В перерыве между ними Марина Леонидовна Гунаре — известный латвийский политолог, специалист в области рекламы, пиара, а также туризма Балтийской Международной Академии — побывала в гостях у «Новой недели» и откровенно рассказала о том, что заблуждалась относительно нашего города, следует ли верить политикам и как сделать Набережные Челны привлекательным для иностранных туристов. | |||
«Ваш город поразил современностью и функциональностью»
|
|||
|
|||
Чак-чак – это хорошо – Марина Леонидовна, в Набережных Челнах вы первый раз. С какой информацией о нашем городе и республике вы ехали сюда, что думают в Латвии о Татарстане? – Конечно, в Латвии знают о вашей республике. У нас есть общество татар, национальный ансамбль песни и танцев. К тому же у Балтийской Международной Академии, где я преподаю, тесные связи с Казанским государственным университетом культуры и искусств. К нам часто приезжали представители этого вуза и рассказывали о мусульманской культуре и традициях, религиозной архитектуре. Эти лекции были бесподобны и пользовались большим интересом у наших студентов и преподавателей! Также хорошие отношения сложились у нас с ИНЭКА. Недавно представители челнинского вуза приезжали к нам в Ригу, и завкафедрой рекламы и связей с общественностью ИНЭКА Ирина Комадорова угощала нас чак-чаком. Попробовав это блюдо, я подумала: чак-чак – это хорошо, а что еще интересного есть в Татарстане? К счастью, возможность получить ответ на этот вопрос представилась. Сейчас наши академии разрабатывают несколько совместных проектов, например, летом мыпланируем провести междисциплинарный студенческий лагерь. Не знаем, сможем ли позволить себе роскошь приезжать в Татарстан, потому что не все у нас так просто, но, думаю, продолжим приглашать к себе челнинских студентов и преподавателей. По крайней мере, хотя бы ваши студенты познакомятся с нашей страной поближе. У вас безбарьерное мышление – Совпали ли ваши представления о Татарстане, и в частности о нашем городе, когда вы приехали сюда? – Честно говоря, я думала, что Набережные Челны небольшой компактный город, а оказалось, здесь такие просторы и все в огнях. Рига очень маленький город с узенькими улочками, трассы рассчитаны максимум на две машины, трехполосного движения практически нигде нет. У старых городов тоже есть своя прелесть, но Набережные Челны поразили меня своей современностью и функциональностью. Здесь столько воздуха! Когда ты долгое время живешь в компактных условиях, а потом вырываешься на такие просторы, то понимаешь, почему здесь такой полет мысли. Мне понравился мультикультурализм татарстанцев. Для Латвии интеграция различных культур в общество – это большая проблема. Почти все проекты, направленные на это, были неудачными. Пожалуй, самой успешной рекламной кампанией, затрагивающей тему дружбы между представителями разных национальностей и культур, являются старые ролики о карте предоплаты «Золотая рыбка». В них показывается, как молодые люди живут, развлекаются и всегда говорят друг с другом на двух языках. Это ролик-долгожитель, он идет уже на протяжении нескольких лет и его хорошо воспринимают и латыши, и русские. Я постоянно говорю, что нужно жить в стиле этой «Золотой рыбки». Героям этих роликов неважно, какой ты национальности, на каком языке говоришь, для них нет преград, границ и ненависти. Для них есть только понимание, дружба и уважение индивидуальности друг друга. Я рада, что в Татарстане, таком разнообразном по национальному составу, есть такое единство общества. |
|||
Много знаний – много скорби – В прошлом году мэром Риги впервые в новейшей истории города стал русскоязычный политик Нил Ушаков. Почувствовало ли русскоязычное население латвийской столицы положительные для себя изменения? |
|||
– В октябре у нас состоялись муниципальные выборы. Виды агитации кандидатов были в основном такими же, что и пять лет назад, а результаты – весьма предсказуемыми… – Согласна с вами, что выборы стали предсказуемыми, и нужно искать новые формы предвыборной кампании, потому что и жизнь меняется, и люди меняются и их отношение к политикам тоже. У нас в Латвии наблюдается некоторая пассивность избирателей, потому что, по большому счету, так же, как и в России, все известно заранее. Есть партии-фавориты и все понимают, что они победят при любом раскладе. У них больше ресурсов и им проще раз за разом заявлять о себе. – Вы сами участвуете в выборах? – Да, но я к ним очень холодна. Есть такая избитая фраза: много знаний – много скорби. Я знаю, как можно довести кандидата до победы и не вижу целесообразности в своем участии в выборах как избирателя. |
|||
|
|||
Придумывайте легенды! – По-вашему мнению, как таким молодым городам, вроде Набережных Челнов, которые не могут похвастаться историческими достопримечательностями, привлечь к себе туристов? – С этим вопросом сталкиваются многие города, не только молодые. Например, Рига – красивейший старинный город, но такой маленький, там мало места для больших проектов. Конечно, нельзя ничего сделать на пустом месте. Однако есть энтузиасты, которые изобретают массу великолепных, но совершенно сумасшедших туристических проектов. Например, у нас придумали сделать Ригу городом, где родилась рождественская елка или создали музей барона Мюнхгаузена. Имеют ли эти факты какое-либо отношение к Риге? Кстати, не мы одни сделали на имени Мюнхгаузена туристический, не побоюсь этого слова, капитал. Любопытных проектов много, но нужно реализовать их так, чтобы они были интересны современному человеку. А ему уже неинтересно быть только зрителем, он хочет быть соучастником, поэтому, на мой взгляд, нужно делать акцент на интерактивных мероприятиях. Еще один вариант – деловой туризм. Он хорош, но не может успешно развиваться, если его не подкрепить еще чем-то. Мало иметь только деловой центр приличного уровня. Например, сейчас модно совмещать деловой туризм с медицинскими или косметологическими процедурами. Не зря почти во всех спа-центрах есть конференц-залы. Днем клиенты могут решать свои деловые вопросы, проводить совещания, а вечером – расслабиться или заняться здоровьем. – В советские времена турпоездки в Прибалтику были очень популярными. А много ли сейчас российских туристов посещает Латвию и как повлияли политические разногласия между нашими странами на туристический поток в вашу страну? – Да, у нас был период не очень активного сотрудничества. Это было связано с достаточно непростыми условиями визового режима, политическими сложностями, которые всегда влияют на туристическую привлекательность любой страны. Однако в этом году у нас наметился явный рост количества российских туристов, и можно сказать, что по числу иностранцев, посещающих Латвию, они находятся чуть ли не на первом месте. Интерес к Риге у россиян есть, причем не только ностальгический. Это меня радует, потому что Россия и Латвия очень близкие соседи, и если мы не будем обмениваться знаниями, опытом и туристическими потоками, это будет неправильно. |