Как часто мы жалуемся на своих соседей! То они музыку слишком громко слушают, то у них просто нет музыкального вкуса, то передвигаются по квартире, как африканские слоны по саванне… А вот заслуженный артист России скрипач Граф Муржа совершенно спокойно относится к живым рок-концертам за стеной, ведь в знак благодарности соседи слушают в его исполнении Моцарта и Баха. Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту «Недели».
Хоть Графом назови его, хоть… Шоником
В рамках международного фестиваля «Искусство смычка» музыканты с мировым именем Хьюго Тиччиати (Швеция), Прия Митчелл (Великобритания) и Граф Муржа совместно с камерным оркестром «La Primavera» дали 21 февраля выездной концерт в Органном зале Набережных Челнов. Там после репетиции выступления одного из них и «подкараулила» корреспондент «Недели».
Граф Муржа – это вовсе не псевдоним музыканта, как можно поначалу подумать.
– Папа нарек меня «Графом» только потому, что это имя легко запоминается. Я не знаю подробностей, но никакого отношения к знати и титулам оно точно не имеет! – стал «оправдываться» наш собеседник. – Кстати, это имя я использую крайне редко: в основном в официальных случаях, на сцене. Те, кто меня хорошо знают, называют просто Шоником или Шоном.
– Почему именно «Шоником»?
– Это уменьшительное от венгерского имени Шандор. Так зовут моего отца. У нас существует традиция: если старший – Шандор, то младший – Шоник.
– Есть русская пословица: «Родился в рубашке». А про вас говорят, что вы родились со скрипкой в руках»…
– Имеется в виду, что я достаточно хорошо адаптирован к этому инструменту. Уже в три года взял скрипку в руки. Правда, потом несколько раз пытался от нее избавиться, но родители не позволили. А вообще, я – скрипач в восьмом поколении.
– Часто начинающих музыкантов не могут по достоинству оценить… соседи. Признайтесь, вам «отбивали» критические отзывы по батареям?
– Вы знаете, когда живешь в коммуналке, и соседи при этом не большие любители музыки… Но (тьфу-тьфу), как бы не сглазить, сейчас мне как-то везет. Мои соседи, рок-музыканты, закатывают концерты и в 3, и в 5 часов ночи… А в знак признательности и лояльности смиренно слушают моих хороших «приятелей» – Моцарта и Баха.
Скрипка Страдивари или два «Мерседеса»?
– Некоторые считают, что скрипачи – глубоко печальные люди. В вашем случае это соответствует истине?
– Вы знаете, я впервые это слышу. Скрипка может передать множество разных эмоций, не только печальных. Среди моих знакомых много веселых скрипачей. А сам я отношусь, скорее, к пессимистично-реалистичному типу людей.
– Ваши концерты иногда проходят при «участии» скрипки Страдивари…
– Сейчас все дорогие и раритетные скрипки находятся в каких-то крупных фондах, коллекциях или банках. Их используют либо как вложение денег, либо как реликвию. Естественно, что музыкантам очень трудно собирать все необходимые бумаги и документы. Поэтому мы стараемся покупать какой-нибудь хороший инструмент, внешне похожий на них, а к Страдивари, честно говоря, «взываем» довольно редко.
– А в чем, на ваш взгляд, секрет бренда «Страдивари»?
– Он прожил больше 90 лет и делал инструменты бесконечно долго. Выполнял заказы вельмож и королевских особ. Естест-
венно, инструмент при этом стоил очень дорого. Представьте себе, скрипка Страдивари по цене была равна двум коровам – сегодня это два «Мерседеса»! То есть Антонио был оценен при жизни, и скрипки его действительно фантастические! Но секрет прост: высокое мастерство и… хорошая выдержка. Скрипка, действительно, должна постареть, чтобы неподражаемо звучать. Как хорошее вино.