Раз уж в названии этой кинокартины присутствуют цифры и арифметические знаки, то давайте тоже немного посчитаем. Для начала вспомним, что фильм вышел на экраны 50 лет назад. А потом я вам подскажу, что на днях – день рождения одного из «дикарей» – Андрея Миронова. В честь которого, кстати, и был назван автор этих строк, родившийся со знаменитым актером день в день, только… с разницей ровно в четверть века.
Куда ж без Михалковых!
Эта лента была поставлена по пьесе Сергея Михалкова «Дикари», которая с успехом шла в Московском драматическом театре им. Ермоловой. Предполагалось, что в фильме будут играть актеры одного возраста с героями пьесы (Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов, Николай Рыбников), поскольку в пьесе всем героям за 30. Но кинорежиссер решил омолодить актерский состав.
Кто ж смог осмелиться на такое? Да все просто – режиссера также выбирал Михалков. Им оказался Генрих Оганесян, который до этого снял фильм «Приключения Кроша», где участвовал тогда еще маленький сын Михалкова Никита.
Поскольку режиссер Оганесян обладал хорошим чувством юмора, он своеобразно проводил отбор актеров на немногочисленные роли. Кастинг проходил на Рижской киностудии в местечке Клапкалнциемс. И непосредственно до актерских проб допускались только те, кто смог сразу выговорить это название. Пробы были нелегкими, поскольку героев в фильме было всего пятеро. Однако каждый из них должен был быть колоритным и запоминающимся.
Над кем смеялась киногруппа
На роли девушек претендовали не только многие актрисы, среди которых были Татьяна Конюхова и Лия Алешникова, но и манекенщицы, и балерины, и даже цирковые артистки. Однако режиссерский выбор пал на Наталью Фатееву, которая сыграла Зою, и Наталью Кустинскую, которой досталась роль Наташи.
Одиноким физиком Сундуковым должен был стать актер Геннадий Нилов, который, между прочим, является отцом известного ныне актера Алексея Нилова, прославившегося после фильма «Улицы разбитых фонарей». Ветеринаром Романом Любешкиным стал Андрей Миронов, а дипломатом Вадимом – Евгений Жариков. В то время эти актеры были еще совсем молодыми и малоизвестными. Особо веселого колорита Миронову и Жарикову добавляли их бороды, которые по сюжету символизировали дикарский образ жизни героев. Если учесть, что, например, Жарикову в то время был всего лишь 21 год, и борода росла у него не очень буйная, то выглядело все это действительно смешно и вызывало много шуток у всей съемочной группы.
«Всем шампанского!» В тазик…
Во время съемок такого милого и веселого фильма главных героев нередко забирали в милицию, причем из-за, казалось бы, сущего пустяка – внешнего вида. Дело в том, что в те времена появляться в общественных местах в шортах было нельзя. В итоге, дабы избежать таких досадных недоразумений, актерам выдали специальные справки, где указывалось, что предъявители сего документа имеют право носить шорты и бороды, поскольку они им полагаются по роли. Между прочим, вещи для съемок – красивые плавки и шорты – с трудом доставали у фарцовщиков. А один из купальников главных героинь даже одолжила жена режиссера.
Нужно ведь напомнить читателю, что фильм снимали в Крыму неподалеку от Судака, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Съемочная группа жила во дворце князя Голицына, где располагались подвалы завода, поэтому шампанское для всей группы надолго стало основным напитком. Однако были и проблемы, особенно связанные с бытовыми удобствами. Мыться можно было в тазике и только подогретой на электроплитках водой. Еду привозили из Судака, причем из-за долгой дороги она превращалась в неаппетитную массу. Единственное, чего было в достатке, так это винограда и белого вкусного хлеба, на котором актеры и стали потихоньку поправляться.
…и тигры у ног её сели
В ноябре, когда похолодало, съемки продолжились в Алуште. Однако, несмотря на несоответствующие погодные условия, актерам приходилось заходить в купальниках в ледяное море.
