Сегодня, 25 ноября, один из ведущих банков Татарстана – ОАО «АКИБАНК» – отмечает очередную приятную дату – 20-летие. Что и говорить, возраст серьезный, к нему учреждение подошло с внушительным багажом больших и маленьких побед. А куются эти победы, конечно же, коллективом – каждым из 900 сотрудников АКИБАНКа. |
||
|
||
Почему-то принято считать, что работа в банке – непыльная и… как бы это сказать… не слишком увлекательная: цифры, цифры, цифры… Вся жизнь заместителя председателя правления ОАО «АКИБАНК» Ранизи Башировой опровергает этот стереотип. Встретившись с ней, «Неделя» узнала: без призвания в профессии банковского сотрудника делать нечего. Но если ты в нее пришел, она тебя уже не отпустит, ибо такого простора для творчества ты не получишь больше нигде.
В банк привела – Ранизя Вакифовна, мы встречаемся в канун дня рождения АКИБАНКа. Как журналисты, постоянно освещающие банковскую тематику, уверенно можем сказать: здесь работает команда профессионалов. Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в этой команде? – В банковскую сферу я пришла… как-то экспромтом. Дело в том, что я очень любила заниматься математикой: могла часами копаться в задачках и уравнениях! Самые высокие оценки всегда получала по геометрии и высшей математике. Зная, что в экономическом вузе таких вещей будет очень много, я и по-ступила туда, но в тот момент совершенно не представляла себе своей будущей профессии. А вот когда пришла на работу в банк и углубилась в цифры и аналитику, поняла, что это еще интереснее, потому что здесь есть и математический расчет, и анализ, и прогнозирование, и работа с людьми… Ильдара Хайдаровича Галяутдинова (председатель правления ОАО «АКИБАНК» – прим. ред.) я знаю еще со времен совместной работы в «Каминбанке». Когда он ушел оттуда, Когда «Каминбанк» обанкротился, меня назначили конкурсным управляющим: я продавала активы, с помощью вырученных средств вела расчеты с вкладчиками и прочими кредиторами. Когда встал вопрос о продаже здания банка, первым делом предложила его Ильдару Хайдаровичу. Он купил его не сразу, – Четверть века вы не изменяете своей профессии! – Не вижу в этом ничего удивительного: работа ведь интересная. |
||
Небо и земля – А чем она интересна? – Тем, что в ней много простора для творчества. Это может показаться удивительным, но без творческих подходов удержать клиента в банке на протяжении длительного времени практически невозможно. Творчество присутствует у нас и в разработке и сопровождении новых продуктов и услуг, и в подготовке персонала, и в обслуживании клиентов. У нас даже создаются специальные проектные группы, которые прорабатывают, а потом ведут от начала до конца тот или иной проект. Порой приходится подключать и артистические способности, и быть дипломатом, чтобы убедить в чем-то клиента. Разные ситуации случаются у людей, и бывает очень приятно помогать им, используя банковские инструменты. – Банки советские и современные – это… – … это небо и земля. Я не знаю ни одной другой сферы, где бы так вырос уровень автоматизации процессов. Скорость обработки информации у нас просто баснословная. Помню, как в Стройбанке по итогам каждого дня печатались вручную длинные «портянки», документы носили килограммами. Представьте: количество операций, проводимых целым советским банком за месяц, теперь можно сравнить с объемом работы одного отделения по обслуживанию физических лиц! Только один операционист АКИБАНКа обслуживает за день порядка 100 человек, а в пиковые нагрузки – до 300. Раньше это было немыслимо. |
||
|
||
Молодёжь – У молодежи есть такой стереотип: работа в банке – высокооплачиваемая, престижная, непыльная. А есть ли обратная сторона медали? Каких качеств требует от человека эта специальность? – Прежде всего, постоянной работы над собой. Если ты обслуживаешь клиентов, ты должен быть приятным не только внешне, но и внутренне: уметь себя преподнести и разговаривать с человеком на одном языке. Во-вторых, работа с материалом. Нормативная база в нашей сфере очень обширна, и, не зная ее, в банке нечего делать. Огромная составляющая характера банковского работника – усидчивость. Не обойтись и без инициативности, ведь только ты, находясь на своем месте и от и до зная свое направление, можешь четко представлять, как улучшить его работу. Наконец, это большая ответ-ственность. Каждому банковскому сотруднику, независимо от должности, нужно помнить, что он – визитная карточка банка, и каким будет произведенное им впечатление, таким оно останется о банке в целом. Конкуренция в нашей отрасли высока, и порой эмоциональная составляющая в определении «своего банка» выходит у клиентов на первый план. – Молодежь держится за свои места? – Конечно. Причем, если сравнивать молодежь моего поколения и нынешнюю, то у последней амбиций намного больше. Но вместе с тем эти ребята – уже прагматики и технократы, у них совершенно иное мышление, и мне это очень нравится. Получается такая интересная синергия!
|
||
|
||
Мультик – По опыту своей работы можете ли вы сказать, что финансовая грамотность населения растет? – Сложно сказать. В основном люди получают довольно ограниченную, если не сказать однобокую, информацию. И в общем-то, чтобы «капитально» и повсеместно повысить финансовую грамотность россиян, нужно начинать преподавать ее азы уже в школе. В Германии, например, один из крупнейших банков – Сберегательный банк – разработал целую программу вовлечения детей в экономические вопросы: в комиксах и мультиках малышам просто и доступно объясняют, что такое банк, банковские услуги, как можно использовать банков-скую карту, и так далее. Было бы здорово, если бы что-то подобное появилось и у нас. – Но все-таки продвинутая часть населения следит за финансовой ситуацией в стране и в мире с тем, чтобы, ориентируясь на нее, не только сохранить свои сбережения, – Если у вас есть какие-то насущные потребности – например, квартира или автомобиль, – лучше всего взять кредит. Внести свои сбережения в качестве первоначального взноса и получить необходимое. Если же у вас все есть и вам нужны долгосрочные инвестиции, можно присмотреться к золоту, поскольку его показатели уверенно растут. Нужно только помнить, что эти инвестиции принесут доход не сию минуту, а спустя годы. Не знаем, чего ждать – В ближайшее время Россия должна вступить в ВТО. На ваш взгляд, как изменится рынок финансовых услуг, – Подготовиться к этому просто невозможно. Мы ведь даже всех последствий для себя пока не представляем. Есть общие правила игры, по которым мы от этого шага получим сплошную пользу: открытые границы, хорошие цены, возможные инвестиции, но… Куда будут уходить доходы от этих инвестиций?.. Кроме того, скорее всего, европейские банки начнут активно открывать в России свои филиалы и подразделения, а значит, кредиты для населения станут более доступными, но… своя собственная финансовая система может попросту не справиться с этой конкуренцией и остаться не у дел. – За ситуацией следите? – Конечно. В АКИБАНКе есть департамент управления банковскими рисками, который как раз-таки проводит мониторинг текущей ситуации и дает свои прогнозы. Но предсказать что-то с определенностью пока очень сложно. Тем более, АКИБАНК – негосударственное учреждение. Мы работаем в высококонкурентной и весьма агрессивной среде, и это нелегко. Конечно, очень бы хотелось остаться на плаву и при этом сохранить лицо. |