«Наша 12-летняя дочь очень изменилась. Раньше без напоминания садилась за уроки, была общительной с нами, родителями. Но последнее время она часами сидит на телефоне или в чате, шепчется о чем-то несущественном с подругами, бездарно тратит время. Как вернуть ее в прежнюю учебную атмосферу? Может, ввести запрет на бесцельные разговоры по телефону? – спрашивает Диляра Гизатуллина из Елабуги».
На вопрос читательницы «Новой недели» отвечает психолог Вероника Виноградова (Казань).
– Девочка переживает так называемый кризис подросткового возраста. И, стоит заметить, довольно-таки мягко и правильно его переживает! Не слишком болезненно для своих близких и с пользой для себя. «В чем польза?» – спросите вы. Ведь ребенок ушел в мечты, стал меньше доверять, общается не с теми и не о том.
Дело в том, что в возрасте от 11 до 13 лет приходит ощущение того, что ты ребенок и взрослый одновременно. Это внутренняя дилемма для наших детей. У них появляется интерес к особому времяпрепровождению: общению по телефону, в чате. Причем, ежедневно, часами, об одном и том же, с одними и теми же людьми. О чем они так увлеченно говорят? Об отношениях! И даже в книгах в этот возрастной период их интересуют, в основном, только отношения между людьми.
При этом реальных новых отношений у детей вроде бы и нет, но ребенок их все время планирует. Каким бы его хотели видеть люди? Какое место он займет в жизни, каким будет его социальное окружение? На все эти вопросы подросток так или иначе пытается найти ответы.
Этот интерес нельзя объяснить лишь гормональной перестройкой. Мечты об отношениях в этом возрасте равноценны игре в дошкольном. Подростковая внутренняя ролевая игра ставит перед ребенком вопросы о качестве его самого. Ему невероятно интересно строить свой жизненный проект, свое будущее, пусть мысленно, и только не так скучно, как это видят родители.
В это время на первый план выходит референтная группа или субкультура, к которой ребенок хотел бы принадлежать. Для подростка это очень важный и часто обдумываемый вопрос. Весь социальный мир он разбивает на группы. И в этот период уж точно не хочется в школу, подросток мечтает о конкретном результате в жизни. Он очень глобально мыслит. И разобраться в себе помогают задушевные разговоры с друзьями. В болтании по телефону, так сильно раздражающем взрослых, подросток «отрабатывает» свои референтные роли, проговаривает свои ценности и без устали планирует свою жизнь, готовится к взрослым отношениям. Эта кажущаяся пустота в жизни ребенка наполнена глубоким смыслом, поэтому не стоит запрещать дочери говорить по телефону с подругами.
Уважаемые родители! Присылайте свои вопросы о воспитании детей по адресу chelny-week@yandex.ru или задавайте по телефону (8552) 74-56-71 – и мы передадим их опытным специалистам, которые с радостью на них ответят.
05.05.2013 в 00:03
а из моей дочери слова не вытянеш. ей 14 лет. не сказать что она стала черезчур много общаться с подружками, но со мной вообще контакта нет, она говорит какие формальные фразы — и всё, какбы «закрывается» от нас с мужем. что делать в данном случае???
05.05.2013 в 22:46
Вопреки авторитетному мнению психолога, на мой взгляд, надо объективно посмотреть на сложившуюся у читательницы ситуацию.Не обязательно » отрабатывать роли» по телефону, можно же в реалиях с подружками поболтать.Бич нашего времени- глобальная компьютеризация, технические средства, увы, подменяют реальное общение.К тому же небезызвестно отрицательное воздействие телефонов на здоровье человека, тем более на подрастающий организм…»Возвращать в жизнь»- в учебу, на мой взгляд, нужно постепенно, мудро, без давления.Например, сходить с дочерью в кино, пригласить подруг домой и т.д.Т.е показать, что вы понимаете ее, вы — на ее стороне, тогда возвращение в учебную атмосферу будет мягким, безболезненнным.Она будет доверять вам.Категорическое «нет» и давление может родить приличное отрицание, игнорирование.