Одним из основных показателей, свидетельствующим о том, что мегаполис не стоит на месте, а продолжает развиваться, является строительство новых станций метро. Но далеко не каждый крупный город России может похвастаться собственным метрополитеном. Тем не менее, даже там, где он есть, не спешат открывать новые станции.
Многомиллионный проект
Власти РТ планируют направить 56,7 млн. руб. на разработку проекта, который подразумевает строительство первого участка второй линии метро столицы республики. Она появится между станциями «Фучика» и «Сахарова». Примечательно, что данный тендер уже опубликован на официальном сайте государственных закупок.
В настоящий момент руководство Татарстана занимается поисками подрядчика. Предполагается, что он займется не только строительством первого участка второй линии метрополитена Казани, но и благоустроит прилегающие территории.
Составленная документация предполагает, что обладатель тендера очистит зону котлованов, предназначенных для строительства новых тоннелей, от инженерных коммуникаций. Последние будут перенесены в другое место. Более того, те деревья и другие насаждения, которые окажутся в эпицентре строительных работ, не уничтожат, а пересадят в прилегающие парки, скверы. Что же касается сооружений, которые окажутся на пути второй линии казанского метро, то их просто демонтируют.
Как только все работы будут закончены, подрядчик обязуется обустроить автодорогу возле станций, положить новый асфальт, организовать специальные дорожки велосипедистов. Также он высадит и новые кустарники.
Прием заявок начался в середине апреля и закончится 11 мая текущего года. Что же касается итогов тендера, то их огласят 15 мая. Победителя обяжут завершить строительство второй линии казанского метро в течение пяти месяцев с момента подписания соответствующего договора.
Затратное мероприятие
Марат Рахимов, руководитель МУП «Казметрострой, сообщил, что строительство только одной станции оценивается примерно в 4 млрд. рублей. Например, та же «Яшлек», «Северный вокзал», а также «Авиастроительная» обошлись бюджету РТ в целых 12 млрд. руб. Вместе с тем, новые станции будут стоить значительно дороже, около 5 млрд. руб. Также потребуется выполнить целый комплекс работ, касающихся гражданской обороны.
Всего же в строительство новой ветки казанского метро власти РТ собираются инвестировать 16 млрд. руб. На первый взгляд, сумма довольна большая. Но та же первая очередь Иннополиса, вместе с технопарком «Попова», многоквартирными жилыми домами, студенческим кампусом и строением IT-университета, другими объектами, обошлось бюджету в 23 млрд. руб. При этом основная часть денег поступила из федеральной казны.
Чтобы сопоставить финансовые масштабы, можно привести в пример и проект, который предусматривает возведение моста через реку Кама, а также строительство дорог до Набережных челнов, трассы М7. Все это оценивается в 29 млрд. руб. Так что новая ветка казанского метро – относительно недорогой проект. При этом он имеет первостепенное значение, так как столица РТ уже не первый год буквально задыхается от автомобильных пробок. Новые станции метро необходимы ее жителям, как воздух. Иначе в скором времени в Казани может наступить настоящий транспортный коллапс.
Правда, темпы, которыми сейчас в столице Татарстана строятся новые станции метро, не внушают оптимизма. Каждый год метростроевцам удается прокопать всего 146 м. тоннеля. Если работу не ускорить, то запроектированная линия метро, которая протянется от станции «Фучика» до «Сахарова», появится лишь через 36 лет.
Кто даст денег
Безусловно, планы властей РТ по развитию казанского метро заслуживают уважения и всяческой поддержки. Но последние вести из Кремля заставляют усомниться в том, что Татарстан получит на эти цели необходимое финансирование. В ходе недавнего заседания Совфеда несколько сенаторов обратились с рядом вопросов к Аркадию Дворковичу. Но в первую очередь их интересовали аспекты государственной поддержки, которая будет направлена на развитие метрополитена в крупных мегаполисах РФ. Вице-премьеру пришлось признать, что на данный момент лишних денег в бюджете нет. По его словам, только Москва располагает необходимыми финансами для расширения «подземки».
Также сенаторы доложили Аркадию Дворковичу, что власти регионов заняли выжидательную позицию. Оно и не удивительно, ведь они не собираются бежать впереди поезда, то есть начинать масштабное строительство новых станций, не получив на то соответствующих гарантий из Кремля. Дворкович уверен, что в ближайшие два-три года ситуация с развитием метрополитена в регионах не сдвинется с мертвой точки, так как неоткуда ждать финансовых ресурсов.
Ответ вице-премьера не устроил Валентину Матвиенко, спикера Совфеда. Она уверена, что деньги на строительство новых станций метро в периферийных городах надо изыскать любыми способами. Иначе проблема пробок в регионах будет только усугубляться. Также Валентина Матвиенко заметила, что сейчас собственными силами строят «подземку» лишь три города: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Отмалчиваться Аркадий Дворкович не стал. Он отметил, что власти регионов при согласовании планов по транспорту с Кабинетом Министров сами сделали выбор. В первую очередь, они решили реконструировать аварийные дороги, а вот строительство метрополитена было сдвинуто ими на задний план. Министры прислушались к их мнению и пообещали выделить финансовые средства именно на ремонт дорог, а не на развитие метрополитена в регионах.
Но Валентину Матвиенко не устроил пассаж Аркадия Дворковича. Она заявила, что несмотря на позицию региональных властей, строительство новых станций метро на периферии должно всегда быть в приоритете.
Скоро открытие
Невзирая на отсутствие финансовых средств, одна из новых станций второй линии казанского метро, которая будет называться «Дубравная», откроется уже 30 августа. Эту радостную для жителей столицы РТ новость поведал Асфан Галяков, генеральный директор МУП «Метроэлектротранс».
Кстати, метрополитен Казани начинает попутно внедрять новую безкассовую систему обслуживания пассажиров. В феврале текущего года, по условиям разработанного ранее пилотного проекта, на нее был переведен вестибюль станции «Северный вокзал», который имеет выход к ж/д вокзалу. Если новая система хорошо себя зарекомендует, то со временем она будет внедрена и на других станциях казанского метрополитена.
Расширение метро – не только затратное мероприятие. На определенное время оно превращает город в одну сплошную большую стройку. Но жители Казани должны отнестись к этим трудностям с пониманием. Ведь в перспективе новые станции метро разгрузят город от личного транспорта, и проблема пробок исчезнет. Главное, чтобы процесс по строительству новой ветки казанского метро не останавливался. А для этого необходимо постоянное финансирование. Жителям столицы РТ остается только надеяться, что справедливые доводы Валентины Матвиенко не останутся незамеченными вышестоящим руководством, и деньги на развитие метрополитена в регионах все же найдутся.