В этом году в Республике Татарстан будет проведено реформирование системы оплаты в педагогической сфере. Такая информация была озвучена министром образования республики Энгелем Фаттаховым 21 августа во время совещания с педагогами Татарстана. Суть новшества состоит в том, что оплату труда учителей прямо пропорционально увяжут с успехами их учеников. По этой же схеме будет увязана и оплата труда каждого директора школы, начальника районного управления образования. Качество работы педагогов станут определять, исходя из общих успехов учреждения образования, учитывая количество медалистов, отличников, победителей олимпиад, средних оценок. На основе этих данных будет выстраиваться рейтинг школ по муниципальным районам. Подобная модель поможет избежать уравниловки в оплате труда, уверен министр, а у учителей появится стимул повышать свой профессиональный уровень.
Как учишь, так и получаешь
Подобную схему оплаты труда педагогов пытались внедрить в нашей стране уже не один раз. В последние годы такие эксперименты достаточно громко объявлялись в других регионах России. Но пока не было слышно о феноменальных результатах подобных нововведений. Качество работы во многом зависит от уровня ее оплаты хотя бы, потому, что человек боится потерять хорошую должность. Однако, к сожалению, профессия учителя в сегодняшней России не считается престижной. В этом легко убедиться, сравнив конкурсы при поступлении в педагогические ВУЗы с конкурсами в высшие учебные заведения, которые готовят, скажем, силовиков. Хотя при этом в том же Татарстане зарплата учителя за последние пять лет увеличилась почти втрое, но при этом следует учесть и двукратную инфляцию. Так что система образования и ее успехи во многом держится на энтузиастах. При этом энтузиасты есть как среди учителей, так и среди учеников, которым нравится учиться.
Об успешности учащихся можно говорить, посмотрев на результаты их оценок за четверть, год, на оценки по экзаменам. Главным критерием, безусловно, является централизованное тестирование. Но дело в том, что результаты тестирования редко совпадают со школьными оценками учащегося, что показывает не слишком высокий уровень подготовки при получении среднего образования. Наиболее близки результаты экзаменов и оценки на ЦТ у выпускников гимназий и лицеев. Но это и понятно — там учатся те дети, кто уже определился для себя с приоритетом получения высшего образования.
Британские школьники глупее русских?
Выходит, в школах завышают оценки? Кому это выгодно? Ведь до сих пор, вроде бы, не было увязки зарплаты с успехами школьников. И тогда получается, что с ее введением фальсификация отметок возрастет. В наших школах практически не применяется оставление ученика на второй год. Неужели все неуспевающие просто исчезли? Те, кто работает в системе образования, знают, что это не так. Руководство школ и вышестоящие инстанции давят на учителя, если он пытается выставлять неудовлетворительные оценки. Зависимость педагога от начальства нельзя недооценивать, она велика. Об этом говорит и тот факт, что преподаватели, к которым обратились за комментариями, не захотели, чтобы назывались школы, где они работают.
Вот, как объясняет отсутствие второгодников Наталья Петровна – учительница русского языка и литературы одной из казанских школ. Система отметок в принципе позволяет перевести ученика в следующий класс, если у него годовая оценка «1». Ведь, единица уже предполагает какой-то уровень знаний. Только «0» — не положительная оценка. Если у ребенка «единица», то это означает, что он умеет распознать понятие, установить подобие объектов. А такими навыками владеют практически все школьники. Выходит, если ученик может узнавать буквы, то способен претендовать на минимальную положительную оценку не только по языку, но и по литературе. Вот и ставят учителя завышенные оценки, перетаскивая неуспевающих из класса в класс.
В Западной Европе, на чей опыт так часто ссылаются чиновники от образования, ситуация иная. Хотя на Западе в настоящее время низкий образовательный уровень учеников тоже является проблемой. Там много второгодников! А все потому, что, скажем, в Великобритании очень строгая система стандартов в образовании. Там учителю себе дороже поставить завышенную оценку. В результате после экзаменов каждый десятый школьник не получает свидетельства о среднем образовании, а лишь документ о том, что он окончил школу. Именно соответствие оценки уровню знаний британцы ставят во главу угла. И это касается не только государственных школ, но и частных. От этого соответствия в первую очередь зависит престиж учреждения образования. Частные школы заинтересованы получить побольше учеников не потому, что за них платят родители – за учащихся частным школам платит государство. Частных школ в королевстве около 10%. Около половины их выпускников поступает в университеты, так как уровень подготовки в частных школах выше, чем в государственных. В принципе, успешностью школы можно считать процент поступивших в ВУЗы.
Привязка успешности учеников к повышению зарплаты учителя – это лишь один шаг. Должны быть и другие системы стимулирования. Хотя бы, те же частные школы, которые получают финансирование не от родителей, а от государства. Конкурентная среда в образовании может сделать многое.
Много званых, да мало избранных
В России финансирование школы напрямую не увязано с качеством знаний учеников. И для школы не важен уровень знаний, главное — оценки и, конечно же, количество призовых мест на олимпиадах. По самым успешным ученикам и определяется уровень подготовки. При новом подходе – больше победителей олимпиад — выше фонд зарплаты. А что делать с середняками и неуспевающими? Ставить им завышенные оценки.
В таком положении вещей заинтересованы и власти страны. Так считает учитель иностранного языка одной из казанских школ – Мария Дмитриевна. По ее мнению, власти стараются поддерживать имидж российского образования, и поэтому делают все, чтобы скрыть разрыв в его уровне между обычными средними школами и гимназиями, лицеями. Учитель говорит, что дети бывают разные – и там, и там, но уровень образования в обычных школах теперь очень низкий. А властям надо создавать видимость доступности хорошего образования. Но равных условий для всех детей в стране уже не существует. Проблема с каждым годом только усугубляется. И по большому счету, ничего не делается, чтобы ее решить. Повышение фонда зарплаты за успехи отдельных учеников — не выход, все сведется к выращиванию в тепличных условиях олимпиадников, переманиванию «хороших» учеников в свой класс при поддержке руководства. А вот сам уровень подготовки расти не будет. А ведь вытащить на чуть более высокие реальные оценки отстающего – это иногда больший подвиг, чем подготовить из рвущегося к знаниям ученика победителя олимпиады.
Закладывается порочный круг. Низкий средний уровень подготовки школьников провоцирует низкий уровень тех, кто поступает в ВУЗы. Студенты уже не могут набрать необходимый багаж знаний. В результате страна получает плохо подготовленных специалистов. А потом все удивляются, почему падают ракеты, рушатся мосты. Главным является именно этот – средний уровень подготовки, он определяет уровень страны в целом, а не витрины для выставки.