Согласитесь, смелая заявка, особенно если учесть, что челнинцы и нижнекамцы уже как будто свыклись с мыслью, что уж наши-то города – одни из самых грязных… | ||
Мы попросили наших гостей подтвердить или опровергнуть наиболее распространенные убеждения, касающиеся чистоты наших городов. Вот что из этого получилось. |
||
Как хорошо, что мы… грязные! |
||
По данным «Российской газеты», такие промышленные центры, как Набережные Челны и Нижнекамск, входят в список городов с самой грязной атмосферой в России. |
||
Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин:
– Набережным Челнам и Нижнекамску уже давно приклеили обидный ярлык «грязных городов», хотя я с этим категорически не согласен. Я часто встречаюсь с людьми, веду активную пропаганду экологических знаний, преподаю в двух вузах, общаюсь со студентами. И ни один еще мне не сказал, что у нас грязный город! Каким образом дается оценка «грязный город»? Официальный орган – Гидрометбюро – при помощи двух своих стационарных постов, размещенных на челнинских перекрестках, замеряет пыль и сажу дорог, выбросы от выхлопных газов. Но ведь все это регистрируется в пределах дорожной площадки! Полагаю, если бы замер производили в выхлопной трубе, результаты были бы еще более впечатляющими… Просто не надо забывать, что есть законы природы, благодаря которым вредные вещества до наших квартир не «долетают». Они выветриваются, разбавляются, ведь у атмосферного воздуха есть способность к самоочищению. Кроме того, обратите внимание: проектировщики заложили наш город таким образом, что между дорожным полотном и жилыми домами у нас везде есть своего рода «санитарная зона». Так что мы дышим относительно чистым воздухом. Поэтому я считаю, диагноз, поставленный Гидрометбюро, правильный. Но только в части дорог. Загрязнение атмосферного воздуха – это действительно большая проблема, и зависит она, в первую очередь, от передвижных источников – двигателей внутреннего сгорания и топлива. И все-таки по мне, так пусть Гидрометбюро стоит на своем, как истукан, что Челны – грязный город! Но при этом решаются проблемы «чистого двигателя» и топлива, а приезжающие сюда люди открывают для себя чистый, благоустроенный город. |
||
Начальник Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ильмир Шафиков (на фото):
Огромные средства были потрачены на природоохранные мероприятия, и на сегодня объемы выбросов уменьшились на 22 тысячи тонн. Другое дело, что по объемам выбросов Нижнекамск пока продолжает занимать первое место в республике. Но я надеюсь, это все-таки пока… |
||
Спасение – «чистый двигатель» |
||
По мнению специалистов, чтобы экологическая ситуация в республике улучшилась, необходимо в ближайшие годы перейти на автомобили с экологически чистыми двигателями. |
||
Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин (на фото): |
||
Если в обозримом будущем мы выйдем на хороший двигатель, который бы позволил нам получить чистый выхлоп, – тогда все экологические проблемы Набережных Челнов решатся разом. В подтверждение своих слов назову буквально две цифры: в Набережных Челнах и Тукаевском районе – 122 тысячи автомобилей. «Благодаря» им 68 тысяч тонн вредных веществ «падает» на наши головы за год. Для сравнения: вред, наносимый стационарными источниками – «КАМАЗом», Набережночелнинской ТЭЦ и т.д., – 18 тысяч тонн в год.
|
||
Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:– Запущенная на «КАМАЗе» программа по газовым двигателям стандарта «Евро-5» почему-то приветствуется везде, кроме Набережных Челнов. Мы готовим партию автобусов с экологически чистыми двигателями в Тюмень, в Сочи, но в нашем городе я еще ни одного такого не видел. Конечно, они дороже обычных на 500 тысяч рублей – зато стоимость горючего вдвое ниже.
