Рынки в России вымирают. В 11 районах Татарстана, например, их вообще нет. А тут еще ВТО открыла двери для иностранных ритейлеров, которые с большой охотой вкладывают миллиарды евро в организацию своих оптовых сетей в нашей стране. Продовольственная безопасность России утеряна, и восстановить ее, похоже, уже невозможно.
Назад в 90‑е
Такие заявления звучали на Всероссийской конференции по развитию рынков (в смысле базаров) в условиях ВТО, прошедшей в четверг в Набережных Челнах. Предприниматели и ученые из 17 регионов страны, а также из Белоруссии и Польши думали и советовались друг с другом о том, как возродить рыночную торговлю в России, почти убитую новыми законами, загнавшими ее под крышу капитальных зданий.
– Даже в самых развитых странах розничные рынки и передвижная уличная торговля процветают, – отметил директор консалтинговой компании «Маркетинг Сервис-Бюро» Рафик Шайхутдинов, озвучивший на конференции результаты исследования рынков и торговли в России и Татарстане. – Покупатели понемногу начинают уставать от того, что им так нравилось в супермаркетах – обезличенности торговли, например. В Евросоюзе приток покупателей на базарах с каждым годом растет на 15 %, во многих странах рынки охраняются как культурное наследие. В Китае правительство вложило миллиард долларов в развитие своих рынков. Все просто: там понимают, что хорошее самочувствие мелкого бизнеса является основой благосостояния страны.
У нас же все наоборот. С 2006 года (после принятия закона «О рынках») в России закрылась почти половина объектов розничной торговли, сейчас их всего около 2,5 тысячи на всю страну. В Татарстане осталось 64 рынка, причем большая их часть сосредоточена в Казани и Набережных Челнах, в 11 районах Татарстана их нет вообще.
– Продукты собственного производства – прежде всего, сельскохозяйственные – там продаются в сети через перекупщиков, развивается стихийная торговля. Вернулись 90‑е годы, – констатировал Рафик Шайхутдинов. – И доходы уходят на сторону, не в местный бюджет.
А вступление России в ВТО, похоже, если не окончательно добьет рынки, то пододвинет их еще ближе к грани исчезновения, а заодно ударит по отечественному производству.
– У нашей страны есть преимущества перед другими членами ВТО, но они не будут реализованы, если нормативная база не станет способствовать эффективной работе бизнеса, – считает генеральный директор Союза оптовых продовольственных рынков России (СОПР) Сиражудин Нуралиев. – Те законы, которые принимали до вступления в ВТО, этого не позволяют. Рынки угасают, доля реализации продукции на них ежегодно сокращается. В 2006 году она составляла 20 %, в 2010‑м – 10 %, а когда закон «О рынках» окончательно вступит в силу в 2015 году, прогнозируется сокращение еще вдвое. Ну а поскольку на рынках продаются большей частью отечественные товары, – соответственно, будем наблюдать сокращение сбыта российской продукции. Сейчас всем командует торговля: нет сети сбыта – нет и производства.
Иностранцы «завоюют» нас через три года
Сложность еще и в том, что большая часть центров оптовой продажи сосредоточена в Москве (40 %) и Санкт-Петербурге (20 %), и поскольку рыночные торговцы везут товар за тысячи километров, они не могут конкурировать по цене с сетевыми магазинами.
В Татарстане сейчас, судя по данным Рафика Шайхутдинова, местные сети набирают обороты, их доля в общей структуре – 37 %, треть рынка республики – у федеральных и еще треть – у зарубежных. В Татарстане оптовая сеть есть, но она только на этапе формирования (создаются агропромышленные парки в Челнах и Казани, «Новая тура» сгорела, но не прогорела). И у нас есть всего два-три года на то, чтобы завершить этот процесс до экспансии зарубежных ритейлеров, считает Сиражудин Нуралиев.
– Те тенденции, что мы наблюдаем в Москве и Санкт-Петербурге, года через три выразятся в Казани и Набережных Челнах, – предупредил он. – Сейчас идет достаточно агрессивная политика со стороны зарубежных компаний по развитию инфраструктуры в России, хотя местные органы тоже в нее вкладываются. Но вот что происходит. В мае разработали гениальный проект по строительству оптово-логистического центра на границе Московской и Калужской областей, но тут же становится известно, что гигантский французский продуктовый рынок «Ранжис» вкладывает 1,5 млрд. евро в создание оптовой базы в «Новой Москве». В Санкт-Петербурге власти докладывают о строительстве оптовых баз, и тут же наши коллеги из Украины заявляют о том, что готовы инвестировать в свои сети в Питере 2 млрд. евро.
И поскольку в России нет «дорожной карты», где и как равномерно расположить по территории страны оптовые точки торговли, все вложения в отдельные проекты окажутся деньгами, выброшенными на ветер, считает Сиражудин Нуралиев.
– И так как оптовая торговля у нас концентрируется в основном в столицах, продовольственная безопасность страны, можно сказать, потеряна, и восстановить ее будет сложно, – заключил генеральный директор СОПР. – Я считаю, что мы сможем вынести преимущества от ВТО, но только если на федеральном уровне будем развивать инфраструктуру оптовой торговли.
КСТАТИ
На конференцию был приглашен председатель правления крупнейшего в Европе оптового продовольственного рынка в Люблине (Польша) Ричард Новак. Он для начала выразил сожаление, что польский президент Лех Качиньский в свое время заблокировал вступление России в ВТО. Развитие рынков входит в национальную политику Польши, рассказал он. Государство дало возможность бизнесу создавать оптовые сети на льготных условиях, но те регионы страны, которые рассчитывали только на помощь властей, ждут ее до сих пор.