МОИ КУБИНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Владимир Соловейчик – бизнесмен, который в одиночку решил отправиться на поиски чего-то новенького. Выбрал Остров свободы – Кубу. И, по его словам, практически вернулся в 80-е годы прошлого века…
 

Старая часть Гаваны
 

Я сказал: «Поехали!»
и махнул рукой

Напомню, что я приехал на Кубу дикарем; первые сутки договаривался с местным водителем и гидом Сантосом, которого прозвал Санькой (а он и не возражал); на вторые – вынужденно гулял по Гаване, окунулся в воды Карибского залива и был обворован приотельными жуликами. И вот теперь, кое-как решив неожиданно навалившиеся проблемы, ждал своего провожатого по Острову свободы у подъезда гостиницы.

Сантос, как и обещал, подо-гнал убитую «Победу», которая наверняка застала нашего бровастого генсека, ровно к девяти утра. Но – вот негодник! – даже не вышел из машины, чтобы открыть мне дверцу и положить мой объемистый баул в багажник. За него это сделал невесть откуда нарисовавшийся привратник. Выполнив свою миссию, он, ехидно улыбаясь, протянул руку за чаевыми. Я, улыбаясь не менее ехидно, показал ему комбинацию из трех пальцев. Дескать, возьмешь чаевые у тех воришек, которые стащили у меня CD-плеер и цифровую фотокамеру! Он, скорее всего, жутко обиделся, однако вида не подал.

Я развалился на сидении рядом с водителем, накинул много раз латанную-перелатанную тряпочку, изображающую жалкое подобие ремня безопасности, сказал: «Поехали!» и махнул рукой. «Победа» захрипела, застучала своими застарелыми «косточками», чихнула пару раз, затем на удивление тихо и гладко покатила по улицам Гаваны.

 

Ретро-автомобили
улицы Кубы заполонили…
 

Товарищ Че

Что интересно, ближе к окраинам столицы стали часто попадаться бетонные заборы с разрисованными на них лицами какого-то очень знакомого человека. Причем эти же лица мне встречались и раньше – на плакатах в магазинах, например, или на уличных щитах любого предназначения: от рекламы чего-то там до портретов. Раньше, когда я был погружен в свои проблемы, эти лица как-то мало задевали, а теперь вдруг понял, что на меня со всех строго глядит товарищ Че, легендарный борец за свободу Эрнесто Че Гевара.

Тут уж я не выдержал, толкнул под бок Саньку левым локтем, а правый кулак вскинул в привет-ственном знаке, при этом чуть не пробив хлипкую крышу «Победы». Сантос только усмехнулся. Я потребовал остановиться, после чего мы с ним вступили в идеологический спор. Он из кожи лез, доказывая, что портреты и взгляды Эрнесто на Кубе «продвигает» лишь правящая верхушка – Фидель Кастро и его брат Рауль. А простые люди давно разделились на три лагеря – тех, кто разделяет взгляды Кастро; тех, кому все равно и противников всякого насилия вообще. К последним Сантос причислял и себя. Только, по понятным причинам, говорил об этом вполголоса.

– Пойми, Володья, этот Эрнесто вообще не местный, он докторишка из Аргентины, который приехал учить нас уму-разуму… Вот Ленин у вас в стране разве сейчас в почете?

Я в ответ выдал ему тираду о том, что у нас над товарищем Лениным, по крайней мере, так не издеваются, как над товарищем Че. И в подтверждение своих слов набросал ему портрет Эрнесто в виде ЧЕбурашки, который видел на ком-то за пару лет до нашего спора. Сантос одобрительно закивал головой. Чебурашку-то после пекинской Олимпиады 2008-го знал уже чуть ли не весь мир!

Видя, что спор затягивается, а «Победа» продолжает стоять, как вкопанная, я решил перенести дискуссию на поздний вечер и велел Саньку двигать дальше.

