После трагических событий сразу в двух школах – в Перми и в Бурятии – правительство серьезно обеспокоилось обеспечением безопасности в российских школах. Поэтому в ближайшее время планируются масштабные проверки сотрудниками Росгвардии частных охранных предприятий, обслуживающих образовательные учреждения. Не исключено, что в них примут участие и другие правоохранные ведомства.
Кто и как отвечает за безопасность учащихся
В законе № 273-ФЗ об образовании, последние поправки в который были внесены в конце декабря 2017 года, есть конкретное указание на обязанности образовательных учреждений. Статья 28 говорит о том, что помимо реализации учебных программ, они должны создавать условия для безопасного обучения детей. Сейчас школы и прочие общеобразовательные учреждения финансируются из бюджета соответствующего уровня на основании подушевых нормативов. То есть, на каждого ученика полагается определенная денежная сумма, поэтому чем больше в школе учащихся, тем богаче фонд материального обеспечения данной школы.
Выделяются эти средства на общеобразовательные программы, на зарплаты и профессиональную подготовку педагогов, на приобретение учебников и расходных материалов, а также на ремонт и хозяйственные нужды. Таким образом, расходы на охранные мероприятия, кроме оснащения здания пожарной сигнализацией, не оплачиваются государством. Получается парадоксальная ситуация: школа обязана обеспечить безопасность, вот только денег на это нет.
Правда, если читать закон дальше, то статья 101 дозволяет использовать полученные от физических или юридических лиц средства на осуществление своей деятельности. То есть добровольные пожертвования, сэкономленные средства и деньги, полученные за оказание дополнительных услуг, могут быть направлены на заключение договора с охранной организацией.
Стандарты безопасности
Наряду с проверками ЧОПов чиновники предлагают разработать и утвердить на государственном уровне стандарты обеспечения безопасности для всех образовательных учреждений. Планируется создание особой рабочей группы при консультировании сотрудников МЧС, ФСБ, Росгвардии, которая займется совершенствованием законодательства в области безопасности социально значимых объектов. Будут рассмотрены и продуманы инструкции и алгоритмы действий охранников в случае чрезвычайной ситуации, порядок реагирования на внутренние конфликты, механизм оповещения о происшествиях правоохранительных органов и налаживания плотного взаимодействия с экстренными службами.
Профессиональный стандарт сотрудника охраны в учебном заведении существует еще с 2015 года, однако он носит исключительно рекомендательный характер и распространяется только на Москву, но мало знаком в иных городах и республиках страны. А в 2016 году правительство опубликовало постановление, призывающее усилить меры по противодействию терроризму, для чего всем школам необходимо заключать договора с ЧОПами. Если обязательный профстандарт действительно будет разработан и получит законодательную силу, то поучаствовать в тендере и заключить договор на охрану общеобразовательных учреждений смогут исключительно серьезные организации с профессиональными, подготовленными сотрудниками.
Однако здесь возникает следующее «но». Исходя из финансирования каждой конкретной школы, ее руководство может позволить и соответствующую охрану. К примеру, для московских школ департамент образования проводит тендеры общим объемом в 15-20 миллионов на охранные мероприятия. Причем традиционно победителями конкурсов становятся члены Ассоциации «Школа без опасности», собравшей под свое крышей около 50 профильных организаций. Учитывая, насколько прибыльной является в столице данная сфера деятельности, эксперты уже даже заинтересовались таким сотрудничеством с точки зрения коррупционной составляющей и нарушения антимонопольного законодательства.
Зато школы Татарстана довольствуются услугами вахтерши или пенсионера, готовых сидеть на входе и читать прессу. В случае опасности такие охранники не то что не защитят учащихся, а даже тревожную кнопку не нажмут
Повышение уровня охраны – за чей счет?
Предстоящие проверки охранных организаций, обслуживающих школы, ставят целью выявить законность деятельности каждой из них, определить качество оказываемых услуг и степень готовности сотрудников к разного рода происшествиям. В общеобразовательных учреждениях будут осмотрены тревожные кнопки сигнализации, исправность видеонаблюдения и сигналов оповещения, наличие схем эвакуации людей в случае чрезвычайного положения.
По итогам проверок чиновники планируют дополнительно продумать механизм организации мониторинговых центров, которые путем видеонаблюдения будут способствовать обеспечению безопасности в школах. В совокупности с будущим стандартом для охранников все эти меры должны существенно повысить уровень охранных мероприятий в детских садах и школах.
Вот только регулярные прокурорские проверки четко дают понять, что сбор денежных средств на охранные услуги с родителей учеников является незаконным. Даже если он проходит как «добровольное пожертвование», такая практика не может считаться нормой, так как финансирование должно осуществляться из казны органов местного самоуправления.
Так кто в итоге виноват в страшных событиях, происходящих в отечественных школах? Прокуратура, которая не считает отсутствие финансирования причиной для отсутствия должного уровня безопасности? Школа, которая, несмотря ни на что, должна иметь контрольно-пропускной режим и договорные отношения с квалифицированной охранной компанией? Или чиновники, которые перекладывают обязанности по охране учащихся на плечи и кошельки их родителей? Станут ли результаты проверок стимулом для пересмотра политики в отношении безопасности детей или для этого потребуется новая трагедия в очередном городе?