В конце августа этого года отмечается десятилетие Казанского метрополитена — самого молодого в России. Кроме официальных мероприятий, к празднованию решили подключится и любители квестов. Что ж, квест — занятие современное и, как утверждают его организаторы, веселое.
Подземные зомби
Казанцы — не первые в России, кто решил отметить круглую дату своего метро проведением квеста. До них это сделали москвичи, отмечая восьмидесятилетие московского метрополитена. Правда, в столице России не было того размаха, на который рассчитывают в Казани. Москвичи получили возможность скачивать через приложения вопросы, связанные с историей станций. В зависимости от состояния своих знаний участники игры «взламывали» коды и переезжали на следующие станции. Для самых успешных игроков были предусмотрены призы — проездные билеты. Рядовые пассажиры наверняка не подозревали, что в их ряды затесались игроки. Все прошло чинно и благородно.
В Казани 27 августа будет иной сценарий — апокалиптический. Именно в этот день поездки в Казанском метро для некоторых активных горожан превратятся в увлекательную игру, в которую поневоле окажутся втянуты и другие пассажиры. Слабонервным лучше оставаться дома или пользоваться услугами наземного транспорта. Дело в том, что квест, которому присвоено название «Казанский сталкер», построен на допуске, будто бы весь остальной мир поразил неизвестный вирус, он превращает людей в живых мертвецов — в зомби.
Якобы, спастись от этой заразы удалось лишь казанцам, оказавшимся в метро. Участники игры должны не только выживать в тоннелях, названных организаторами почему-то мрачными, но и искать подземный лагерь тех, кому удалось укрыться под землей от вируса и безжалостных зомби. Тогда у них появится возможность стать счастливчиками, избежавшими печальной участи всего остального человечества.
Самое безопасное в России
Квест — мероприятие непродолжительное. Праздник пройдет, и останутся лишь воспоминания тех, кому удалось увидеть игроков и, возможно, зомби. На сюжет с апокалиптическим уклоном сценаристов празднования, возможно, подтолкнуло то обстоятельство, что Казанский метрополитен считается самым безопасным в России. Во всяком случае, так утверждает Википедия. Вот и логично, что в этом метро можно укрыться от угрозы общемирового уровня.
Кроме того, что оно самое безопасное, так еще и самое молодое в стране — единственное, построенное за годы после распада СССР. Тогда это был смелый шаг — начать строительство с нуля после стольких лет перерыва в отрасли.
На некоторых из десяти станций установлены полные комплексы по досмотру пассажиров и ручной клади. Точно такие, как стоят в аэропортах и на пунктах таможенного досмотра. Есть и новинка — сканер последнего поколения. С его помощью время осмотра сокращается до пяти секунд, и не в ущерб тщательности. На входах на станции ситуация мониторится металлоискателями, анализаторами, предназначенными для обнаружения наркотиков и взрывчатки.
Камеры видеонаблюдения подключены к компьютеру со специальной программой, позволяющей идентифицировать человека по его лицу. В базу данных занесены разыскиваемые преступники, так что они не смогут незамеченными попасть на станцию.
На Казанском метрополитене действует единственный на всю страну общий диспетчерский центр, объединяющий все службы. Безопасность обеспечивается не по отдельным направлениям, а комплексно.
Так, анализаторы способны выявлять не только взрывчатые вещества и наркотики, но и источники радиоактивного излучения. Установлены они прямо в турникетах в непосредственной близости от проходящих пассажиров. В случае превышения определенных норм излучения они срабатывают, оповещая об этом соответствующие службы. «Виновника» тут же досмотрят полицейские и выяснят, почему человек излишне «фонит». Впервые на Казанском метрополитене опробован анализатор отравляющих веществ. Есть и специальный контейнер, способный выдержать детонацию заряда мощностью в полтора килограмма тротила, взорвавшегося внутри него. Благодаря контейнеру, в случае обнаружения взрывного устройства появляется возможность поместить его внутрь и безопасно вынести со станции, вывезти на полигон и там уже заняться разминированием, не подвергая людей лишней опасности.
Взгляд в будущее
Вот уже год, как в России был принят запрет на анонимный доступ к бесплатному Интернету в местах скопления людей. Относится запрет и к метрополитену. Это создает определенные проблемы для пользователей. Уже привычной стала картинка, когда пассажиры по дороге на работу или домой листают странички на своих айфонах. Но прощаться с бесплатным Wi-Fi пассажирам казанского метро не придется. Операторы сотовой связи Татарстана готовы оказывать новую для них услугу — проводить идентификацию пользователя через номер его телефона. Человек получает через СМС код доступа. Есть и другие способы идентификации. Идет работа над тем, чтобы они были предельно простыми и удобными.
В настоящее время уже начат проход тоннеля к строящейся станции «Дубравная». Это продолжение первой линии метро, насчитывающей сейчас десять станций. На открытии запуска проходческого щита присутствовал и глава Республики Татарстан. Пуск еще одной станции даст увеличение пассажиропотока до 160 000 пассажиров вместо прежних 130 000.
Проект второй линии метрополитена должен быть разработан и утвержден в течение двух лет. Что касается станции метро возле стадиона, где планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, то ее из-за этого события, чтобы не мешать транспорту на время соревнований, строить пока не станут, но потом она обязательно появится.
Стоимость одной станции метро второй очереди приблизительно будет равняться трем-четырем миллиардам рублей. «Дубравная» стоит дороже — около пяти миллиардов. Это связано с тем, что на станции предусмотрены объекты гражданской обороны.