В СССР секса не было. Была любовь!

tainy.net– Советское киносообщество не приняло фильм. Мои коллеги воспринимали картину так, как сейчас многие реагируют на телепрограмму «Аншлаг»…– так говорил режиссер Владимир Меньшов о ленте «Москва слезам не верит», которая принесла нашей стране вожделенную статуэтку кинопремии «Оскар». И ведь правда, реакция большинства советских режиссеров и актеров на наш «Оскар» была крайне неоднозначной.

Вопреки авторитету…

Владимир Меньшов в ту пору весьма почитал сценариста Яна Фрида («Собака на сене», Тартюф», «Дон Сезар де Базан»). Но, вопреки советам своего главного авторитета, выбрал сценарий, который мэтр счел неинтересным. Прочитав его, Меньшов загорелся желанием снять фильм. Однако не все его удовлетворяло, и он предложил автору Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои (к примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств).

И еще по первоначальному сценарию вместо фестиваля французских фильмов, как в картине, подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают гости, приглашенные на… дипломатический прием. Однако боливийского посла и военно-морского атташе США решили заменить кинозвездами 1950-х Юматовым и Конюховой, а «форды» и «бьюики» – отечественными «ЗИСами» и «победами».

www.vokrug.tvГурин со шведами так и не сыграл

Актерский состав подбирался непросто. Например, на роль 40-летнего Гоши пробовались многие популярные актеры, в том числе Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, однако никто из них не устраивал режиссера.

Когда Меньшов совсем уж было отчаялся найти подходящего актера и решил сам сняться в роли Гоши (даже прошел кинопробы!), худсовет не утвердил его. Помог случай. Как-то по телевизору Меньшов посмотрел фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в роли молодого врача Володи Устименко. Увидев актера, режиссер понял, кто должен играть Гошу. Однако заманить в картину Баталова было непросто. Актер, ознакомившись со сценарием, от роли отказался, сославшись на занятость. Однако через пару дней позвонил Меньшову домой и сказал: «Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!». Баталова утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11 лет старше своего героя!

Повезло режиссеру, пожалуй, лишь с актером на роль хоккеиста Гурина. Ассистент как-то привела молодого актера Александра Фатюшина. Меньшов приглашал артистов на пробы парами, и их дуэт с Ириной Муравьевой сразу утвердили. Позже Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, правда, жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта «Лужники»: советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи.

Жили-были три подруги

Роль Людмилы в исполнении Ирины Муравьевой стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. Кстати, ее режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей. Кроме нее, на роль Людмилы руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову. Но те, прочитав сценарий, в один голос заявили: «Неинтересно!»

На главную роль провинциалки Кати Тихомировой, приехавшей покорять Москву, «примеряли» массу артисток: Маргариту Терехову, Валентину Теличкину, Ирину Купченко. Терехова предпочла сниматься у Юнгвальд-Хилькевича в «Трех мушкетерах» в роли Миледи, Купченко не понравился сценарий, Теличкина была неубедительна. Тогда-то и попробовали Веру Алентову.

А вот на роль скромняги Тоси пробовались Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако убедительнее всех смотрелась Раиса Рязанова, которую худсовет и утвердил. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать, а Русланова – потому, что не взял.

Во время съемок фильма «Москва слезам не верит» Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой – 35, Ирине Муравьевой – 30. Перед троицей Алентова – Муравьева – Рязанова стояла очень сложная задача: сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же – спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Впрочем, гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу.

opentorrent.ruКВН заменили «огоньком»

Начался съемочный процесс. И тут режиссер столкнулся с трудностями, переделками и пересъемками, которые диктовала цензура тех лет. В работе над картиной Владимиру Меньшову приходилось преодолевать сопротивление и собственной съемочной группы, пренебрежительно относившейся к этой «дешевой мелодраме».

Поскольку в те времена, как известно, «в Советском Союзе секса не было», сильно урезали и встречу главной героини с героем Табакова в его квартире, посчитав ее слишком откровенной. «Наверху» решили, что актеры «переигрывали» и «слишком торопливо раздевались».

Любопытно, что, когда по сюжету Рудик пригласил Катерину в телецентр на Шаболовке, он должен был снимать КВН, а она – наблюдать из первого ряда. Однако собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН съемкой «Голубого огонька» – визитной карточкой советского телевидения тех лет. Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми.

Многие кадры вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии и у них завязывается беседа. «Что происходит в мире?» – спрашивает Гоша, наливая. – «Стабильности нет, – отвечает ему Николай. – Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс». Так вот, «Эйр Франс» во избежание международных проблем решили вырезать. И если по сценарию Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой», в фильме они всего-навсего разделывают тараньку.

www.hdclub.uaКак режиссёр статуэтку «украл»

Работа была закончена, Меньшов потирал руки, но… Когда фильм вышел на экран, критики единодушно обвиняли его в мещанстве и даже пошлости, называя никому не нужной сказкой про Золушку. Все решил фантастический успех у зрителей. Оказалось, что эта история понятна и близка множеству людей не только в России, но и в мире. В 1980 году фильм «Москва слезам не верит» занял второе место в советском прокате, уступив лишь «Пиратам XX века», и собрал почти 85 млн. зрителей. В 1981-м он был удостоен Государственной премии СССР. Получила картина и международное признание – приз Гильдии прокатчиков США (только в 1980 году в США и Канаде она собрала больше 1 млн. долларов!) и «Оскар» за лучший иностранный фильм.

Самое смешное, что поверили столь сенсационному сообщению не все и не сразу. Дело в том, что известие подоспело аккурат к… 1 апреля! Получать высокую награду отправился какой-то чиновник. Меньшова не захотели выпускать за границу – кто-то писал на него анонимки, и, чтобы перестраховаться, решили не рисковать.

Теперь статуэтка «Оскара» стоит дома у Алентовой и Меньшова на полочке возле телевизора, среди видеокассет. Кстати, впервые режиссер взял ее в руки лишь спустя восемь лет после присуждения. Во время первой церемонии вручения «Ники» Меньшову сказали, что дадут только подержать «Оскара» на сцене, а потом статуэтку надо вернуть. Меньшов попросил, чтобы награда хотя бы один день постояла у него дома, а потом… «забыл» вернуть. «Оскар» остался в семье.

И правильно! Ведь кто же мог предположить, что лента станет такой популярной и любимой, а фразу «в стране с бумагой напряженка» долгие годы будут повторять в народе? Более того, мог ли сам Владимир Меньшов мечтать о том, что в 1981 году его картина получит самую престижную киношную награду – американский «Оскар»?

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. обажаю этот фильм!!!! как здорово что вопреки всем и всему он все-таки появялся на экранах. готова пересматривать вечно. как бальзам на душу — часто даже плачу ад некоторыми моментами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*