Этот фильм времен перестройки до сих пор с удовольствием пересматривают те, кому в ту пору было по 16-18 лет. Да и современная молодежь находит в нем что-то свое. 25 лет назад на советские экраны вышла картина Карена Шахназарова «Курьер».
Что не дозволено Эшпаю…
Режиссер Андрей Эшпай, который тесно сотрудничал с киностудией им. Горького, как-то предложил руководству экранизировать повесть Карена Шахназарова «Курьер». Но на студии это предложение не приняли: герой повести не соответствовал идеалам советской молодежи. Вспомнили о сценарии несколько месяцев спустя. За это время к власти пришел Михаил Горбачев. Ветром перемен руководству другой киностудии – «Мосфильма» – надуло идею предложить Шахназарову самому экранизировать свое произведение, хотя главный герой «Курьера» чиновникам по-прежнему не нравился. Он действительно был далек от традиционной «положительности»: его «нигилизм» во многом интуитивен, лишен четкой жизненной гемограммы. Но зато, несомненно, типичен, хотя и не похож на стандартные представления взрослых о молодежи.
В общем, хоть и со скрипом, но «зеленый свет» Шахназаров получил. И тут же принялся искать актеров на главные роли.
«Разве это герой?!»
На студии просмотрели сотни мальчиков и девочек. Приходила даже совсем юная, только окончившая школу, Юлия Меньшова. Но найти героев не могли. Шахназаров попросил оператора Николая Немоляева (брата известной актрисы Светланы Немоляевой) привести его дочку Настю – подыграть ребятам, которых пробовали на роль Ивана. Она всем понравилась и ее утвердили на роль Кати.
С подачи Насти на площадке появился ее бывший одноклассник Федор Дунаевский. Федор произвел на худсовет плохое впечатление:
– Нам говорили: «Разве это герой? У него же скошенный подбородок!» – вспоминает сценарист фильма Александр Бородянский. – Но мы Федю отстояли.
Подыскивая актеров для участия в сценах молодежных тусовок, Карен Шахназаров обратился в… милицию.
– На съемки финала съехалась вся местная шпана, которой руководил Володя Смирнов (Базин), – рассказывал режиссер. – В какой-то момент я отвлекся, а через секунду обнаружил, что все исчезли. Потом выяснилось: побежали с кем-то драться. Вернулись с побитыми физиономиями. Но ничего, синяки замазали, продолжили работу.
Характер – флегматичный
А вот как вспоминает о работе в этом фильме исполнитель главной роли Федор Дунаевский:
– До сих пор ходят слухи, что на съемки «Курьера» меня привела Настя Немоляева. Так вот, никого она не приводила! Настя просто отдала мою фотографию на «Мосфильм», после чего меня пригласили на фотопробы. Через месяц меня утвердили на роль. Кстати, Шахназарову пришлось с боем отстаивать мою кандидатуру перед худсоветом. Члены худсовета считали меня профнепригодным, к тому же они пребывали в шоке от моего флегматичного характера.
Когда я прочитал сценарий, то понял, что это «детский сад». Вот если бы мне предложили сыграть Ромео, который должен рыдать над Джульеттой, когда она «дубу врезала», это оказалось бы сложнее. А в «Курьере» не было ничего трудного. Тем более в моей жизни на тот момент сложилась похожая ситуация. Незадолго до съемок фильма мои родители развелись… Вообще, я несколько отличался от поколения 1980-х годов, к коему относился Иван. Я никогда не любил массовое скопление народа, а предпочитал уют и тишину. Я не ездил гулять на Арбат с пьяными лохами, не писал фломастером или угольком от сигарет надписи типа «Цой жив».
Спектакль для Ельцина
Работа над имиджем героев проходила непросто.
– Меня заставили надеть панаму, – вспоминает Федор. – Хотя я сопротивлялся. Куртку навязали страшную – я бы такую в жизни не надел. Но у режиссера была задумка: Иван должен выглядеть странно. Пришлось подчиниться.