 

Рейсы свободы
После кубинской революции 1959 года более миллиона кубинцев бежали в США. Первая волна эмигрантов спасалась от революции. Вторая волна – «бальсерос» – от нищеты.
Конец первой волне эми-грации положил Карибский ракетный кризис 1962 года. С 1962 по 1965 год эмигрировали 30 тысяч человек. Иным кубинским семьям понадобилось 10, а то и 20 лет, чтобы воссоединиться…
С 1965 по 1973 год «рейсы свободы» позволили еще 400 тысячам кубинцам попасть в США, пока граница окончательно не закрылась. В 1980 году напряжение, вызванное запретом на эмиграцию, достигло критической точки. По некоторым данным, не менее 10 тысяч кубинцев укрылись тогда на территории посоль-ства Перу в Гаване, требуя выпустить их с острова.
Ситуация явно выходила из-под контроля, и Фидель Кастро объявил, что Куба больше не нуждается в «этих антиобщественных элементах». Для желающих эмигрировать был открыт порт Мариель. Из Майами пришла целая флотилия судов, чтобы забрать кубинцев. За одно лето 125 тысяч человек покинули остров. Вместе с ними Кастро выслал всех уголовников и душевнобольных.
52-летняя дочь кубинского экс-президента Фиделя Каст-ро – Алина Фернандес (одна из восьми официально признанных детей команданте) – сейчас тоже живет в США: она покинула Кубу 15 лет назад, но поддерживает связи
с родными и близкими.

Местный Лас-Вегас
и психолог Сантос

– Куда белому хозяину будет угодно? – спросил Сантос, словно мы с ним до того не обсуждали план нашей поездки.

Я бросил взгляд на карту и… вдруг захотел побывать в городке с заманчивым названием Сантьяго-де-Лас-Вегас. Тем паче, ехать до него от Гаваны было, как от Набережных Челнов до Нижнекамска. А что, думалось, погляжу, какие они из себя игорные дома Острова свободы. Может, по-ставлю пару баксов на красное.

Сантос, однако, вернул меня на землю. Во-первых, в этом самом кубинском Вегасе он несколько раз уже бывал, возил туда таких же любопытствующих, как я. И прекрасно знает, что единственное, на что там можно посмотреть, так это на сборище доходяг возле местного храма. Да еще отведать вполне приличного рома в таверне у Энрико.

Во-вторых, Лас-Вегас в переводе с испанского значит луга (травянистые поля) – как на Кубе, так и в Штатах.

В-третьих, раз уж мы с марш-рутом и в самом деле определились заранее, так он и будет его придерживаться. Поэтому сейчас мы никуда сворачивать не будем, а поедем по приличной дороге вдоль побережья до Матансаса. Это километрах в 120, как раз при небольшой скорости к вечеру доберемся. И чтобы совсем поднять мне настроение, Санек выудил откуда-то большую бутылку кубинского рома (мол, и к Энрико заезжать не нужно!), а потом воткнул в прикрученную проволочками магнитолу старенькую аудиокассету.

Ой, и хитрец же! Ром он купил заранее, в Гаване, на мои же деньги, но тут втюхал мне бутылку за 10 долларов. (Я потом узнавал – больше 5-7 она не стоит). Видимо, специально берег его до первой размолвки. Пусть он и лентяй, но психолог хороший. В этом я убедился, когда вслушался в песню, доносившуюся из динамиков. Бог ты мой, так это же «Плот» Юрия Лозы!

 

Тот самый Че
Полное имя Че Гевары – Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна. Этот латиноамериканский революционер был, оказывается, не только команданте кубин-ской революции 1959 года, но и засветился в операциях
в Республике Конго!
Че – это не имя, а, скорее, прозвище. Его он получил от кубинских повстанцев за характерное для аргентинцев междометие che, которое передает, в зависимости от интонации и контекста, различные чувства. (Кстати, Че на Кубе звали всех выходцев из Аргентины).
Сын архитектора ирландского происхождения, по матери он имел испанские корни. А смесь непримиримых ирландцев и свободолюбивых испанцев дает взрывоопасное сочетание! Под воздействием темпераментных кубинцев-эмигрантов, которых он лечил, Гевара быстро проникся революционным духом. И со временем примкнул к повстанческой армии Фиделя Кастро, боровшейся с режимом Батисто. Повстанцы в итоге победили. А Эрнесто стал самым приближенным к Кастро человеком.
Однако занимать большие посты в победившей стране ему быстро надоело, и он отправился через океан, в Республику Конго, затем в Боливию, где и был взят в плен 8 октября 1967 года. Тело застреленного Гевары было привязано к полозьям вертолета и доставлено в соседнее село Вальегранде, где его выставили напоказ прессе.
Латиноамериканцы начали считать Гевару святым и обращались к нему в молитвах «San Ernesto de La Higuera», прося о милостях.

