Неподцензурное творчество

foto3_2Юрий Кублановский «Чтение в непогоду. Избранное» (Издательство «Русский путь»).

В декабре 2012 года вышел сборник избранных стихотворений известного поэта, публициста, эссеиста Юрия Кублановского под названием «Чтение в непогоду». Книга, приуроченная к 65-летию автора, состоит из трех частей. Открывает ее избранная лирика прошлого века. Вторую часть составили стихотворения начала этого столетия. В третьей – поэзия последних лет, не входившая в прежние сборники.

Творчество Юрия Михайловича высоко ценили два наших нобелевских лауреата по литературе. Так, Александр Солженицын отмечал, что Кублановский – это единственный поэт, способный говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина. А Иосиф Бродский восхищался смелостью его метафор и живейшим ощущением русского языка.

Кублановский был лишен родины и оказался на Западе в 1982-м. За его спиной к тому времени был уже сборник, изданный на Западе с предисловием «нобелевского тунеядца» Бродского, публикации в запрещенном «Метрополе». На родине же Юрий Михайлович был вынужден работать сторожем в церквах и провинциальных музеях. Но главное, он один из немногих не побоялся выступить в защиту Александра Солженицына, когда того после неудавшихся покушений КГБ решили изгнать из страны.

Как справедливо замечает Виктор Леонидов, в поэзии Юрий Михайлович всегда занимал свое, только одному ему присущее место. Глубинные традиции русской поэзии в его стихах сочетались с восприимчивостью поисков Серебряного века, исканий русских литературных салонов и поэтических объединений предреволюционной России. Стихи Кублановского нужно читать вдумчиво, не торопясь, забыв о сумасшедшем ритме современности.
image-17-a1a4663182cb398f843b30a85ed45c68Дмитрий Быков «Советская литература. Краткий курс» (Издательство «Прозаик»).

«Советская литература. Краткий курс» – незаменимое пособие для всех любителей русской литературы. В своих эссе Дмитрий  Быков остроумно и занимательно  рассказывает о творчестве писателей, практически не изучаемых в школе: Федина, Фадеева, Парфенова, Шукшина, Леонова и др. Прочитав и проанализировав за нас все их многотомные собрания сочинений, автор «Гражданина поэта» демонстрирует нам все величие и неоднозначность советской литературы, получившейся в результате огромного эксперимента, равного которому не знала ни одна культура в мире. В этом «продукте» и лучшие, и третьесортные сочинители – у Быкова свой резон: «Литература первого ряда гораздо больше говорит о человеке вообще, о конкретной эпохе приходится судить по писаниям худших из «деревенщиков» или «рапповцев».

Некоторые крайние либералы (их иногда справедливо называют «демшизой») упрекают Дмитрия Львовича в любви к СССР, в восхвалении тоталитарного прошлого. Но только дураку не ясно, что Советский союз – это не только ГУЛАГ и очереди в магазинах.

Это еще и  попытка вырваться из вечного нашего крепостного права, которое никто никогда не отменял. Стать лучше, чем диктует тебе твоя кровь и природа.

Разве не стоило попытаться?

 

PeterburgskajaPoezia1Иванов Б. «Петербургская поэзия в лицах» (Издательство «НЛО»).

Очерки «Петербургская поэзия в лицах» представляют читателю поэтов, завоевавших у горожан в послесталинское время наибольшую популярность. Известность приходит лишь к авторам, не зависимым от «партийного заказа». Глеб Горбовский не раз подвергался «идеологической порке», поэзия Александра Кушнера отвечала запросам аполитичных читателей, Виктор Соснора увлекал отступлениями от принятых стандартов поэтического языка. В 1960-е и особенно в 1970-е годы приобрели популярность Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев, Виктор Кривулин, выступавшие в литературных кафе, на заседаниях в ЛИТО, распространявшие стихи в списках. С запоздавшими публикациями известность обрело творчество Роальда Мандельштама, Леонида Аронзона, Александра Миронова. Все эти имена представляют собой значительные вехи в неподцензурной истории словесности Ленинграда.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*