С нарядами профессорской дочки Кати дело обстояло еще сложнее:
– У меня модных вещей было мало, – вспоминала Анастасия. – Что-то приносил Карен Георгиевич. Красно-черный наряд, в котором я прихожу на первое свидание, он, насколько я помню, взял у супруги. А бежевый свитер, в котором прогуливаюсь возле МГУ, привезла из Франции папина приятельница.
Кстати, однажды площадку «Курьера» навестил первый секретарь Московского комитета партии Борис Ельцин. Когда директор студии потребовал ознакомить первого человека Москвы со съемочным процессом, Шахназаров растерялся: он уже завершил съемки. «Так делай вид, что снимаешь!» – приказал директор.
– Я вызвал актеров, – вспоминал Шахназаров, – и мы изображали процесс. Пленку тратить не стали, работали с незаряженной камерой. Ельцин посмотрел декорации, сказал: мол, жизненно.
Взаимоотношения и гонорары
Из воспоминаний Федора Дунаевского:
– С Крючковой у нас сложились прекрасные отношения, мы потом в Питере с ней часто пересекались. С Басилашвили подружились уже после фильма. А вот с Инной Чуриковой работалось нелегко. Например, она могла меня что-то спросить, и когда я начинал ей обстоятельно отвечать, пыхтеть, пыжиться, она обычно не дослушивала до конца и отправлялась по своим делам. В свою очередь, я мог сделать ей замечание.
Я получил три раза «постановочные», что в истории советского кинематографа не случалось никогда. Первое постановочное вознаграждение – 400 рублей – выплачивалось всем творцам, которые принимали участие в съемках картины, включая главных героев. Вторые постановочные – так называемые «прокаточные» – выдавали, когда фильм выходил в прокат. А у нас был такой мощный прокат, что я получил два раза по 400 рублей. За съемочный день мне платили мизерные деньги – 7 рублей 50 копеек. Это довольно смешно. Потому что Басилашвили за один день получал 112 рублей. Мне платили незаслуженно мало…
Как Данелия «заблокировал» Де Ниро
– Том Круз приехал на «Мосфильм» с делегацией «Совэкспортфильма», – рассказывал Дунаевский. – Ему сказали: «Том, твой последний фильм смотрели 10 миллионов человек, а фильм этого парня – 50 миллионов». А в Америке актеры получают деньги с проката. Он в уме подсчитал и говорит мне: «О, вы богатый человек!» А у меня зарплата была 140 рублей. Я долго смеялся.
Между прочим, на Московском кинофестивале c номинацией фильма «Курьер» произошла скандальная история. Председателем жюри на том фестивале был Роберт Де Ниро. После просмотра фильма он сказал: «Я хочу этому парню дать приз за лучшую мужскую роль». С советской стороны в жюри присутствовал Георгий Данелия, он выступил против моей кандидатуры. Очевидно, Данелия выполнял волю Госкино, поэтому заблокировал решение председателя жюри.
После фильма…
…Анастасия Немоляева окончила ГИТИС, играла в Театре на Малой Бронной. Родила двух дочек. Несколько лет назад оставила театр, чтобы организовать художественную студию. Сейчас она расписывает мебель: среди клиентов – Роман Абрамович, для которого Немоляева создала интерьеры детских комнат. Правда, и о кино актриса не забывает – недавно Настя снялась в фильме Александра Рогожкина «Перегон».
…Федор Дунаевский одно время уезжал в Израиль, где живет его сестра. Там ему довелось послужить в театре и даже сняться в кино. Но потом бросил все и вернулся в Москву, где поступил учиться на курс к Сергею Соловьеву. Однако в кино Дунаевский больше не снимается. Позанимавшись какое-то время бизнесом, он всерьез увлекся драматургией.
–Я начал что-то писать, – говорит Федор. – Во что это выльется? Думаю, что это будет фильм.
У него двое детей – сын и дочь. На вопрос, чем он занимается, Федор отвечает: «Созерцанием».