Агрессия, жирность и безвкусие – таковы черты сегодняшнего телевидения

21 ноября отмечался Всемирный день телевидения. «Новая Неделя» в связи с этой датой публикует интервью известного телережиссера Евгения Гинзбурга, который ушел из жизни 2 года назад.
 

«Я не верю в рейтинги: это какая-то хитрая выборка»
 

Зритель –
это не быдло

– Евгений Александрович, к какому состоянию пришло музыкальное телевещание?

– Хорошей музыки на центральных каналах практически нет: сейчас нас, к сожалению, сопровождает музыкальная макулатура, за исключением, конечно, канала «Культура», где музыка представлена во всей красе: и джазом, и классикой, и романсами. А вот когда я смотрю выступления поп-музыкантов, мне страшно. Хуже попсы – только музыка к нашим телесериалам. Как правило, в домах телевизор включен весь день, и даже если его не смотрят, то его слышат, а слышит человек оттуда только бездарную музыку с чудовищными текстами. Для человека это беда.

– Как с ней бороться?

– Телевидению надо перестать думать о зрителе как о быдле. В начале перестройки среди продюсеров дневала и ночевала фраза «Народ хавает». Фраза жуткая, блатная, но она означала, что народ теперь будет смотреть и слушать все, что ему дадут. Но не надо думать так про нас всех! Быдла в нашей стране хватает, но его меньше, чем нормальных людей. Формирование вкусов народа только в пределах Садового кольца и нескольких районов Питера – категорически неправильная политика, потому что россияне гораздо интереснее, чем себе представляют продюсеры.

– Вам не кажется, что в погоне за рейтингами именно о них продюсеры и позабыли?

– Я не верю в рейтинги: это какая-то хитрая выборка. Считать рейтинговой популярную программу я бы не стал: она является модной, потому что так считает канал, а для него главное – заработок, ведь это рекламное время. Да, без денег каналы существовать не могут, но ведь основные из них – федеральные! Я не понимаю: если они субсидируются государством, то почему их основной заработок – реклама? Я не продюсер и не руководитель канала, но вижу, что сегодня телевидение наносит вкусовой вред зрителю.

 

Телевидение
для домохозяек

– По-вашему, так и не появятся на Первом или «России» музыкальные проекты с качественной музыкой?

 

 

«Случай с Гришаевой – активная эксплуатация актера»

– В советское время народ перекормили классикой – ее на телевидении было так много, что на замечательную, по сути, музыку у советского народа возникла аллергия! Ее было просто немыслимое количество – и не только на телевидении, но и на радио. У человека не было выбора! Но сейчас ситуация обратная – у нас нет в музыке другого искусства, кроме попсового! На нелюбимом некогда в СССР Западе баланс музыки на ТВ как раз соблюден: там не идут на поводу у толпы – музыка есть для разных аудиторий. А у нас в попсу превращается не только музыка, но и цирк, и фигурное катание, и бальные танцы… Что же, интересно, еще мы будем размазывать по тарелке, чтобы манную кашу удобнее было есть?

Человек вправе выбирать свою музыку! Не пора ли нам уже сделать общедоступный музыкальный канал?

 

– Это должен быть государственный канал?

– Конечно. В него должны вкладываться деньги, независимые от бизнеса, на нем должна быть только социальная реклама. Именно этот канал должен формировать музыкальные вкусы. Уверен, что он станет популярным очень быстро.

– Зачем нам передачи о высоком искусстве, если в России появился канал «Культура»? Возможно, Эрнст думал именно так?

– Телепродюсеры могут объяснить криминал на ТВ так: «Мы же работаем не для УЗКОЙ аудитории, а для широкой!» Но даже мои студенты плюются, а ведь это тоже немалая аудитория – люди от 18 до 30 лет!

– Можно им поаплодировать – их вкусы ТВ не испортит.

– Можно, но ведь они хотят работать в этой сфере! Я заставляю их смотреть передачи, а в ответ получаю разносы! Как же так? Дневное телевидение создано для домохозяек, к которым обедать и ужинать приходят бандиты – это и есть телеаудитория?

 

«Максима Галкина стало так много,
что возникал вопрос: «Да сколько же можно?!»
 

Есть свобода,
но нет музыки!

– В новогоднюю ночь наше телевидение наверняка не обойдется без популярного в последние годы погружения в ретро-тематику. Отчего так часто «звезды» перепевают старые песни?

– Ретро-музыка, к которой сейчас делаются новые версии, гораздо лучше нынешних песен. Раньше работали удивительные композиторы, писавшие замечательную музыку с потрясающими темами, ходами, стихами. Это удивительно еще и тем, что таких произведений вообще тогда не могло быть, ведь не было свободы! А теперь есть свобода, но нет музыки и стихов!

