В последнее время в России активно обсуждаются очередные возможные изменения в пенсионной политике. Действительно, за несколько последних лет государство так и не определилось, что же делать со своими стариками и из каких средств платить им достойную пенсию. «Неделя» рассмотрела все варианты и прикинула, какой из них наиболее жизнеспособен.
Недавно Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки о пенсионных тарифах, предусматривающие, что с 1 января 2014 года отчисления в накопительную часть пенсий сократятся с 6% до 2%, а также произойдет перераспределение выделенных 4% в страховую часть пенсии. Вообще депутаты «планировали», конечно, протолкнуть новшество уже на 2013 год. Но президент страны Владимир Путин пересмотрел это решение.
– Считаю возможным предложенный депутатами закон принять, но срок его действия отложить на 1 января 2014 года, – объявил глава государства. И тут же сделал важное замечание о том, что накопительная система должна быть не принудительной, а добровольной. – Те, кто хочет остаться в этой системе, могут остаться. Мы должны предоставить гражданам право выбора.
Также одной из ключевых тем в СМИ была новость о так называемой «ликвидации» программы государственного софинансирования пенсии. Причем некоторые журналисты в погоне за рейтингом нагнали настоящую истерию, сообщая чуть ли не о крахе всей пенсионной реформы! В итоге оказалось, что многие ответы на вопросы уже давно были прописаны в соответствующих законах и постановлениях. Просто нужно как следует разобраться в нашей пенсионной системе и понять, как же она все-таки работает.
Софинансирование: конец истории?
Программа государственного софинансирования пенсии начала действовать 1 января 2009 года. Суть ее заключается в том, что если гражданин добровольно делает дополнительные взносы (помимо тех, которые делает за него работодатель), то точно на эту же сумму его накопления будут увеличены государством. Власти обещали добавлять со своей стороны от 2 до 12 тысяч рублей в год в течение 10 лет. За четыре года работы программы ее участники внесли на накопительную часть пенсии более 12 млрд. рублей. Так почему же столь выгодную программу теперь ограничивают в сроках?
Как объяснила «Неделе» исполнительный директор Национального негосударственного пенсионного фонда (НПФ) Светлана Касина, такое решение государства обусловлено, в первую очередь, федеральным законом №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в котором как раз прописано все, что касается программы государственного софинансирования. Именно в этом законе были обозначены четкие сроки вступления в программу – до 1 октября 2013 года. Документ вступил в силу в 2008 году, а с 2009-го
уже можно было уплачивать взносы. Для вступления было выделено целых пять лет – срок немалый. Однако затем поступило предложение о продлении этого срока, которое и было «завернуто» правительством, как неперспективное.
На вопрос же, почему любые изменения, связанные с пенсионной реформой, вызывают такой общественный резонанс, Светлана Касина заявила, что одна из основных причин заключается в очень слабой информационно-разъяснительной кампании со стороны государства. И может быть, именно поэтому большое количество участников программы в нее вступило, но еще не платило взносы. Официальная цифра в 9 млн. участников учитывает всех, кто хотя бы раз платил взносы. На регулярной же основе их продолжают вносить менее 1 млн. человек.
Бытует мнение, что программа госсофинансирования пенсий была создана как попытка сократить дефицит Пенсионного фонда России (ПФР), то есть частично покрыть его за счет текущих взносов участников программы. Однако в беседе с корреспондентом «Недели» начальник отдела пресс-службы ПФР Станислав Дегтярев развеял это убеждение, отметив, что дефицит пенсионного фонда связан исключительно со страховой частью пенсии. Взносы же в рамках программы софинансирования направляются на накопительную часть и не идут на выплату текущих пенсий. Таким образом, к покрытию дефицита они отношения не имеют.
В таком случае возникает другой вопрос: получается, что этот механизм ведет к росту отложенных обязательств ПФР, которые впоследствии придется исполнять?
– Эти обязательства обеспечены совершенно реальными пенсионными накоплениями, которые, как уже сказано выше, не идут на выплату пособий нынешним пенсионерам, а передаются в управляющие компании и НПФ, – объяснил Станислав Дегтярев, добавив, что планируется ужесточить требования к НПФам в части соблюдения прав застрахованных лиц.
Так, сейчас Минфин РФ работает над проектом приказа о внесении изменений в типовое соглашение о взаимном удостоверении подписей. В проекте предлагается приостанавливать действие соглашения с НПФ о взаимном удостоверении подписей на срок до 6 месяцев при двух решениях суда о неисполнении НПФ обязанностей по удостоверению личности застрахованного лица. В случае трех решений суда – разрывать на год.
Корпоративная пенсия: утопия или будущее?
Предложение «приплюсовать» к накопительной и страховой долям пенсии еще и корпоративную уже давно не является чем-то невиданным для части работающих россиян. Наиболее прогрессивные работодатели давно внедрили подобную систему в состав соцпакета, рассчитанного на создание более привлекательных условий труда для ценных сотрудников. Вот только доля таких дальновидных руководителей ничтожно мала. Разумеется, корпоративная пенсия – вовсе не панацея от всех бед, и если сотруднику компании будет предложена работа при заработной плате, в два-три раза превышающей его сегодняшний доход, наличие корпоративной пенсионной программы не удержит его на менее оплачиваемом месте. Тем не менее, это может стать неплохим мотивирующим фактором.
В чем выгода для обеих сторон? Если говорить о технической стороне вопроса, то корпоративные программы у нас в стране представляют собой договор между работодателем и НПФ. Заключение такого договора, кроме влияния на имидж компании, дает работодателю еще и выигрыш в налогах, поскольку российское законодательство предусматривает в этом случае уменьшение нагрузки по налогу на прибыль. Безусловна и выгода для работника – он может рассчитывать на пенсию, превышающую среднюю по России, причем, при достаточно высоких заработках, во много раз.
На Западе доля компаний, живущих без корпоративных пенсий, упала уже до 20%. У нас же ситуация ровно обратная. Главным препятствием служит вовсе не финансовая нагрузка, ложащаяся на компанию, даже при условии будущих налоговых послаблений. Реальный камень преткновения – это постоянное изменение правил игры со стороны государства. Если пенсионная система будет меняться так часто, то у людей будет отсутствовать уверенность в сохранности своих средств, а значит, и заинтересованность в такого рода программах.
В любом случае, пенсионная реформа продолжается, и нас с вами ждет еще множество самых разных новостей. Специалисты Пенсионного фонда призывают отбросить пессимистические настроения и помнить о том, что основной принцип происходящих сегодня в пенсионной системе изменений – это «не меньше, чем по-старому». То есть пенсионные права граждан не будут уменьшены – они могут только приумножаться.
А так ли это или нет, покажет время.