящие – КУК. И теперь на острове в ходу три валюты: кубинские песо, в которых обыкновенные люди получают зарплату, куки – специальные деньги для отдыхающих, недоступные для местного населения, и американские доллары, на которые, в принципе, можно купить все, и которые вроде бы под запретом, но… не для всех.
Существует перечень вещей, которые нельзя ввозить на Остров свободы и вывозить с него. Имеются ограничения на вывоз спиртного, табачных изделий, экзотических животных, раковин, кораллов… А ввозить нельзя любые продукты. У нашего попутчика было с собой три яблока, так и то придрались, предложили их оставить на таможенном посту. Даже обычную воду в пластиковых бутылочках не пропускали. В общем, судя по многочисленным «табу», Куба как была советская социалистическая, так и осталась!
Строго для туристов!
Что удивило и обрадовало одновременно: остров встретил нас буйством красок. Мы думали, что застанем тут выгоревшую землю и пески, а увидели сплошную зелень.
Варадеро расположена на полуострове Икакос. Но некогда здесь прокопали канал, отделяющий этот район от остальной кубинской земли, и поставили контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом. Таким образом, ограничили доступ для местного населения, чтобы кубинцы не мешали отдыху туристов. Через КПП можно пройти и проехать только по определенному пропуску или специальному разрешению. То есть Варадеро, по сути, превратилась в труднодоступный остров, населенный отдыхающими и вышколенным обслуживающим персоналом.
Несмотря на позднее время, при заселении в отель нам сразу предложили на выбор бар, ресторан и пиццерию. Дескать, где хотите, там можете с дороги попить-поесть, у вас all inclusive (все включено). Отель огромный, чистый, с великолепно обустроенной территорией, пятью бассейнами, тремя ресторанами, круглосуточной пиццерией, несколькими барами, уютными номерами, но… Коридоры почему-то пустые, гулкие, очень напоминающие казарменные, где слышен каждый шорох. Впоследствии я узнал один любопытный нюанс: в дореволюционный период (я имею в виду, конечно, кубинскую революцию) Варадеро была зоной отдыха зажиточных американцев. И строили они этот отель, естественно, на свой манер.
Обслуживающий персонал был настолько натаскан и стремителен, что его практически не было заметно. Мы приходили с пляжа или ужина – постель снова заправлена. И обязательно какой-нибудь сюрприз: или лебедя выложат из полотенец, или рожицу смешную, либо еще что-нибудь приятно-веселое придумают. Чаевые у нас не выпрашивали. Но русскоговорящие канадцы и немцы, которые бывали тут не по разу, в качестве поощрения для обслуги привозят с собой шоколадки, туалетные принадлежности, косметику – все то, что очень ценится на Кубе. В крайнем случае, оставляют по одному «поощрительному» куку.
Торговаться нужно
Первое, что бросилось в глаза, на Кубе полным-полно ретро-автомобилей. Американские авто туда были доставлены еще до местной революции 65-го года, наши – до советской перестройки. Теперь и те, и другие превратились в откровенную рухлядь. Из «новых» – разве что грузовые КАМАЗы выпуска конца 80-х годов прошлого века.
Как-то кто-то из наших туристов воскликнул: «Смотрите, смотрите, «копейка» едет!» Говорят, что стоит такая машина около 10 тысяч евро, потому как раритет. А когда мы подошли поближе, оказалось, что от раритета там только кузов. Двигатель же, подвеска, колеса – все другое, гораздо современнее. Но зато вид – что надо!
Самый комфортабельный транспорт на Кубе – туристические автобусы, потому что турбизнес здесь начинает набирать обороты. Что же касается частников, то на чем они туристов только не возят: тут вам и конные повозки, и моторизованные, и мопеды, и велосипеды… Вот, кстати, на фото один из образов такого частного мини-такси на основе мотороллера; сзади могут прекрасно разместиться три пассажира.
Стоимость частного проезда – сугубо договорная. Сначала водитель загибает огромную цену, затем она сбрасывается наполовину, в итоге можно уехать за треть той суммы, которая была названа изначально. Как-то мы с супругой и примкнувшим к нам гражданином решили куда-то съездить на таком вот моторизованном чуде. Недалеко, километров пять-шесть по центральной улице Варадеро. Женщина-водитель сначала потребовала 15 куков за троих. Мы сказали, что мы не миллионеры, и повернулись уходить. Дама, кинувшись за нами, заверещала, обращаясь к моей жене: «Мадам, мадам! 10 куков!» В ответ прозвучало твердое «Ноу!» В конце концов, сошлись на пяти куках. Как позже выяснилось, подобным образом можно торговаться везде, кроме государственных магазинов.
Ром + домино = …
Американцев на Остров свободы предпочитают не пускать. Зато там много канадцев, частенько попадаются англичане и немцы. Так вот, канадцы и немцы, в отличие от русских, практически никогда не торгуются: какую им цену назовут, столько и платят. А у наших, привыкших в последнее время отдыхать в восточных странах, наверное, уже такой менталитет выработался!
С местными мы, кстати, общались на «ломаном кубинском» – смеси английского, испанского и русского. Наш язык там многие понимают, но вот что касается разговоров на русском… На нем говорят в основном гиды. Конечно, не на таком, как хотелось бы, но понять можно.
Только низшие слои населения Кубы курят сигары и пьют ром. Те же, кто работает и зарабатывает, давно перешли на сигареты и более дорогой алкоголь. Как сказал гид, национальная игра на Острове свободы – ромино. У нас мужички летом собираются во дворе, «забивают козла» и ищут деньги на пиво. Кубинцы точно так же играют в домино, только у каждого возле ноги стоит маленькая бутылочка рома, к которой игрок периодически прикладывается. Вот и получается: ромино.
Кожухов как бонус
Как-то наш гид похвалился, что на Кубе самая высокая продолжительность жизни: мужчины живут в среднем 78 лет, женщины – 83 года. При этом они почти не пользуются официальной медициной. Она там хоть и бесплатная, но малодоступная. Врачам платить нечем, поэтому и работать никто не хочет. Правда, есть некоторые обязательные медицинские услуги – скажем, выдернуть зуб или сделать операцию…
На улицах подходят нищие: «Дай доллар, дай песо!» При этом не просто так клянчат, а предлагают за этот самый доллар приобрести у них какую-нибудь копеечную безделушку – открытку или старый значок. Часто туристов зазывают сфотографироваться с женщинами в национальных одеждах. А потом оказывается, что и фото – тоже за плату!
Кубинцы стараются заработать на любой мелочи. Практически везде – будь то музеи, картинные галереи и т.п. – фото- и видеосъемка только за плату. Нас всюду сопровождал местный видеооператор, который снимал все на камеру. И в конце тура желающие могли купить за 25 куков диск с его «творениями». Скрип и писк вместо звука, картинка ужасного качества. К нему за 10 куков прилагался «бонус» – около ста кубинских песен + часовой документальный фильм о Кубе известного путешественника Михаила Кожухова (списанный с нашего ТВ).