Взаимовыручка
по-кубински…

Кстати, в бардачке «Победы» оказалось еще много кассет – от Элвиса Пресли до Владимира Высоцкого. Так что мы в два голоса горланили и «Love Me Tender…» и «Протопи ты мне баньку по-белому!..». Казалось бы, все хорошо… Да только старушка «Победа» наших радужных взглядов не разделяла. Вскоре под капотом что-то застучало, а потом дряхлая машина замерла, как вкопанная. Санек открыл капот, покопался, состроил по-клоунски печальную гримасу, присел на корточки. Неужто, придется ночевать прямо здесь, на обочине?! Или – хуже того – отменить поездку?!

Мимо нас проехал только один большой автобус, вероятно, с туристами. А вот грузовичок, набитый кубинскими крестьянами, счел должным остановиться. «Победу» обступили человек десять, и каждый давал советы. Водитель грузовичка, всех растолкав, сам залез под капот, что-то сказал по-испански, погрозил Сантосу кулаком, прогулялся до своего авто, вернулся с каким-то ремнем… Через минуту «Победа» уже радостно фыркала и снова рвалась на восток. Сантос виновато пожал плечами, затем спохватился, достал из кармана те самые 10 долларов, полученные от меня за ром… Но водитель грузовичка только похлопал его по плечу, и вся крестьянская братва, громко хохоча, отправилась дальше.

Кубинец, который не взял американские доллары?! Я почесал затылок. Либо он совсем тупой, либо – что скорее всего – со своих за мелкую услугу они денег не берут. Ну, чем местная деревенская взаимопомощь хуже нашей хваленой русской?

 

Домино – любимая игра жителей Острова свободы
 

Психолог превращается
в диктатора

Нам в срочном порядке пришлось покинуть Матансас – из-за Саньки, которому среди ночи вдруг вздумалось навестить бывшую подругу. А та, как оказалось, уже два года замужем. Со всеми вытекающими отсюда послед-ствиями. Короче, мы спешно ретировались, как экипаж «Антилопы-Гну» с трассы автопробега.

Сантос был раздосадован, а я только посмеивался: шут с ними, с городскими достопримечательностями, в Интернете смогу посмотреть, но вот таких впечатлений ни одна виртуальная сеть передать не сможет! Меж тем, проехав дальше на юго-восток, мы попали на совсем убитую дорогу. По замыслу моего гида, так и должно было быть. Он вез меня к какому-то «особенному» озеру, где я, якобы, «сойду с ума от радости и красоты окружающего мира». Трясясь по колдобинам, мы добрались до Манакаса – чуть ли не пивной столицы Кубы.

 

Водоем я осмотрел с помощью бинокля, оказавшегося в арсенале моего гида. Так себе озерцо; скорее, похоже на запруду в течении реки. Или водохранилище, типа Нижнекамского, только гораздо меньших размеров и более округлой формы. Так же, как и у нас, есть берега с застройками. Есть «зеленые» участки (на один из которых мы и спустились). Существуют – как ни печально – и вовсе загаженные производством места…

Ночевать остались на берегу. Глядя на звездное небо, мы с Саньком разоткровенничались. Я ему рассказал о том, что думаю о некоторых российских политиках, начиная с Никиты Сергеевича. А он мне – про то, как «кидал и разводил» туристов. Потом вдруг встал, стукнул себя в грудь и пафосно произнес:

– Боракоа, куда ты йедешь, Володья, того не стоит! Что ты там забыл?.. Там красиво, но там… глушь… это наша Сиберия. Растьет кофе, готовят какао… Что еще?.. Туда возят всех туристов, там их куча-пуча!.. Зачем?

Северное побережье, по которому я проложил основной маршрут, оказывается, самое лакомое место для туристов. А вот на юге страны – как раз то, что власти очень строго «не рекомендуют» показывать гостям из других стран. Особенно из тех, которые имеют хорошие отношения с Кубой и могут ей хоть чем-то помочь.
Сантос разошелся так, что «сдал» всех и вся на корню. В какой-то момент мне даже стало жутко: а не провокатор ли он, не наводит ли меня на откровения специально, чтобы я хаял его страну, свою, коммунистический строй и так далее. Только позже я понял: Сантос – хоть и лентяй, но психолог – просто «разводил» меня на то, чтобы далеко не везти! Берег, хитрюга, свою машину, свои нервы да и насчет финансов наверняка подумал – после такого теплого приема не буду же я требовать с него заранее вложенные деньги!

