Пусть сегодня этот фильм кажется немного наивным и слегка устаревшим. Зато в нем есть главное, что так необходимо современным детям – тонкий юмор и безграничная доброта.
Из чего делают классное кино?
Давным-давно…Обычно так начинается большинство сказок. А фантастика – чем не сказка, только облаченная в некую околонаучную форму! Так вот, давным-давно, еще в 1964 году писатель Евгений Велтистов написал первую книгу об Электронике. Сами понимаете, фантастика в Стране Советов в ту пору была в зачаточном состоянии. Даже братья Стругацкие и те творили с оглядкой на коммунистическую идеологию… Вот и книга Велтистова, если прочитать ее сейчас, ничего интересного собой не представляет (уж поверьте мне, обладателю двухтомника о приключениях Электроника и Сыроежкина!) Однако в то время это было ультрамодной темой, и фантастическая история о чудесном роботе покорила сердца читателей.
А в 1979 году режиссер Константин Бромберг решил снять на Одесской киностудии фильм по этой книге и показать юным зрителям историю удивительного робота, обыкновенного мальчика Сережи Сыроежкина и их многочисленных друзей. В качестве сценариста был приглашен сам Евгений Велтистов. Пока он создавал новую версию приключений Электроника (адаптированную под современные реалии), режиссер был озабочен другой проблемой – где взять исполнителей главных ролей.
368-е… Расчёт окончен!
В планах киногруппы указывалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик. Но режиссер задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели великое множество пар по всему Советскому Союзу. Владимир и Юрий Торсуевы были по счету 368-ми.
Требования к этой паре предъявлялись повышенные – мало того, что нужны были мальчики-близнецы с полным сходством, так еще юные актеры должны были иметь хорошую физическую форму, запоминающуюся внешность, уметь гонять на мопеде, играть на гитаре, ездить на коньках. Братья Торсуевы обладали всеми необходимыми качествами. Вот как вспоминала о встрече с ними ассистент режиссера:
– Однажды стоял мороз под 40 градусов, кроме братьев Торсуевых, на встречу никто не пришел. Привела их мама. Они что-то прочитали, сыграли на гитаре, спели. И хотя на главные роли мы планировали мальчиков помладше, утвердили все же 12-летних Торсуевых.
Между прочим, в начале съемок что-то не задалось. Тогда Бромберг решил поменять ребят ролями – и все стало складываться просто отлично. Правда, мальчикам пришлось выдержать пытку от парикмахеров. Вообще-то они брюнеты с прямыми волосами, а сыграть должны были кудрявых блондинов. Каждые 10 дней их волосы подкрашивали, и каждое утро завивали щипцами. Но, несмотря на эти пытки, юным актерам очень понравился процесс съемок.
«Девочка, снимайте штаны»
– С появлением Торсуевых внезапно возникла проблема, – вспоминала второй режиссер картины Юлия Константинова. – Когда мы в Одессе поставили их в кадре рядом с Гусевым, то этот по роли хулиган-верзила оказался им по плечо! Это было ЧП. Надо снимать, а у нас нет Гусева! В последний решающий день я заглянула в одесский интернат. Только вошла, как на меня, скатившись с перил, свалился смешной длинный конопатый мальчишка, Вася Скромный. Он и стал нашим неподражаемым Гусевым.
Роль девочки Майки предлагали уже прославившейся «Красной Шапочке» Яне Поплавской, но юная звезда закапризничала и отказалась. Никому не известная тогда Оксана Фандера тоже претендовала на Майку, но досталась ей лишь эпизодическая роль школьницы. Оксана Алексеева сама пришла на съемки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?». Апрятин сделал пробу, девочка попала в картину. После съемок все мальчишки по секрету рассказывали, что немножко были в нее влюблены (как, признаться, и автор этих строк).
