Качество школьного образования – актуальный вопрос, который предопределяет эффективность социальных программ и даёт непредвзятую оценку работе профильных ведомств. Постоянное обновление образовательных стандартов и наличие разнонаправленных методик – лишь один из факторов, предопределяющих качество обучения. К ним также относят уровень оснащения школ и стимулирование преподавательского состава. В связи с этим проанализируем совокупность вышеперечисленных аспектов и оценим их влияние на школьное образование в Татарстане.
Приоритетные проекты в сфере образования и текущее положение дел
Республиканские чиновники пристально контролируют состояние школьных учреждений, а также основные показатели образовательного процесса. Так, регулярно составляется рейтинг лучших школ, при этом учитывается не только средневзвешенный результат ЕГЭ, но и занимаемые школьниками места на олимпиадах и конкурсах. В 2017 году первое место досталось казанскому лицею №131.
Весомый вклад вносят и коммерческие организации, оказывая добровольное содействие в оснащении и модернизации школьного оборудования. Так, в этом году новые учебные и наглядные пособия получили школа № 6 Альметьевска и Каргалинская гимназия Чистопольского района. Кроме того, была закуплена новая мебель и проведён ремонт аудиторий, спонсором выступила компания АО «Транснефть-Прикамье».
Казань, как и другие бурно растущие российские мегаполисы, несмотря на прилагаемые усилия, испытывает определённый дефицит школьных образовательных учреждений, особенно в новых районах. Проблему призвана решить программа по предоставлению крупным застройщикам земельных участков на льготных условиях в обмен на возведение социальных объектов – школ, детских садов и поликлиник.
В 2017 году в эксплуатацию были введены многопрофильная школа №181 и полилингвальная многопрофильная гимназия №180. При этом в последней будет реализована и инновационная образовательная программа по разделению учащихся на профильные потоки: математический, биолого-математический и полилингвальный. Процесс будет осуществляться не только с учётом пожеланий родителей, но и анализа способностей учеников. В течение первого полугодия будет сохраняться возможность сменить направление на смежное. Такой подход обеспечит углублённое изучение профильных дисциплин, необходимых при последующем поступлении в ВУЗы.
Школа оснащена по последнему слову техники, включая интерактивное оборудование, современные библиотеки, а также обустроенную прилегающую территорию. Активно внедряются электронные образовательные системы, позволяющие родителям оперативно мониторить успеваемость, получать доступ к открытым информационным ресурсам и контролировать процесс обучения. Это стало возможным благодаря реализации программы «Электронное образование Республики Татарстан», которая запущена ещё в 2009 году. На базе системы реализован и механизм аттестации преподавательского состава.
Стоит отметить и комплексный подход властей Татарстана к решению задачи создания современной среднеобразовательной системы. Для достижения поставленных задач была создана программа «Школа будущего», в рамках которой осуществляется не только возведение новых объектов, но и переоснащение существующих. Согласно утверждённым нормам, процесс строительства новой школы не должен превышать 19 месяцев, а её стоимость составляет примерно 870 млн. руб.
Финансирование осуществляется как из федерального, так и из регионального бюджетов, привлекаются и средства инвесторов. Это стало возможным благодаря созданию так называемых «профессорских классов», сформированных с привлечением преподавателей ВУЗов, в которых, в свою очередь, осуществляется целевая подготовка специалистов для заинтересованных компаний на целевой основе.
Реорганизация образовательной системы, её достоинства и недостатки
Повышается и эффективность использования имеющихся ресурсов. Так, в Казани успешно реализуется проект реорганизации школ и детских садов, в результате которого происходит их объединение. Начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин отметил, что это не просто оптимизационные мероприятия, это, в первую очередь, этап на пути создания новой образовательной системы, отвечающей требованиям современности. В программу уже включены 13 школ и 28 детских садов, на базе которых будут сформированы семь новых образовательных центров.
Такой подход обусловлен и действующими количественными механизмами финансирования, согласно которым денежные средства выделяются, исходя из численности обучающихся, ввиду чего вести нормальную хозяйственную деятельность в небольших учреждениях не представляется возможным. Чиновник отмечает, что перебазирования учащихся при этом нет, то есть ученики остаются в привычном для них месте, изменения происходят лишь на административном уровне. К дополнительным преимуществам такого подхода можно отнести ликвидацию практики второй смены, а также повышение статуса всего заведения.
Стоит отметить, что процесс не проходит гладко. Так, при слиянии школы №133 и гимназии №75 возникла конфликтная ситуация, когда родители более статусной гимназии выступили против соединения с одной из отстающих школ, которая к тому моменту не прошла необходимое переоснащение. Как отметили представители родительского комитета, улучшение отстающих должно осуществляться не за счёт лидирующих образовательных учреждений. При этом анализ московского опыта показывает, что помимо оптимизации расходов иных преимуществ у подобной практики нет, поскольку она ведёт к усреднению всех показателей. Что касается необходимого повышения среднего заработка учителей, то, принимая во внимание возросший объём внеклассной работы, удельная величина оплаты осталась неизменной.
Кроме того, школы Татарстана участвуют и в программе «Доступная среда», направленной на обеспечение доступности объектов для людей с ограниченными возможностями. Согласно обозначенным планам, соответствующему переустройству будет подвергнута 61 школа региона.
Обширные планы намечены и на 2018 год. Согласно озвученной программе, на капитальный ремонт 28 школ, среди которых – 12 коррекционных образовательных учреждений, будет выделено 732 млн. руб.
Повышению качества же самого процесса обучения, включающего внеклассные занятия, будет способствовать и запланированная ежемесячная доплата в размере 20-30 тыс. руб. тем преподавателям, которые будут заниматься подготовкой учеников к олимпиадам и соревнованиям.
Таким образом, школьное образование в Республике Татарстан находится на достаточно высоком уровне, реализуются масштабные программы по повышению качества образовательного процесса, внедряются новые методики, базирующиеся на современной материально-технической базе.
Тем не менее, как и для любого процесса обновления, характерны и неизбежные сложности, которые необходимо решать, основываясь на опыте других регионов.