Прокуратура, следователи и суды озадачены сокращением числа коррупционных дел и винят в этом оперативников; МВД утверждает, что нацелено теперь на крупные суммы.
Генпрокурор Юрий Чайка озабочен тем, что оперативные службы выявляют все меньше случаев мздоимства. «Уже второй год мы высказываем обеспокоенность снижением числа зарегистрированных фактов взяточничества. Продолжается сокращение не только случаев фактов дачи взяток (на 21%), но и фактов получения взяток, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями», — заявил в среду генпрокурор, выступая ходе правительственного часа в Госдуме.
У самой прокуратуры при этом с выявлением коррупции все в порядке — по ее материалам было возбуждено 4500 дел по коррупции.
Позицию Чайки поддержал в Думе и председатель Следственного комитета России АлександрБастрыкин: «Юрий Яковлевич совершенно справедливо говорит о том, что эти цифры явно не соответствуют тому объему коррупционных преступлений, которые совершаются в стране». Вчера на коллегии СКР Бастрыкин привел свою статистику: в его ведомство поступило более 42 000 заявлений о коррупции, по которым было возбуждено 20 500 уголовных дел (правда, о числе дел по взяткам он не сказал).
Согласно опубликованной на сайте МВД статистике, в 2012 г. выявлено 9758 случаев взяточничества, что примерно на 10% меньше, чем в 2011 г. Всего же в 2012 г. было выявлено, по данным статистики МВД, 49 494 преступления коррупционной направленности (в 2011 г. статистика по такому разделу не велась).
Впрочем, число осужденных за коррупцию в России гораздо меньше числа возбужденных дел, и этот показатель также сокращается. На этой неделе председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев также выразил недоумение по поводу того, что при уже оглашенном количестве коррупционных преступлений почти в 50 000 осудили за них в 2012 г. лишь 5500 человек, что вдвое меньше, чем в 2009 г., при этом число осужденных взяткодателей упало с 3100 до 2000 человек.
Сетования руководителей надзорных и следственных органов по поводу снижении числа выявленных полицией взяточников не вполне корректны, утверждает сотрудник МВД. Перед оперативниками полиции несколько лет назад была поставлена задача перестать заниматься мелкими взятками в системе здравоохранения и образования, за счет которых легко надуть показатели, и начать борьбу с по-настоящему крупными взятками, говорит оперативник. Это и произошло на практике — так, в прошлом году та же статистика МВД показала, что случаев крупных (более 150 000 руб.) и особо крупных (более 1 млн руб.) взяток выявлено 417, что на 23% больше, чем в 2011 г.
Выявлять крупные взятки гораздо сложнее, чем «рубить палки» на врачах и учителях, часто — с помощью провокаций, согласен член президентского совета по правам человека Кирилл Кабанов, и сокращение числа выявленных взяток скорее говорит о начавшемся оздоровлении оперативных служб, пишут «Ведомости».