Создание сельскохозяйственного кластера осуществляется для повышения конкурентоспособности, однако совместное использование частного и государственного капитала может не привести к желаемому результату. С сентября прошлого года ведётся работа по созданию такого объединения в Набережных Челнах, проанализируем её целесообразность.
Предпосылки и конъюнктура рынка
Первопричиной, которая подтолкнула к идее создания объединения производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции, стала необходимость увеличения объёмов выпуска, импортозамещение, актуальность доведения своего товара до конечного потребителя.
Именно с этой идеей выступил холдинг «Агросила групп». Предполагается, что в состав кластера должны войти предприятия как животноводческой направленности, так и растениеводческие. В качестве пилотного проекта рассматривается строительство элеватора и мясоперерабатывающего комплекса.
По мнению заместителя руководителя исполкома Набережных Челнов Натальи Кропотовой, такая форма кооперации позволит получить ощутимый результат уже к 2020 году. Данные заявления вызывают определённые сомнения, поскольку при таком объеме необходимых инвестиций и привлечения займов ставится под вопрос сама необходимость формирования кластера, поскольку речь можно вести о создании нового производственного комплекса. При незначительных частных инвестициях распределение прав собственности лишь усложнит управление.
В качестве предпосылок также называется необходимость создания крупного объединения, которое сможет эффективно взаимодействовать с торговыми сетями, обеспечивая продвижение своей продукции. Однако излишняя громоздкость руководящего аппарата в таком кластере может иметь и обратный эффект. Кроме того, пока неясны механизмы взаимодействия государственно-частного капитала, определение форм собственности и объективной оценки показателей.
Опыт создания сельскохозяйственных кластеров
Создание объединения сельхозпроизводителей не может осуществляться только на основе административного ресурса, путём сращивания мощностей зачастую разнопрофильных предприятий. Согласно этому мнению, ряд экспертов, в том числе и председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Республики Татарстан Камияр Байтемиров, полагают, что эффективное создание кластеров и объединений возможно только на условиях совместного привлечения сопоставимых объёмов инвестиций объединяющимися предприятиями. Чрезмерное привлечение государственных и заёмных средств без чёткого распределения рисков и создания продуктивной формы управления не приводит к положительному результату.
В качестве такого негативного примера приводят опыт создания агропромышленного парка в Казани, в результате которого денежные средства были освоены в полном объёме, однако для полной реализации проекта требуются дополнительные вливания.
Следует иметь в виду, что создание такого рода кластеров – это результат успешной реализации аналогичных проектов по созданию особых экономических зон, в рамках которых собственникам предоставляются налоговые льготы, кредитование по сниженной процентной ставке, создание инфраструктуры за счёт федерального или регионального бюджетов. Именно стремлением достичь высоких показателей роста и обусловлена адаптация этих механизмов к сельскохозяйственным реалиям. Однако в отличие от производственного, сельхозкластер отличает необходимость в объединении различных составляющих, в том числе и с разными собственниками, поэтому ключевым аспектом является распределение финансовой ответственности по кредитным обязательствам.
Особенности создаваемого объединения
В настоящий момент в создании кластера наиболее заинтересован именно холдинг «Агросила групп», который благодаря этому может выйти в лидеры среди производителей мясо-молочной продукции. При этом привлечение собственных средств не превысит 30%, остальные 70% — кредитные займы. Поэтому говорить о равноправном партнёрстве не приходится.
Кроме того, фактической целью создания этого объединения является не совместное развитие или расширение и продвижение на рынок ряда производств, а получение государственных субсидий и налоговых преференций.
Суммарный объём инвестиций в реализацию первого этапа проекта составляют более 4 млрд. руб., а срок окупаемости – до 2020 года.
Дальнейшие планы весьма обширны. Так, предполагается создать сразу два технополиса: «Заман» и «Чулман». В рамках первого планируется до 2017 года возвести сразу четыре предприятия: элеватор, мясоперерабатывающий цех, молокозавод, маслоэкстракционное производство. В технополисе «Чулман» предполагается нарастить мощности мясопереработки уже к 2018 году.
Реализация этих проектов требует суммарных инвестиций в размере 14 млрд. руб., а срок окупаемости второго этапа – 2023 год.
По словам председателя совета директоров Светланы Барсуковой, получение статуса кластера фермерских хозяйств и технополиса позволяет получить государственные субсидии, что особенно важно при создании транспортной и энергетической инфраструктуры.
Предприятия, входящие во вновь образуемый кластер, будут в той или иной мере принадлежать холдингу «Агросила групп», что позволит избежать определённой доли рисков, однако не позволяет говорить о создании именно сельскохозяйственного объединения.
Таким образом, в данном конкретном случае создание кластера является скорее выгодным с точки зрения финансирования термином, нежели реальным объединением независимых производителей. Подобная ситуация имеет спорную правовую оценку, однако нельзя не признать эффективности подобного решения. Исходя из этого, создание сельскохозяйственного кластера — не что иное как привлечение инвестиций под проект расширения холдинга «Агросила групп», что в целом является необходимым и своевременным проектом.