Когда режиссера спросили, кого он видит в роли шефа бандитов Стампа, он ответил: «Луи де Фюнеса», – после чего ассистент позвонила Анатолию Папанову. Но тот был занят, и шефом стал Владимир Басов. Однажды съемка чуть не сорвалась. Басову сшили костюм на три размера больше, он рассердился, а потом скомандовал перепуганной художнице по костюмам: «Девочка, снимайте штаны!». Еле влез в ее белые джинсы, нашел в гримерной черный свитер… и остался доволен нарядом.
О хмурых пожарных и корыстном мотоциклисте
Декорации школы построили на Одесской киностудии. На съемки пришли с десяток хмурых пожарных и потребовали снести декорации. На следующее утро они снова открыли павильон и… обалдели. Вся съемочная группа – впереди больше сотни детей, за ними взрослые – стояла кольцом. Вышел вперед Гринько и сказал: «Только через наши трупы!» – и пожарные отступили.
Любопытно, что мотоцикл для Урри (Караченцова) дал напрокат житель Прибалтики за очень большие по тем временам деньги. К тому же он получал зарплату как член съемочной группы. А взяли его мотоцикл потому, что он был навороченный, и узнать в нем «Яву» было затруднительно. В какой-то момент владелец мотоцикла решил выдвинуть условие, чтобы ему подняли плату. Расчет был на то, что второй такой не найти, а уже полфильма отснято с этим. Ему отказали, тогда он демонстративно поехал домой, но администратор группы позвонил гаишникам, которые его… просто не выпустили из Одесской области.
Прожорливая собака
Помните эпизод, когда Урри идет с чемоданом (в котором Электроник) к самолету? Вдруг его настигает электронная собака Ресси (эрдель по кличке Чингиз) и говорит: «Брось чемодан, мерзавец!». В ответ Ури достает пистолет и наставляет на собаку. Ресси прыгает и откусывает у пистолета дуло, обалдевший Урри говорит: «Ты зачем оружие сожрал?».
Съемка проходила весело. Были куплены в Детском мире два пистолета, у одного загодя отпилили дуло, чтобы подменить после прыжка собаки и у зрителя сложилось бы впечатление, будто это именно собака откусила дуло.
В процессе репетиций и съемки дублей все члены группы дурными голосами по очереди спрашивали: «Чингиз, хочешь курочки?» – на что псина реагировала мечтательным поскуливанием – потом при озвучении на это поскуливание записывали речь. Наконец дошли до сцены с откусыванием пистолета. Чингиз на втором дубле прыгает и – на самом деле откусывает дуло у целого пистолета! Дальше Караченцову не надо было играть удивление: глаза сами полезли на лоб, он машинально проговорил свой текст: «Ты зачем оружие сожрал?», а потом полез Чингизу в пасть, чтобы вытащить осколки – не дай Бог, псина подавится. Режиссер забился в истерике: какой дубль запороли! Члены съемочной группы его утешали, что все получилось наилучшим образом, а как Коля полез в собачью пасть, прекрасно отрежется при монтаже. На том съемку свернули, тем более, что не осталось целого пистолета – один отпилили, а второй сожрали. А в фильм вошел именно этот дубль.
А вдруг да сбудется?!
В 2005 году Владимир Торсуев, исполнитель роли Электроника, рассказывал, что режиссер фильма Константин Бромберг, ныне проживающий в США, написал сценарий продолжения истории – действие в ней происходит в наше время, а Сережа и Эл уже взрослые. В новой 45-серийной картине были заинтересованы как американские, так и европейские компании, шла подготовка, проводились переговоры с Первым каналом – об участии в съемках и российской телекомпании. К сожалению, об этом проекте до сих пор ничего не слышно, однако поклонники всех возрастов верят и надеются вновь увидеть на экранах своих любимцев. И я надеюсь. А вы?
21.01.2013 в 10:56
и вовсе он не кажется «устаревшим» и «наивным» — это же по мотивам фантастической повести Велтистова! а темы которрые в нем подняты актуальны во все времена. он действительно смотрится на одном дыхании.