Некоторые эпизоды фильма были досняты в павильонах Рижской киностудии (сцены в палатке и в салоне «Волги»), а также в Ленинградском цирке. Актриса Наталья Фатеева действительно входила в клетку с тиграми, но эти кадры в фильм не вошли, поскольку укротитель тигров Вальтер Запашный, переживая за актрису, все время держал тигра за ошейник и попадал в кадр.
Картина была снята в двух вариантах: широкоэкранном и обычном. Так как техника того времени не позволяла записать материал сразу в двух вариантах, актеры вынуждены были проигрывать каждую сцену по два раза. Причем сначала сцена игралась для широкоэкранного формата. Пленка с широкоэкранной версией хранилась на Рижской киностудии, и, возможно, была уничтожена после распада Советского союза, но недавно эта запись была найдена в Интернете.
Вначале фильму была присвоена вторая категория, которая означала небольшие ставки для актеров и средненькие кинотеатры для премьеры. Однако вскоре после оглушительного успеха во время проката (за 1963 год «3+2» посмотрело 35 миллионов зрителей) картине была присвоена первая категория, а артистам выплатили дополнительную премию в 300 рублей.
А любовь была не только в кино
Аранжировки музыки к фильму делал Раймонд Паулс, который в то время был ресторанным лабухом. И еще…
Нельзя не отметить тот факт, что выдуманные отношения между мужчинами и женщинами в фильме, как это часто бывает, перекинулись со страниц сценария в реальную жизнь. Миронов воспылал неземной страстью к своей партнерше по фильму – Наталье Фатеевой. А Наталья же Кустинская долго и упорно подбивала клинья под Евгения Жарикова, приехавшего на съемки с женой. Один лишь Геннадий Нилов не отвлекался на сторону и родил через год замечательного актера Алексея Нилова, сыгравшего капитана Ларина в бесконечном сериале про ментов.
Лишний повод улыбнуться
Как и во всяком фильме, так или иначе интересном зрителям, и здесь найдутся свои киноляпы. Ведь, согласитесь, если бы фильм не пересматривали по много-много раз, если бы не расхватывали его на цитаты и кадры, то кто бы тогда смог заметить эти – порой, не очень-то уж и существенные – несуразицы. Итак…
* Дело в киноленте происходит летом… По «Маяку» передают информацию, что сегодня исполняется 85 лет со дня смерти русского поэта Николая Некрасова, а он умер 27 декабря.
* В палатке у Кустинской (Наташи) после возвращения из магазина и аптеки бусы висят на шее, затем нет, затем опять появляются, после чего она их снимает.
* Закадычные друзья трапезничают на берегу моря. Большой котелок фигурной лапши раскладывается в три миски, а через мгновение герой Жарикова извлекает из своей миски длинную макаронину… Вероятно, фигурную лапшу в процессе работы попросту съели. Макаронов в котелке не убавляется не смотря на то, что герой Андрея Миронова раздает их друзьям…
* «Ловкость рук и никакого мошенничества»: герой Жарикова машет в воздухе потрепанной запиской от разочарованных кавалерами девушек, сует ее в левый карман пиджака, мечется по берегу, собирая вещи, и… извлекает «волшебное письмо» из правого кармана брюк.
* А как вам нравится «прогулка за хлебом» из Нового Света в Судак (около 7 км в один конец)?
* Перед исчезновением девушек их обсуждают между собой Ветеринар и Дипломат. Они оба в серых пиджаках и серых галстуках, но когда ребята снимают с капота записку, Роман уже в черном пиджаке и красном галстуке.
Думаете, это всё? Как же! Внимательный зритель найдет еще пару десятков несоответствий.
Но, как бы то ни было, мы с вами все равно любим этот фильм. И каждый раз с удовольствием ждем встречи с ним!