Сантехник, которого все любят

www.liveinternet.ruВ мае 2010 года в Ярославле рядом со старой советской пивной по адресу ул. Нахимсона, 21а открыта скульптура штукатура Коли и сантехника Афони. Почему там? Все просто – фильм, о котором сегодня пойдет речь, снимался именно в этом городе.

Высоцкому не повезло

В середине 1970-х годов режиссера Георгия Данелия в Госкино познакомили со сценарием Александра Бородянского «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2». Сюжет был с печальным концом, но режиссеру понравился. Данелия встретился с Бородянским, они работали несколько месяцев. В итоге чуть-чуть изменилась интонация, кое-где сместились акценты, и появилось новое название – «Афоня». А сюжет, в принципе, остался таким, каким и был.

Стали подбирать актеров. Вот как об этом вспоминал сам Георгий Николаевич:

– На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных, разных актера. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.

www.warezni4ed.netПохищение актрисы

Ассистент по актерам Елена Судакова, по мнению режиссера, совершила чуть ли не подвиг, найдя главную героиню. Она привела в студию юную студентку Театрального училища имени Щукина Евгению Симонову. Актриса настолько понравилась Данелия, что тот утвердил ее без проб. Однако случилась катастрофа: выяснилось, что Женя уже подписала договор с другой картиной на главную роль, и все лето будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис – хорошеньких и славных, но все было не то.

Всех выручил директор картины Александр Яблочкин. Он полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль, где снимали «Афоню». А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии «Горького» и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой директор просто-напросто… похитил, оставив записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».

В общем, Симонову нужно было снять ровно за трое суток и никак не больше. Так что ее терзали по полной программе! Только в редких случаях – пока ставили свет или переезжали с объекта на объект – девушке удавалось немного поспать на заднем сиденье машины.

Ломовая лошадь

Сцену, когда Афоня просыпается в комнате Кати, снимали в Ярославле аж в пять утра. Так нужно было по сценарию – солнце еще не взошло, но уже светает. По задумке, там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Данелия уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский увидел… лошадь, которая тащила телегу с бочкой!
– Пусть эта телега проедет, – безапелляционно заявил он.

Так и сняли лошадь. А потом критики восхищались неожиданной «находкой режиссера»: мол, Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь. А Данелия-то ни о чем таком даже и не думал!

films.imhonet.ruЛеонов не одобрял своего героя

На роль штукатура Коли пригласили Евгения Леонова. Этот персонаж считался фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности. Однако Леонов своего героя не уважал, говорил, что его герой – эгоист еще хуже, чем Афоня.

В сцене прощания Коля, который помирился с женой, уходя от Борщева, оставляет ему листок со своим телефоном. Репетируя эту сцену, Леонов как-то вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал режиссеру: «Смотри». Затем снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Леонов снова аккуратно их собрал и положил в карман. «Понял?» – спросил он у Данелия. «Что?» – «Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!»

navidoo.ruВот так дебют!

В комедии, даже грустной, без песен и танцев не обойтись. Снова слово Георгию Данелия:

– Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный – курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Андрея Макаревича, а вторая – «Аракс» Юрия Шахназарова. Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня».

Но как бы ни гордился Данелия, самих «машинистов» никто в кадре так и не увидел. В фильме вместо Макаревича сотоварищи на сцене стояли музыканты «Аракса». После «Солнечного острова» они исполнили свою песню «Мемуары».

А что касается танцев… Актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом, не мудрствуя лукаво, туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью!

tverdyi-znak.livejournal.comНа вторых ролях…

Безусловно, в фильме были заняты очень популярные актеры – Евгений Леонов и Леонид Куравлев. Однако съемочная группа души не чаяла в одном лишь Савелии Крамарове. Спросите – почему такая любовь? Ответ прост, как… огурец. На рынок посылали только Савелия – продавцы задаривали его продуктами, но относились к нему, как к дурачку: раз играет их в кино – значит, и в жизни такой. Крамарова это задевало, но он терпел: с продуктами в магазинах было туго…

А вот Борислава Брондукова швейцар ресторана в московской гостинице, где шли съемки, принял за алкаша. Как-то в перерывах между съемками Брондуков, не соизволив переодеться, вышел на улицу покурить и пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают на улицу: «Тоже выдумал – артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!» Борислава Николаевича пришлось буквально спасать. После чего швейцар обескуражено почесал затылок: «Неужели он и вправду артист? Надо же!»

Малопьющий алкоголик?

Естественно, редкий фильм обходится без киноляпов. Достаточно их и в «Афоне»:

* Вспомните два собрания, на которых «прорабатывали» Афоню. Они проходили с интервалом в несколько дней, но все присутствующие сидели на одних и тех же местах и одежда на них абсолютно не менялась. Можно предположить, что обе сцены снимали за один раз. Лишь один «персонаж» меняет свое местоположение от кадра к кадру: графин! Никто к нему не прикасается, но перемещается он достаточно активно!

* Играя роль алкоголика и пьяницы, Афоня пьет спиртное в кадре всего дважды – и то в небольших количествах. В начале фильма в кафе «Ассоль» он пригубил пиво, а в середине фильма у себя дома выпивает рюмку вина.

* Герой Леонида Куравлева принимает гостью, Катю Снигиреву (Евгению Симонову). Видно, что-то не клеилось с этой сценой на съемках – предметы на холодильнике меняют свое местоположение, а коробка с сахаром – деформируется.

* Сцену во дворе Куравлева с Симоновой снимали до обеда, а потом после обеда (во время обеда Куравлев по привычке переоделся). И только при монтаже увидели, что Куравлев в одной сцене в разных рубашках! Переснимать было поздно – оставили так.

* Просто любопытный факт: работница магазина называет героя Брондукова не Федулом, а Федуловым!

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Мой любимый фильм)

  2. ОЧЕНЬ ВЕСЁЛЫЙ ., ИНТЕРЕСНЫЙ ФИЛЬМ. СМОТРИШЬ И ОТДЫХАЕШЬ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*