«Умные» технологии придут в Набережные Челны в Новом Году

Уважаемые читатели!
В прошлом номере «Недели» мы опубликовали первую часть «круглого стола», посвященного развитию Интернета и Интернет-услуг в Набережных Челнахи Татарстане.
 

Один из главных проектов Набережных Челнов – IT-парк
 

Специалистов, которых мы пригласили к обсуждению этого вопроса, получился интересным: живым, эмоциональным, а для нас, журналистов, и весьма познавательным. Не всегда наши гости соглашались друг с другом, но в том-то и прелесть «круглого стола» – в множестве мнений и в истине, которая, как известно, рождается в споре… Предлагаем вашему вниманию окончание нашего материала.

Ставка – на IT-парк

– Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Без него невозможно планирование работы, движение и подписание документов и многое другое. Устраивает ли сегодняшнее качество связи администрацию города?

Директор МАУ «Центр информационных технологий» г. Набережные Челны Михаил Бобошко:

 

– При решении муниципальных задач мы вынуждены загонять себя в определенные рамки и по скорости, и по объему передаваемой информации. Если говорить об Интернете, который работает непосредственно в городской администрации, то его предоставляет компания «ЭР-Телеком, выигравшая тендер. Если говорить о серверах, где располагаются все муниципальные ресурсы, тут свои услуги предлагает «Таттелеком», причем на достаточно выгодных условиях. Отмечу, что сегодня это единственная в Набережных Челнах компания, где можно поставить сервер. Думаю, в ближайшее время по-требность в подобных услугах будет только возрастать.

В 2010 году мы открыли МАУ «Центр информационных технологий». Задача была простая – переделать сайт города Набережные Челны. Когда возникла обратная связь с населением, пришло понимание того, как информационные технологии могут облегчить эту связь и усилить контроль за исполнением административных задач. В этом направлении мы сейчас и движемся.

Одним из важнейших проектов для нас является строительство IT-парка. Что и говорить, значимость этого события для города переоценить просто невозможно. И здесь есть хороший повод посотрудничать и с мобильным Интернетом, и с проводным. Нам необходимо создать в IT-парке благоприятную среду для развития всех видов связи, а также организовать сотрудничество с профильными министер-ствами Татарстана и России.

Сделав это, мы сможем дать старт серьезному развитию в Набережных Челнах именно IT-спектра. Тогда и появятся услуги, для продажи которых понадобится помощь провайдеров, и уже можно будет вести речь о том, чтобы зарабатывать на контенте, как это делают Yandex и Google.

Вы спросите: а что сейчас? Сейчас подписано соглашение о том, что «Центр информационных технологий» станет одной из основных, якорных компаний будущего парка. Министр связи и информатизации РТ Николай Никифоров поставил задачу: уже проводить работу по подбору резидентов, чтобы сделать некий срез, который позволит нам сформировать стратегию развития IT-парка. Мы и сами очень хотим, имея перед глазами живой опыт создания казанского IT-парка, поднять такой же масштабный проект в Набережных Челнах.

 

Цензура в Интернете ограничивает нас в правах, но как защитить детей от запретных сайтов?..
 

Кто кого «съест»?

– В последние годы мобильный Интернет развивается бурными темпами, и складывается впечатление, уже начинает конкурировать с проводным. По вашему мнению, не случится ли так, что, в конце концов, один вид связи «съест» другой?

Михаил Бобошко:

– У каждого провайдера есть свой сектор услуг, причем и у проводных, и у беспроводных, и у мобильных. И мы видим, что год от года потребность в пропускной способности каналов растет. Но, кроме скорости, есть еще такие вещи, как стабильность, надежность, простота обслуживания. От них никуда не денешься.

Мобильный Интернет востребован там, где необходима оперативность. Беспроводные технологии – там, где сложно и дорого строить каналы, а проводные «увязаны» с какими-то сервисными услугами – телевидением, IР-телефонией. На мой взгляд, в любом случае будут развиваться все направления, и потребность в них будет только расти.

Директор компании «МегаФон» в Набережных Челнах Виктор Филатов:

– Мы неизбежно движемся к универсальности. И мобильная, и проводная, и беспроводная связь сливаются и становятся единой технологией.

Директор ИК «Финам»
в Набережных Челнах Виктор Разинков:

– Ну, это вы говорите о ближайшей перспективе! Но если заглянуть на десяток лет вперед, проводные линии едва ли останутся.

