В прошлом году органами местного самоуправления Набережных Челнов было рассмотрено примерно 10 тысяч обращений граждан, что по сравнению с 2012 годом больше на 17,5%. Мэр и руководитель исполкома рассмотрели 6580 обращений, заместители руководителя исполкома – 1660, главы районов – 1773. Как отметила Галиева Нафиса, начальник управления делопроизводством Исполнительного комитета, в последние годы количество обращений граждан постоянно увеличивается.
Люди жалуются по разным вопросам, что говорит о неэффективности работы местных чиновников. А ведь еще совсем недавно, в 2010 году, Минрегион России высоко оценил качество работы татарстанских чиновников, присудив этому региону первое место. Именно там чиновники круче остальных засучивали рукава, принимаясь за работу.
«Новая Неделя» в одном из своих прошлых номеров писала о том, как население само контролирует работу чиновников по ответам на онлайн-обращения. Так что же изменилось с тех пор? Как вернуть былую славу и повысить качество работы челнинских чиновников?
Увольнение за игнорирование обращений граждан
Именно такие радикальные меры предложил принять депутат-единоросс Михаил Золотухин. Он считает, что необходимо освобождать от должности чиновника, который оставляют без ответа более 10 обращений граждан.
Челнинцев в основном волнуют вопросы благоустройства, парковки автомобилей во дворах, нарушения правил торговли, качество работы ЖКХ и общественного транспорта. И многие из них так и остаются без ответа. Депутат предлагает ввести персональную ответственность!
«Каждый обратившийся житель города должен получить мотивированный ответ. Если его проблему невозможно решить сегодня, — некоторые вопросы могут требовать значительных финансовых затрат, — человек должен понимать, что его проблему исполком решает». – уточнил Золотухин.
Чиновникам нужен кодекс этики!
Такое мнение высказал депутат Госдумы РФ Ростислав Гольдштейн.
«Кодекс этики чиновников, проще говоря, предписания для представителей государственных органов власти на разные случаи жизни, позволит сформировать мораль в сфере госслужбы. Чиновник – это все-таки бумажная душа, ему необходимы конкретные, прописанные правила поведения, — отметил Гольдштейн. – С одной стороны, это механизм контроля за нравственностью и деятельностью госслужащих, а с другой – индикатор определения профпригодности. Если эти механизмы будут успешно функционировать, в обществе коренным образом изменится отношение к чиновникам, а значит, повысится качество их работы».
Подобные заявления кажутся смешными, их могут делать люди, не сталкивающиеся с бюрократическим аппаратом в нашей стране. Никакие кодексы не помогут повысить качество работы российских (и челнинских, в частности) чиновников. Тут нужны более радикальные меры.
Как улучшить качество работы чиновников?
Все прекрасно понимают, что российская система государственного управления далеко не идеальна. Мы говорим не только о коррупции, но и о неэффективности работы отечественных чиновников.
Существует три основных подхода урегулирования проблемы неэффективности госуправления.
Первый – повысить зарплату чиновникам. Логика довольно проста: дать столько, чтобы госслужащий не воровал, дорожил своим местом и прилагал максимум усилий для выполнения собственных обязанностей. Но в масштабах многомиллионной армии чиновников такое вряд ли возможно, так как ни одна страна не сможет обеспечивать эффективность госаппарата только деньгами – очень дорого. Однако данный подход крайне важен. Платить надо достаточно, поскольку нищенский оклад толкает на совершение противоправных действий. Но не стоит наивно полагать, что если госслужащие начнут получать больше, они станут лучше работать.
Второй – активнее наказывать провинившихся. Но, увы, и этот подход себя не оправдывает. Чем сильнее закручивать гайки, тем больше у чиновников будет поводов ничего не делать. Зачем ему брать на себя какую-то ответственность и принимать решения, если за них он может получить «по шапке»? Чиновник лучше будет бездействовать, так более безопасно. Вот такой парадокс.
В этом случае остается единственно результативный, однако самый сложный третий способ, заключающийся в следующем: чиновник откажется брать взятки и будет работать эффективно лишь тогда, когда действительно осознает личную ответственность перед Родиной и собственную роль в процветании страны, то есть когда станет патриотом. Только не на словах, а на деле. Госслужащий должен искренне поверить в полезность, важность и нужность своего дела, ставя его выше личных интересов. Этот вариант может показаться утопическим, но именно он принесет успех.
Исправить ситуацию в государстве способны только его граждане. Не население, не жители, а именно граждане (в истинном значении этого слова), которые осознают свою ответственность и готовы работать во благо своей страны, а не своего кармана. Объединенные общей идеей, они будут развивать и прославлять свой край.
Пока этого не случится, то ни кнутом, ни пряником не получится заставить чиновников трудиться эффективно. Они, в первую очередь, будут думать о собственном достатке, а не о проблемах местных жителей. Когда-то Отто фон Бисмарк сказал: «С хорошими чиновниками и плохими законами можно управлять государством. Но если чиновники плохие, не помогут даже самые лучшие законы». Задача общества – воспитать хороших чиновников.