 

Фиделю Кастро уже за 85!
Кубинцы – народ смешанного происхождения. К моменту появления здесь испанцев остров населяли племена сибонеев, местных индейцев и индейцев, переселившихся с Гаити. Но в результате испанской колонизации они
в большинстве своем были истреблены.
Население Кубы составляет 11,5 млн. человек. Что касается формы правления, то Куба до сих пор – социалистическая республика, коих в мире осталось ой как мало! Живут островитяне, в основном, за счет туризма, экспорта сахара и никеля. И не стоит забывать об элитных сигарах! Правда, злоб-
ные северные соседи всячески стараются навредить. К примеру, ввели эмбарго, ограничив страну в доступе к важным рынкам и инвестициям. По-этому на Кубе острый дефицит валюты, топлива, удобрений и запчастей.
Однако мир не без добрых людей! Личный друг Фиделя Кастро – Уго Чавес – обеспечивает Кубу дешевой нефтью, ну, а та обеспечивает Венесуэлу медицинской помощью.
Исполнительная власть принадлежит председателю Государственного Совета (по сути – главе государства), который одновременно является и генеральным секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы. До некоторого времени этот пост бессменно занимал Фидель Кастро. Но после участившихся проблем со здоровьем он в 2008 году делегировал свои полномочия младшему брату Раулю. А сам периодически появляется по ТВ, чтобы все (и друзья, и враги) видели, что он вполне еще ничего. Хотя дедушке уже за 85!

Неожиданный
финал

На восток мы проехали еще совсем немного – каких-то 40 километров. Я заглянул на несколько ферм (гасиенд, в патио…), но у меня начало возникать впечатление, что Сантос возит меня чуть ли не по кругу. Потому, что… как там у англичан? «Все города похожи, как два пенса, но не похож на них, как шиллинг, Лондон!». Вот примерно нечто подобное. На шестой день после приезда интерес к Острову свободы у меня пропал. Я велел Саньке рулить обратно, в Гавану. Немного покатался с ним по городу. Поиграл в домино с местными парнями; поскитался по барам; вдоволь поплескался в водах Мексиканского залива…

Сантос пригласил меня к себе домой, на прощальный ужин. Мы неплохо посидели в компании его супруги и двух сыновей. В самом конце ужина у Санька заверещал мобильник. Он бросил взгляд на экран, вышел на балкон, но вскоре вернулся и… протянул трубку мне! На другом конце линии заливался хохотом мой давний приятель из Германии. Тот самый, который и присоветовал Сантоса в качестве водителя и гида. Если бы в тот момент у меня выросли руки длиной в океан, я бы этого приятеля точно бы придушил…

Как же я мог забыть, что у этого немчуры (с одесскими корнями, кстати!) есть целая сеть Интернет-знакомых по всему миру; что он периодически выезжает погостить то к одному, то к другому; что он большой любитель розыгрышей!.. Конечно, Сантос просто играл предназначенную ему роль в этом розыгрыше. Никакой растраты в ходе подготовки к поездке не было. Никакой по-други, из-за которой его чуть не убили, – тоже. А весь план розыгрыша придумал мой германский приятель. Который, кстати, помогал мне и с авиабилетами, и с бронированием гостиницы через Интернет…

Я пожал Сантосу руку – на мой взгляд – великолепному актеру. И посмеялся вместе с его супругой над пикантными особенностями наших приключений. Сантос вернул мне все до цента. В его глазах читалось искреннее сочувствие и желание хоть чем-то помочь…

 

О, ДАЙТЕ,
ДАЙТЕ МНЕ МОБИЛЬНИК!
В 2008 году к власти на Кубе пришел Рауль Кастро. С этого времени, согласно новому постановлению, обычным гражданам страны позволили приобретать мобильные телефоны. До этого сотовые телефоны могли иметь только работники зарубежных фирм или кубинцы, занимающие ключевые посты в государ-ственном аппарате. При этом раньше простые кубинцы, желающие обзавестись мобильным телефоном, обходили государственный запрет, оформляя телефоны на имя иностранных граждан.
В феврале 2008 года правительство Кубы разрешило распространять некоторые электроприборы, ранее запрещенные к продаже. Согласно первому указу нового президента Республики Куба Рауля Кастро, в список оборудования, допущенного к свободной продаже, попали компьютеры, видео и DVD-плееры, телевизоры, рисоварки, микроволновые печи и ряд других электрических приборов.
Остров свободы начинает оправдывать свое название?..

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*