Ждать ли «сюрпризов» от погоды?

Первое, на что обратил внимание этот собеседник, когда корреспондент «Новой недели» озвучил тему предстоящего разговора: «Я не занимаюсь прогнозами погоды, я их только озвучиваю!» Действительно, ведь мы разговаривали с ведущим прогноза погоды на телеканале «НТВ». Впрочем, как заместитель директора по научным вопросам Института географии РАН, Александр Беляев поделился некоторыми наблюдениями о том, какие природные сюрпризы готовит нам 2011 год.
 

 

Кто завоюет Татарстан?

– Александр Вадимович, вы сами верите долговременным прогнозам погоды?

– Нет. Прогноз погоды более чем на три дня вперед, – это от лукавого! (смеется). Тем не менее, есть вещи, которые можно предсказать. Например, какие-то качественные характеристики погоды. Известно, что мы живем в век глобального потепления. Так вот, в большей степени оно заметно зимой, нежели летом, и в северных широтах, нежели в южных. Поэтому логично, что чем ближе мы подбираемся к северному полюсу, тем отчетливее замечаем, что зима в тех краях стала теплее, по сравнению с предыдущими годами. Мало кто обращает на это внимание, но на севере Сибири, в Норильске, не так холодно, как на юге, в Новосибирске.

Кроме того, основываясь на знаниях о глобальном потеплении, мы можем смело заявлять, что значительно увеличивается количество осадков. Дело в том, что их объемы зависят от числа циклонов, которые рождаются в океане. А их с каждым годом становится больше. Мы живем при западно-восточном переносе: то есть погода передается с запада на восток. Она формируется в Атлантике и, в первую очередь, оказывается в Западной Европе, затем переходит в Восточную Европу, занимает центральную часть европейской территории России и так далее.

С другой стороны России – в Сибири, на Урале и в значительной части Поволжья – хозяйничает так называемый азиатский антициклон. Татарстан находится на западной периферии азиатского антициклона. Но если раньше основная масса осадков выпадала на Европу, небольшая часть перепадала западным районам России, а остатки доносились до Поволжья, то теперь более энергичные циклоны умудряются донести до Средней Волги больше осадков. Так, в Ульяновской области за несколько дней выпала почти месячная норма осадков.

– У нас была похожая ситуация…

– Еще бы! Нынче атлантический циклон атакует даже Якутию. Это просто фантастика! Какой же энергией надо обладать, чтобы не затихнуть где-нибудь на подступах к Поволжью?! Так что ваша республика теперь находится на переднем фронте борьбы атлантических циклонов и азиатского антициклона. Кто кого поборет, тот и завоюет погоду Поволжья!

 

Ледяной дождь – это красиво!

 

– Впрочем, глобальное потепление сопровождают не только осадки, – продолжил Александр Беляев, – но и резкие перепады температур. Утрированно я бы назвал этот процесс «шараханьем» из одной крайности в другую. Понятно, что мы живем не на экваторе, где погода круглый год одинаковая, а в умеренном поясе, с ярко выраженными четырьмя временами года. Но ведь и у этих сезонов есть свои закономерности. Так вот глобальное потепление сказывается и на них!

Из школьных курсов физики и химии мы помним, что подогрев ускоряет реакцию. По сути, глобальное потепление – это не что иное, как этот подогрев! Неслучайно мы все чаще сталкиваемся с экстремальными погодными явлениями. Прошлая зима преподнесла нам подарок в виде лютых морозов, а лето удивило Россию экстремальной жарой, которая, кстати, признана по итогам 2010-го природной катастрофой №1 в мире! Ну а нынешняя зима приготовила нам очередной сюрприз – так называемый ледяной дождь. То, что в конце декабря стало катастрофой для Москвы и области, специалисты включают в понятие «гололедные явления». Для Средней Волги они совершенно не уникальны. Так что жителей Татарстана этим наверняка не удивишь!

– Да, у нас эти ледяные дожди прошли значительно раньше, чем в Москве. Сильно пострадал от них, например, Заинский район…

– Самое интересное, что гололедные явления – это ведь красивейшее зрелище! Многие художники и поэты посвящали им свои произведения. Все эти веточки в ледяной, словно хрустальной, оболочке… Красота! А мы только катастрофу разглядели! Хотя нынешние гололедные явления действительно удивили своим размахом. Все-таки обычно они более локальные.

 

Надейтесь на лучшее, рассчитывайте на худшее

 

– За обильными зимними осадками, по логике, должно последовать весеннее половодье. Уже сегодня нас пугают всемирным потопом. Так ли он страшен?