Вообще, на Западе переход предприятий на автотранспорт с электро- и газовыми двигателями поощряется материально и выгоден как производителям, так и покупателям. А в России такой системы, к сожалению, нет. Что касается экологии. Да, можно покупать новые стационарные посты, но это лишь «хвосты» технологического процесса! На мой взгляд, необходимо совершенствовать само производство. Государство должно как-то поощрять предприятия, которые уделяют особое внимание вопросам экологии. А у нас пока работает репрессивный аппарат: выбросили в воздух вредные вещества – нас наказали. Я понимаю, финансирование экологии сегодня минимально, но коль скоро предприятия платят немалые деньги, эти средства должны направляться конкретным адресатам. К примеру, «КАМАЗ» разрабатывает и защищает экопроект и получает под него финансирование из экофонда или (если уж не живые деньги) налоговые послабления. И еще. Посмотрите, какие дорожные знаки стоят в городе: проспект Чулман – ограничение скорости до 20-30 километров в час, то же самое – улица Усманова и ряд других. Вот вам и ответ на вопрос, откуда в нашем городе столько вредных выхлопов! Чем медленнее едет машина, тем больше горючего в ней не прогорает – следовательно, тем больше она его «выкидывает» в окружающую среду. |
||
А как у вас, «КАМАЗ»? |
||
Более 20 лет прошло с тех пор, как сгорел завод двигателей. А «нехорошие ветры», по мнению многих челнинцев, дуют с пепелища на город по сей день. И угроза нашему здоровью никуда не исчезла. |
||
Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин: |
||
Все разговоры о том, что нам до сих пор «аукается» пожар на заводе двигателей, – популизм чистой воды. У нас есть санитарная зона в 500 метров. Ее состояние мы постоянно отслеживаем, и я бы не сказал, что территория вокруг «КАМАЗа» экологически неблагополучна. Да, мы фиксируем загрязнение от автотрасс, потому что весь транспорт, идущий из Казани, проходит через нашу зону, да и роза ветров опять-таки направлена в нашу сторону… |
||
Химики: миллиарды на экологию |
||
Ну, о какой охране природы может идти речь, когда мы говорим «нефтехимия» и «нефтепереработка»?! Кажется, сами эти понятия насквозь пропитаны «вредностью»… |
||
Заместитель главного инженера ОАО «Нижнекамскшина» по охране труда, окружающей среды и производственному контролю Айдар Беляев: |
||
Сегодня каждая третья покрышка в России производится у нас. Кроме того, на средства ОАО «Татнефть» строится еще один завод проектной мощностью 1,2 млн. шин в год совершенно новой конструкции. Несмотря на то, что мы – крупное предприятие, выбросы «Нижнекамскшины» в атмосферу сравнительно невелики – они составляют около 3% от общих выбросов Нижнекамского промышленного узла. Тем не менее, объемы природоохранной деятельности у нас увеличиваются. Одно из главных наших достижений последних лет – мы перестали сливать свои стоки в Каму. В 1999 году предприятие освоило огромные средства – 35 млн. рублей, закупило и смонтировало оборудование и перешло на оборотное водоснабжение. В качестве подпитки используются дождевые и талые воды, а также небольшое количество из коллектора. Еще одна из последних побед: мы сократили объем выбросов в атмосферу на 30% и тем самым успешно выполнили требования постановления Кабмина РТ. Для этого пришлось внести изменения в процесс производства шин. Классическая технология такова, что, прежде чем соединять несколько резиновых деталей, надо их «освежать», чтобы они намертво прилипли друг к другу. Раньше в этом процессе применялся бензин – порядка 800 тонн в год. Потом мы применили новую технологию, которая позволила обойтись без него и при этом достичь той самой «монолитности». |
||
Начальник отдела окружающей среды ОАО «ТАНЕКО» Зиля Валишева: |
||
В качестве примера приведу такие цифры: при производстве российского дизтоплива максимально допустимый показатель серы – 500 условных единиц, а европейского – 10. Другой показатель – содержание бензола (к слову, это канцерогенный фактор). Так вот, в европейском топливе его в пять раз меньше, чем в нашем. Как говорится, почувствуйте разницу… Естественно, еврогорючее загрязняет окружающую среду гораздо меньше нашего. Это видно, даже когда едешь по дорогам в Европе: вдоль них растут деревья хороших пород. А у нас вокруг трасс природа деградирует.
|
||
|
||
Энергетики: опровергнем стереотипы!
|
||
Среди людей есть стереотип, что пар из труб ТЭЦ и ГРЭС наносит огромный вред и окружающей среде, и нашему здоровью. |
||
Представитель Заинской ГРЭС Дмитрий Ершов: |
||
Градирня, если в двух словах, – это обычный «бассейн», где вода разбрызгивается фонтанчиками, и за счет тяги воздуха, которая образуется в стволе градирни, быстро охлаждается, а водяные пары соответственно, уносятся в атмосферу. Градирня нужна только для охлаждения воды. Никаких процессов сжигания органического топлива там не происходит! |
||
Заместитель директора Нижнекамской ТЭЦ по экологии Рустем Большаков: |
||
Обычно наши предприятия энергетики работают на газе, поэтому летом, в теплую погоду, вы не видите дыма из труб. Многим кажется даже, что ТЭЦ не работает! Но такая уж у нас технология производства тепла и электроэнергии, что, работая даже на более чистом топливе, выбросы дымовых газов мы прекратить не можем, а людям кажется, что происходит страшное загрязнение. Но мы, конечно, не сидим сложа руки. Планируем и проводим воздухоохранные мероприятия. В основном эта работа заключается в повышении экономичности работы оборудования, а экономия топлива при той же энерговыработке приводит к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. |
||
Представитель Набережночелнинской ТЭЦ Виктор Коваленко: |
||
В периоды ограничения газа ТЭЦ использует резервное топливо – мазут. Доля сжигания газа на Набережночелнинской ТЭЦ с начала 2009 года составляет 95%. |
||
|
||
09.11.2009 в 10:31
"– Один из стереотипов, формируемых СМИ, – когда телесюжеты о технологических нарушениях на объектах энергетики – к примеру, на АЭС – обязательно сопровождаются картинкой градирни, из которой валят клубы пара."
Самое грустное, что это не просто СМИ (что можно было бы списать на компетентность), зачастую манипуляцию сознанием производят сами экологи, это просто таки фирменный стиль Экозащиты, например — страху нагнать любой ценой. Не рассказав и не показав до конца ВСЮ правду.