В марте исполнилось бы 92 года замечательному актеру и режиссеру Евгению Матвееву. Вклад великого киномастера в российское искусство «Новая неделя» решила вспомнить с киноведом Кларой Исаевой, работавшей с Матвеевым во ВГИКе и написавшей книгу о нем. |
||
На ходу учился режиссуре – Клара Михайловна, вы согласны, что Евгений Матвеев – народный актер, снимавший народное кино? |
||
|
||
А в 70-е годы было видно, что Евгений Матвеев способен стать народным режиссером, потому что он понимал, чего хочет зритель, и на ходу учился режиссуре. Лучше всего у него как у режиссера получились лирические картины – «Цыган», «Любовь земная». А в фильме «Судьба» мы увидели его лучшие кинематографические решения как режиссера: он был человек искренний, глубокий, эмоциональный и именно в «Судьбе» сумел это передать.
Первые же качества народного актера мы впервые увидели в его Макаре Нагульнове в «Поднятой целине». Сама картина не очень яркая, но образ, созданный Матвеевым, конечно, выделяется глубиной чувств. Образы советских персонажей были успешны для Евгения Семеновича еще и потому, что Матвеев был по-настоящему советским человеком, никогда не шел ни на какие политические компромиссы, все делал от души, и слова «Отдать жизнь за родину!» были для него не пустыми. Дело в том, что когда Матвеев пошел в армию, его отправили в пехотное училище в Тюмени, и он так хорошо учился, что его оставили в училище готовить командиров среднего звена. А на фронт так и не отпустили, хотя он постоянно писал заявления с такой просьбой. Он очень переживал, когда играл фронтовиков, что не был на войне, но играл все равно от души! – Наверное, лучший фронтовик в исполнении Матвеева – это Федотов в фильме «Родная кровь»? – Да, это одна из лучших его ролей. В этой картине после своих «размашистых» ролей Матвеев впервые показал, что может работать скупыми сред-ствами, и накопленные чувства его героя проявляются просто великолепно. |
||
«Матвеев переживал,
когда играл фронтовиков, что не был на войне, но играл всё равно от души!» |
||
Он не был политиком – Почему к современным темам режиссер Евгений Матвеев не обращался до времен перестройки, когда снял «Чашу терпения» и «Любить по-русски»? Почему его продолжала волновать тема войны – «Особо важное задание», «Победа», ведь фильмов этой тематики в СССР снималось немало? – Современность – наиболее трудный материал для любого художника, а разобраться в том, что происходило в стране за несколько лет до перестройки, Матвееву было трудно – он не политик, не философ, он – человек, всегда существовавший в чувственной сфере. К тому же и серьезных сценариев в то время не было. Война же для Матвеева была периодом, где все было предельно ясно и понятно – вот наши, а вот враги. А для осмысления современности нужна ох какая голова! Даже если взять «Любить по-русски», это все-таки придуманная история, пусть и развивающаяся в современно-сти по законам мелодрамы. Но народ это «проглотил», думая, что в наше время возможна борьба жителей села против незаконного захвата колхозной земли бизнесменами. – Вы отметили, что Матвеев был советским человеком, а он до самой смерти говорил, что остается коммунистом. Кто такой коммунист Матвеев? – Что значит коммунист? Сейчас это слово настолько заплевано, что говорить о человеке как о коммунисте, значит, запятнать его. Евгений Матвеев верил, что мы строим необыкновенно хорошее государство, что для этого можно не пожалеть жизни, поэтому и подавал заявление, чтобы его отправили на фронт. Коммунизм по Матвееву – это выкладываться полностью, не щадить себя и создавать блага для народа. Он создавал образы и фильмы. |