Виктор Филатов:

– Вряд ли… Я думаю, все-таки они будут. Частоты ведь не вечны: их тоже можно расширять только до какого-то предела.

Когда телевизор
«зависает»…

– Сейчас довольно много говорится о телевидении качественно нового уровня – HDTV. Что необходимо для его внедрения в Набережных Челнах?

Коммерческий директор Регионального Центра Волга компании «Энфорта» Александр Антонов:

 

– Для того, чтобы передать по проводным сетям HDTV-технологию, ширина канала требуется небольшая – около 10 мегабит, плюс высокая надежность и обеспеченная скорость. Однако как пользователь такого HDTV-канала могу сказать: очень непривычно видеть, что телевидение «зависает», а картинка стоит. У нас подключено всего три дома, и то канала не хватает…

 

Заместитель начальника по коммерции Набережночелнинского ЗУЭС ОАО «Таттелеком» Рамиль Газизов:

– Но каналы развиваются! Мы уже запускаем широкополосный канал для телевидения повышенного качества. Зимой планируем завершить эту работу.

SMS как способ
отключения утюга

– Все больше самых разнообразных услуг предлагается на базе Интернета. Каких новых «сюрпризов» следует нам от него ожидать?

Виктор Разинков:

 

– Есть такое устройство
(в основном в США), как «умный холодильник», составная часть «умного дома». В нем предусмотрены специальные места для масла, яиц, молока. И как только что-то заканчивается, холодильник автоматически размещает заказ в Интернет-магазин – и на дом привозят необходимые продукты.

 

Виктор Филатов:

– Да, такие услуги уже есть и постепенно набирают популярность. У нас даже имеются специальные «гаджеты»: например, розетка, которая управляется посредством SMS-сообщений. С ее помощью можно включать и выключать хоть холодильник, хоть кондиционер. При этом пользоваться таким устройством может вся семья.

Рамиль Газизов:

– Уже сегодня многие мировые производители бытовой техники выпускают утюги со встроенным управлением. Как они действуют? Покупаете утюг, к нему прилагается сим-карта. Вставляете ее в утюг и… можете включать и отключать его SMS-сообщениями.

Клиентов надочем-то привлекать

– Скоро ли к нам придут все эти «умные» технологии?

Виктор Филатов:

 

– Оглянуться не успеете, как придут! У нас в компании, например, на днях было создано подразделение, которое будет заниматься инновационными услугами: внедрять существующие «гаджеты», изобретать новые. Что такое сегодня мобильный телефон? Рынок ими перенасыщен! А клиентов ведь надо чем-то привлекать. Потому мы и придумываем различные сервисы, «гаджеты»: если сегодня не развиваться, завтра будешь позади.

 

Год назад мы делали прогноз роста трафика, но и представить себе не могли, что за это время все может так измениться! Если в 2009 году мы за месяц потребляли 15 Тбайт, то сейчас этот же трафик «уходит» за три дня. А 20 лет назад мы сотовый телефон даже в руках не держали. Технологии развиваются стремительно.

Буквально в марте этого года наш генеральный директор говорил, что скоро наступит эра планшетников и смартфонов и что неплохо бы и компании «МегаФон» выпустить свой планшетный компьютер… И вот на дворе декабрь, а я уже держу в руках это устройство.

Виктор Разинков:

– Согласен. Меня недавно поразил такой факт: ежесекундно в мире отправляется 1 триллион e-mail’ов и 2 триллиона SMS-сообщений. Каждую минуту видеоархив в Интернете пополняется на 13 часов. Так что «умные» технологии нас настигнут, даже не сомневайтесь!

 

Отдавая детей
на лето в Интернет…

– Как вы, специалисты, относитесь к цензуре в Интернете, возможность которой в нашей стране сейчас активно обсуждается?

Виктор Разинков:

– Я думаю, если в Интернете введут цензуру или ограничения, как, например, это сделали в Белоруссии во время выборов или в Грузии в августе 2008 года, это станет существенным нарушением прав россиян. В то же время, насколько я знаю, в Интернете появились общественные организации так называемых «кибердружинников». Это люди, никак не связанные с властью, но добровольно вычищающие всю «грязь» из сети.

Виктор Филатов:

–Мы, например, выпустили уникальный сервис под названием «Детский Интернет», который позволяет фильтровать информацию, поступающую из Всемирной сети и оградить детей от нежелательного интернет-контента. Принцип действия «Детского Интернета» максимально прост: сервис блокирует доступ детей к нежелательным ресурсам, которые не входят в «белый список» из 800 тысяч проверенных русскоязычных сайтов.

