Олег Басилашвили – один из лучших отечественных актеров, живой классик нашего кинематографа. Созданные им образы Юрия Самохвалова из «Служебного романа», следователя Костенко из «Противостояния», пианиста Платона Рябинина из «Вокзала для двоих», Андрея Бузыкина из «Осеннего марафона» обеспечили ему всенародную славу и любовь нескольких поколений зрителей.
Несмотря на солидный возраст, Олег Валерианович продолжает активно работать в родном «Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова», сниматься в качественных российских картинах, выступать с творческими вечерами в городах России и ближнего зарубежья. Театральные постановки с участием Басилашвили регулярно собирают аншлаги, и билетов на них по-прежнему не достать.
Известен Басилашвили и своей принципиальной политической позицией. На протяжении всей жизни он последовательно отстаивает демократические ценности, не боясь давать жесткие и критические оценки власти. «Неделе» удалось задать мэтру несколько вопросов.
– Олег Валерианович, как вы считаете, в чем заключается основной смысл актерской деятельности? Для чего вообще актер выходит на сцену?
– Это достаточно трудно сформулировать. Думаю, что в первую очередь, мы выходим на сцену, чтобы напоминать людям о непреходящих, вечных ценностях, открыть им новые границы восприятия действительности. Когда-то еще ребенком я попал на спектакль «Синяя птица», и он произвел на меня огромное впечатление. Сюжет незатейлив: дети ищут синюю птицу счастья. Казалось бы, чем тут очаровываться? Но на самом деле этот спектакль – кладезь человеческой мудрости. Например, сцена, когда дети встречают своих умерших дедушку и бабушкой и спрашивают, живы ли они? И получают ответ: «Мы живы до тех пор, пока вы нас помните».
Прошло уже 70 лет, а я до сих пор отлично помню «Синюю птицу», как будто видел ее вчера. Наверное, в этом и есть сила подлинного искусства.
– Одной из самых известных и удачных ваших киноролей является роль Андрея Бузыкина в «Осеннем марафоне». Как вы считаете, почему этот фильм так популярен у наших зрителей?
– Первая и главная причина – это талант Георгии Данелия, которого я считаю одним из лучших отечественных режиссеров. К тому же в основе фильма лежит история из его собственной жизни, поэтому он и получился таким достоверным. За довольно избитым сюжетом о «любовном треугольнике» скрывается трагедия человека, который из-за бесконечных метаний между чувством долга и страстью лишен возможности заниматься любимым делом, быть самим собой. Одновременно в образе Андрея Бузыкина воплощен типичный российский интеллигент, который из-за своего тонкого душевного устройства: мягкости, тактичности, доброты часто не может принять правильное решение.
– Как вы относитесь к современной политической ситуации. Верите ли в светлое будущее России?
– Я сильно обеспокоен постепенным скатыванием России на антидемократические рельсы. События последнего времени показывают, что власть сделала ставку на насилие и закручивание гаек, и это ни к чему хорошему не приведет. В конце концов, сколько можно изобретать велосипед? Очевидно ведь, что для нормального развития государства нужна свобода мнений в парламенте, неподцензурные СМИ, независимый суд, борьба разных политических интересов. Вместо этого мы ищем внешних врагов, обвиняя их во всех бедах России. «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»…
И все-таки мне хочется верить, что ситуация в нашей стране рано или поздно переменится к лучшему. И во многом это зависит от наших сограждан. «Жаль только (как писал Некрасов), жить в эту пору прекрасную / Уж не придется – ни мне, ни тебе».
Фарид ХАЙРУЛЛИН.