У успешного российского предприятия автопрома «КамАЗа» в этом году возникли вполне ожидаемые трудности. Низкая реализация в условиях кризиса последних двух лет стала тормозом для многих производителей. Решение этой проблемы для автостроителей Набережных Челнов выбрано топ-менеджментом «КамАЗа» настолько же традиционное и непопулярное, как сама проблема. График работы предприятия был существенно подкорректирован в сторону сокращения.
Семь рабочих смен в месяц
До последнего времени оставались надежды на двенадцать рабочих дней в месяце (по три каждую неделю). Такой график действовал с марта 2015 года. Но за первый летний месяц персонал предприятия отработает всего семь дней. Чаще трудиться не имеет смысла. Пять свободных дней сотрудникам предложено получать две трети средней заработной платы. За первый квартал текущего года доходы персонала в среднем сократились на треть и составили 23 тысячи рублей. В прошлом году они средняя зарплата составляла 29 тысяч рублей.
Но планировать работу предприятия на долгосрочную перспективу невозможно: слишком изменчив рынок. Покупатели и заказчики техники тоже находятся в непростых условиях. Им приходится откладывать приобретение новых машин, несмотря на то, что потребность в них имеется. Они вынужденно используют технику, уже выработавшую свой ресурс, или же покупают грузовики на рынке подержанных машин.
Рынок неумолим. В июне он готов вобрать и превратить в живые деньги лишь определенное количество грузовых машин, на выпуск которых заводу необходимо только семь рабочих смен. Те, кто вспоминают советские времена, просто не хотят понять, что государство занималось тогда самообманом, делая абстрактные производственные планы. Экономику не обманешь.
Высвободившееся рабочее время предполагается потратить с пользой, а не просто превратить в дополнительные выходные. Администрация организовывает временную работу для персонала. Проводится упреждающее обучение новым специальностям. В таких работах на предприятии заняты более 16 тысяч человек.
Лидер – всегда лидер
Но даже в такой непростой ситуации «КамАЗу» удается оставаться лидером российского рынка грузовых машин. Его ниша – чуть больше половины общего количества грузовиков в стране. С начала этого года (четыре месяца) компанией реализовано 5 628 машин. По сравнению с прошлым годом он снижен на 44 процента. Рекордное падение продаж дал апрель: продано 1200 машин (44 процента по отношению к апрелю прошлого года).
Топ-менеджеры «КамАЗа» настроены оптимистично, полагая, что за спадом неминуемо следует подъем. Возможно небольшой, но ситуация должна улучшиться. Надеяться на рост продаж можно. Ситуацию на рынке улучшит госпрограмма по поддержке предприятий отечественной автомобильной промышленности и менее жесткая кредитная политика Центрального банка РФ.
Состояние рынка
На «КамАЗе» в 2015 планировали продать более 26000 грузовых автомобилей. Основные надежды возлагают на инновации. Планируется совместное с «Газпромом» развитие «газомоторного направления». Но опыт зимних и весенних месяцев показывает, что состояние рынка продаж грузовиков хуже прогнозируемого, что заставляет сокращать и без того куцый рабочий график предприятия.
Отечественный рынок грузовиков с начала года уже просел на 46%. Всего продано чуть больше 17000 коммерческих автомобилей. Если брать тяжелую технику в интервале от 14 до 40 тонн, то ситуация еще хуже. Просадка составила около 60%. Падение только ускоряется: этот показатель почти вдвое больше в марте, по отношению к январю (50 и 28% соответственно).
Пути выхода
На «КамАЗе» рассчитывают выбраться из кризиса за счет расширения модельного ряда автомобилей. Разнообразие предложения всегда благотворно сказывается на продажах. Так же должна помочь реализация в стране программы импортозамещения.
Маркетологи предприятия полагают, что положение на рынке грузовиков зависит от макроэкономической ситуации в России. Центробанком уже заявил о снижении ключевой ставки, к которой привязаны коммерческие процентные ставки по кредитам. В идеале государство возьмет на себя компенсацию части процентов ипотечных кредитов, восстанавливая рынок жилья. Оживет строительство, которому требуется новая техника. Правительство РФ уже осуществляет антикризисный план, нацеленный на инвестиционные проекты по докапитализации банков, крупных организаций, занимающихся кредитованием, на поддержание агропромышленного комплекса, жилищного строительства, жилищно-коммунальных служб, реального производства.
Пока «КамАЗ» не утратил своих позиций по сравнению с другими автопроизводителями. Он находится на одиннадцатом месте в мире по производству тяжелых грузовиков и на восьмом по выпуску дизельных двигателей. Важно, чтобы местное руководство, которое сейчас особенно активно уповает на сильные стороны Республики, не забывали про «КамАЗ». Трудности, которые предприятие переживает в настоящее время, по большей части следствие падения курса рубля по отношению к иностранным валютам, а не просчеты топ-менеджмента.
22.06.2015 в 19:30
Конечно хорошо, что КАМАЗ в таком ключе развивается. Но что раньше, что сейчас — проку от этого нет. У них техника только на гос закупы, на пару лет и идет. Себе бы я любого камаза не взял. Лучше переплатить если на то пошло или найти приемлемый вариант и кататься себе спокойно.
Не так давно брал похожий тягач http://truck-platforma.ru/renault-premium-0
Ничуть не жалею потраченных денег.