Светлана Бачурина:

– «Дом.ru» тоже запустил сервис «Родительский контроль», он доступен абсолютно всем Интернет-абонентам. Взрослые могут выбрать одну или несколько из предложенных шести групп сайтов, которые будут блокироваться: нежелательный контент, игровые порталы, социальные сети и так далее. Востребованность «Родительского контроля» сложно переоценить. По статистике, в нашей стране Интернетом пользуются от 8 до 10 миллионов детей младше 14 лет. Около 70% из них выходят в сеть самостоятельно, без присмотра родителей или педагогов, а 40% посещают сайты нежелательного содержания.

Россия, конечно,
разная…

– На пресс-конференции в Германии западные журналисты сделали комплимент нашему президенту Дмитрию Медведеву: он был единственным среди глав европейских стран, кто не расставался с iPad’ом. Та же картина – и в руководстве республики, города. Неужели по информатизации Россия «впереди планеты всей»?

Виктор Разинков:

– Россия всегда медленно запрягает, но быстро едет. Если мы даже и позже начали пользоваться услугами Интернета, думаю, в конце концов, все равно выйдем в лидеры. По крайней мере, по числу активных пользователей мы уже обгоняем Европу.

Светлана Бачурина:

 

– В крупных российских городах проникновение проводного Интернета – 70% и выше, что сопоставимо с европейскими показателями. А вот кабельное ТВ (около 50% в крупных городах) в нашей стране представлено пока не так широко, как на Западе.

 

Виктор Филатов:

– Мы живем в очень прогрессивном регионе, во втором по величине городе Татарстана, и нам, наверное, сложно судить… Потому что есть места, где связи нет вообще. Например, буквально в октябре мы открыли две новые базовые станции в Азнакаевском районе, где до этого люди вообще были лишены какой бы то ни было связи!

Александр Антонов:

– Россия, конечно, очень разная… Например, если в Петропавловске-Камчатском у провайдера пропадет свет, Интернета не будет на всем полуострове. В Поволжском же регионе много операторов, и конкуренция высока. Уже за Уралом ситуация совершенно иная – там об HDTV люди и не мечтают! Хоть бы на сайт «ВКонтакте» попасть на приемлемой скорости…

О чём не знают
абоненты?

– С какими проблемами вам приходится сталкиваться при развитии Интернета?

Виктор Филатов:

– Раньше при развитии коммуникаций всегда применялись СНиПы. А сейчас, чтобы телефонизировать город, возникает много проблем. Взять новый район: никаких коммуникаций в нем нет… В архитектуре хоть города, хоть района это не предусматривается.
У меня есть хороший пример – Новосибирск. Там приняли постановление, определяющее порядок прокладки каналов. Это позволило не только упорядочить рынок коммуникационных услуг, но и привлечь инвесторов в построение каналов и, стало быть, увеличить объем вливаний в развитие связи.

Светлана Бачурина:

– Прежде чем проложить сеть в доме, провайдер должен провести согласование с каждым жильцом. Необходимо получить письменное согласие 67% жителей. Если в каком-то подъезде мы не набираем необходимого количества подписей, то его пропускаем.

Рамиль Газизов:

 

– Зачастую бывает и так: мы подписываем все документы, делаем проект, согласовываем, размещаем оборудование… А потом какой-нибудь жилец пишет: «В подъезде висит шкаф, установку которого со мной не согласовали. Оттуда излучение, жить невозможно». Дело доходит до суда, истец суд проигрывает, но он может подать апелляцию – и процесс продолжится… На одном подъезде мы так и застряли. Судиться ведь можно до бесконечности.

 

Светлана Бачурина:

– Несколько раз мы сталкивались с подобной ситуацией. Приглашали специалистов Роспотребнадзора, они делали замеры. Жильцы видели, что наше оборудование безвредно, и ситуация разрешалась.

Виктор Филатов:

– Мы с этим тоже сталкиваемся, но нет гарантии, что всегда и все будет заканчиваться так мирно. Случается, кто-то из собственников просто хочет на этом заработать и начинает строчить жалобы.

А мы, потратив огромные деньги на проект, согласование и размещение оборудования, вынуждены его переносить, оставляя при этом целый район без связи.

 

Авторы статьи: Павел Сергеев, Татьяна Гиматдинова.

 

Благодарим за помощь
в организации «круглого стола» руководство бизнес-отеля «РАССТАЛ».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*