Годонимы – названия любых линейных объектов (улицы, переулки, проспекты и другие) в топонимике. Сегодня мы вспомним людей, именами которых нужно было бы назвать, скорее, не земные дороги, а «тропинки» в небе. | ||
Вертолёты Миля |
||
|
||
В 16-летнем возрасте, после окончания коммерческого училища, Михаил поступил в Сибирский технологический институт в Томске. Там он активно включился в работу планерного кружка. Его первый полет был осуществлен на легком одноместном планере, который он сам с друзьями и построил.
Вскоре дало о себе знать еврейское происхождение, а также доносы особо рьяных «товарищей». В 1927 году Михаил оставил учебу, переехал в Новосибирск, где около года трудился рабочим в кожевенной лаборатории. Годом позже Миль поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске. В период с 1941 по 1943 годы Михаил Миль находился в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области. Занимался вопросами усовершенствования боевых самолетов, улучшением их устойчивости и управляемости. В 1943 году вернулся вместе с семьей в Москву и по 1947 год трудился в должности научного сотрудника, начальника лаборатории №5 в ЦАГИ. Затем стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный трехместный вертолет Ми-1. А с 64-го Михаил Миль стал уже генеральным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. Он был очень одаренным человеком. Но главное – разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. На вертолетах его конструкции установлено 60 мировых рекордов. Самолёты Туполева |
||
|
||
На заре Октябрьской революции Туполев работал в первом в России авиационном расчетном бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.
После победы большевиков вместе с В 36-м Андрея Николаевича назначили первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности. А годом позже выдающегося авиаконструктора арестовали по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции. Приговор вынесли только 28 мая 1940 года: 15 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившем название «Туполевская шарага». Летом 41-го Туполева досрочно освободили со снятием судимости. Отправили в Омск, где назначили главным конструктором завода №166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР и где он сумел восстановить конструкторское бюро. Основными задачами в годы войны стали доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2 (Пе-2). Было построено свыше 2500 экземпляров этого самолета. В 1943 году Андрей Николаевич вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода №156, где и была создана главная база ОКБ А. Н. Туполева. В 53-м Андрей Николаевич стал академиком АН СССР, а 56-м – назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. В гражданском авиастроении Туполев создал первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолет Ту-114, ближние и средние магистральные самолеты Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Самолеты Туполева стали основой парка крупнейшей авиакомпании мира «Аэрофлот», экспортировались в десятки стран… Умер Андрей Николаевич 23 декабря 1972 года. Добавим, что его именем назван и Казанский авиационный институт. |