– Значительная оттепель может оказаться и в «зимнем репертуаре». Нынешние наводнения в Германии и Франции – под стать весенним разливам! Так что и нас сия чаша не минует. Весенний же период в значительной мере определяется зимними условиями. Какая была зима? Сколько было оттепелей? Сколько в накопленном снеге ледяных перемычек? Ответы на эти и многие другие вопросы определяют размеры весеннего половодья.

То, что сейчас происходит с погодой, Александр Беляев называет
«шараханьем» из крайности в крайность

– Так ждать ли жителям Татарстана разливов Волги и Камы?

– Нет, скорее их малых притоков. Не думаю, что Волгу ждет нечто, чего она еще не переживала за свою историю. И хотя запасы снега в бассейне Волги превышают, по крайней мере, средние значения, зима еще может преподнести сюрпризы. Кроме того, многое зависит и от того, насколько дружной будет весна. Если все начнет таять одновременно, то серьезного половодья не миновать!

В общем, предлагаю надеяться на лучшее, но рассчитывать на худшее. А то мы почему-то все чаще боремся с последствиями, а не с причинами. И если в том, что касается паводков, специальные комиссии действуют довольно слаженно, то в остальном предотвращение рисков оставляет желать лучшего. Тем временем, еще в начале 2000-х годов в своем прогнозе МЧС обратило внимание на риск возникновения техногенных катастроф. Причем вовсе не из-за экстремальных погодных явлений, а, например, из-за износа большинства российских коммуникаций.

Так что дело даже не в сюрпризах, которые подкидывает нам природа, а в том, что мы к ним не очень готовы. Надо, чтобы каждая служба планомерно выполняла свою работу, и тогда мы, по крайней мере, сведем к минимуму негативные последствия экстремальных погодных явлений.

Конечно, легко все свалить на погоду! Только она – это лишь фон, который подчеркивает наши недоработки. Где тонко, там и рвется.

 

Надо быть начеку

– Вот и засушливое лето показало, что запасы зерна и картофеля в наших краях недостаточны. 

– Поволжью не привыкать к таким засухам. Вот и сейчас мы, по-моему, вступили в тот период, когда сохраняется высокая вероятность минимального увлажнения почвы. Хотя если вспомнить про «шараханье» из крайности в крайность, то нельзя исключать и противоположный процесс – обильные дожди. Погода в последнее время так и норовит нас озадачить! (смеется).

– И каких же, интересно, сюрпризов нам ждать от осени?

– Тех же дождей. А вот центральная часть России все еще не расквиталась с пожарами. Недавно прошли сообщения, что торфяники тлеют до сих пор, и есть прогноз, по которому они продолжат тлеть. Так что осень во многом зависит от того, в какое лето мы войдем. В любом случае надо быть начеку, ведь погода, как опытный шахматист, всегда хочет нас обыграть. И там, где у нас тонко, она обязательно победит. К слову, Татарстану нужно внимательнее следить за Волгой и Камой, их водохранилищами и плотинами. Волга с ее каскадами – это тот еще «Чернобыль»!

 

Я готов проиграть природе!

– Александр Вадимович, а откуда вы узнаете погоду на завтра?

– Я стараюсь прибегать к разным источникам. Есть среди них и альтернативные, например, официальный прогноз Гидрометслужбы, и народный календарь погодных примет. Мне кажется, что сочетание вариантов дает наиболее полную картину. Хотя я всегда готов к тому, что проиграю природе!

– Неужели погода застает врасплох даже тех, кто озвучивает прогнозы?

– Естественно! Угадайте, какой первый вопрос мне задают, когда я попадаю в гримерную компании «Метео ТВ», где, кстати, готовятся к эфиру очаровательные девушки, которые рассказывают о погоде на всех каналах российского телевидения? «Александр Вадимович, ну что? Каков прогноз погоды?» Я каждый раз смеюсь: «Девочки, просто прислушайтесь к тому, о чем вы говорите в эфире!»

Иногда подобными вопросами меня останавливают и на улице. Чаще всего в таких случаях я глубокомысленно смотрю в небо и говорю: «Погода завтра будет такая же, как сегодня». И самое забавное, что я в 70% случаев оказываюсь прав! Ведь если отбросить экстремальные явления, то мы, жители городов, мало зависим от погоды. Транспорт, короткие перебежки, офисы – все это позволяет нам не остаться наедине с природой.

Казалось бы, жители сельской местности зависят от погоды значительно больше, но парадокс: они интересуются погодой намного реже горожан. Наблюдая за этим, я пришел к выводу, что с каждым днем мы все сильнее отдаляемся от природы, и прогноз погоды – это та ниточка, которая еще способна поддерживать связь между нами и ею. Погода – это тот язык, на котором природа говорит с нами!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*