– Значит, ретро-направление нашего телевидения, по-вашему, вынужденное, но правильное?

– Оно было бы правильным, если бы было кому петь! Кто-то из основных певцов уехал в Америку, а другие, увы, в полном забвении – зарабатывают в каких-то ансамблях, в церковных хорах, бегают с одного кастинга на другой… Мне больно, потому что я видел очень талантливых девочек и мальчиков, которые никому не нужны, даже после «Фабрики звезд».

– Но неужели даже те передачи, где зрители радовались встречам с кумирами 80-х – начала 90-х, ужасны?

– Аудитории интересно совсем другое – появился кто-то из прошлых кумиров, и зрители восклицают: «Ой, он еще жив!» А ведь он и постарел, и поет уже не так, и выглядит это чудовищно. В программах «Ты – супер-стар», «Музыкальный ринг НТВ» видно только желание столкнуть, уязвить, уколоть друг друга, либо иронически превознести, а это оплеуха и зрителю, и тому, кого туда приглашают.

– Как же выйти из этого тупика, в который зашло музыкальное телевещание?

– Пока государство говорит, что доверяет людям, управляющим телевидением, никак. Я не за советскую цензуру – от нее мы настрадались в свое время, – но я за цензуру совести: деятели телевидения, вы достаточно обогатились, а теперь подумайте о собственных детях! Но не в материальном смысле, а в духовном. Но эти слова лишь тогда дойдут до сознания, если они будут сказаны только Медведевым или Путиным.

– Вы верите, что телевидение лет через десять найдет правильный вектор своего музыкального направления?

– Думаю, что человеческое терпение не бесконечно, и свое «фу» вкусам центральных каналов мы все-таки выскажем. Мои друзья в социальной сети Facebook – а их у меня 500 – речь о российских каналах ведут очень редко. Почему? Потому что зритель устал от агрессии, жирности и безвкусия.

 

«Нас перекормили гришаевой»
– Евгений Александрович, в 70-е вы были автором и режиссером знаменитых «Бенефисов» – телевизионно-музыкальных программ с участием Савелия Крамарова, Татьяны Дорониной, Людмилы Гурченко, Веры Васильевой. Реально ли появление подобного жанра сейчас?
– Абсолютно реально, но скорее всего, я развил бы здесь свою мечту о телевизионном сюжетном мюзикле, который бы не превращался в конвейер. Россия никогда артистами скудна не была – у нас очень много молодых талантливых людей.
– Знаю, что вы не любите называть интересных артистов, но тем не менее, взяли бы вы для бенефиса Нонну Гришаеву?
– Нонна – прекрасная актриса, замечательная и глубокая, необыкновенно яркая, но снимать ее я бы не стал, потому что ею зрителя перекормили. Если она сама этого не поймет, она «погибнет», как и многие талантливые люди – как, например, Максим Галкин, которого стало так много, что возникал вопрос: «Да сколько же можно?!» Случай с Гришаевой – это не просто перекорм зрителя, но еще и активная эксплуатация актера, а ведь его талант не беспределен – появляются штампы, а потом и возрастная история: молодость-то заканчивается…

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Спасибо, госп. Гинсбург, за такую глубокую, анлитическую, пропитанную болью статью! Я, член Академии Грэмми США, будучи в жюри многочисленных конкурсов не только в Америка, но и и иногда в России, встречаю действительно множество юных талантов, подбирающий в свой репертуар в основном прекрасные песни. Очень жаль, что такие песни и исполнители на моей родине "не формат". Жаль и то, что такую талантливую молодёжь и не подпускают ни на радио ни на ТВ, потому что тогда должны будут подвинуться сегодняшние звёзды. А они, эти те звёзды, сидят сегодня в жюри и демонстрируют поющим детям своё "искусство" изображать пение под фанеру. Больно, очень больно!

  2. Спасибо, госп. Гинзбург, за такую глубокую, аналитическую, пропитанную болью статью! Я, член Академии Грэмми США, будучи в жюри многочисленных конкурсов не только в Америка, но и и иногда в России, встречаю действительно множество юных талантов, подбирающий в свой репертуар в основном прекрасные песни. Очень жаль, что такие песни и исполнители на моей родине "не формат". Жаль и то, что такую талантливую молодёжь и не подпускают ни на радио ни на ТВ, потому что тогда должны будут подвинуться сегодняшние звёзды. А они, эти те звёзды, сидят сегодня в жюри и демонстрируют поющим детям своё "искусство" изображать пение под фанеру. Больно, очень больно!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*